Как работает датчик температуры на радиаторе
Перейти к содержимому

Как работает датчик температуры на радиаторе

  • автор:

Как работает терморегулятор на батарее отопления: монтаж и настройка

От простых вентилей до термостатов. Что нужно знать о принципах установки и настройки терморегулятора в батарее? Выставляем комфортную температуру и экономим электричество.

Авторы: редакционный отдел блога DG-Home

Ульяна Кильдаева

Ульяна Кильдаева Автор статей
Подпишитесь, и узнавайте о самых интересных материалах
на dg-home.ru
26 декабря 2022

  • Внутренняя отделка
  • Мастер на все руки
  • Обзоры

Терморегуляторы для радиаторов отопления – это устройства, позволяющие поддерживать необходимую температуру в отапливаемом помещении, тем самым обеспечивая комфорт проживания и экономя электроэнергию в доме. Не только в помещениях с автономной системой обогрева, где давление и температуру задает котел отопления, но и в квартирах – с центральной подачей теплоносителя можно и нужно устанавливать на батареях регулятор в качестве экономичного рабочего прибора. Поговорим подробно об этом простом, но незаменимом приборе.

Преимущества работы терморегулятора, установленного на батарее отопления

1. Терморегуляторы дают возможность устанавливать разную температуру в разных помещениях. Например, на кухне – как в самой теплой комнате с учетом всех работающих приборов, можно выставить минимально комфортную температуру + 18, тогда, как в других комнатах + 20-23 градуса

Как правило, в ночное время для спокойного сна, температура воздуха не должна превышать + 21 градусов. Регулятор позволит контролировать температуру в разных комнатах.

2. Правильное использование терморегулятора позволяет сэкономить на электроэнергии до 40 %. Особенно этот фактор важен в МКД с не отрегулированной подачей теплоносителя, когда и в осенние, и в зимние дни – центральная система отопления подает фриз определенной температуры.

Термостат легко устанавливается на любой радиатор, не нуждается в профилактическом обслуживании и способен поддерживать широкий температурный диапазон: от +5 до +27 градусов.

3. Использоваться терморегуляторы могут как в жилых, так и в производственных или коммерческих объектах. Кроме того, его установка оправдана и в котельных, где термостатный датчик защищает оборудование от высоких нагрузок. В этом случае устройство устанавливают на выходе из котла.

Существуют регуляторы для работы в экстремальных условиях – нежилых помещениях.

Как сконструирована рабочая часть терморегулятора

Принцип работы терморегулятора на батарее отопления строится из его конструктивных частей: клапана и термоголовки. Приборы выпускают под разные системы отопления.

Но основные узлы включают:

  • Термоклапан – для регулировки мощности потока;
  • Термоголовка – для управления клапаном;
  • Корпус;
  • Клапан – для пропуска антифриза;
  • Штока – для контроля за просветом в трубе;
  • Сильфона – функция толкателя.

Головка термостата регулятора – съемная, на один клапан можно устанавливать приборы разного типа.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Устройства терморегулятора – видимые части

Конструкция клапана в регуляторе похожа на вентиль. Устройство имеет седло и запорный конус, открывающий-закрывающий отверстие на входе теплоносителя. Температура подачи воды или другого теплоносителя регулируется именно подобным образом – путем скорости и напора подачи.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Конструкция регулятора в разрезе

  • Маркировка RTD-G на клапане означает, что регулятор предназначен для монтажа в однотрубных системах;
  • Маркировка RTD-N – для использования в двухтрубных системах или системах с принудительной циркуляцией.

Материалы изготовления терморегуляторов

Корпусная часть вентилей перекрытия сделана обычно из устойчивых к коррозии материалов, которые дополнительно могут иметь хромированную или никелированную защиту.

В своей основе регулятор может быть:

  • Бронзовым с напылением;
  • Латунным с напылением;
  • Из нержавеющей стали.

Из-за своей устойчивости к окислению, нержавейка считается универсальным материалом для контактирующих с антифризами деталей. Регуляторы из бронзы и латуни – примерно равноценны по качеству и срокам службы.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Регуляторы с латунным и бронзовым корпусами

  • Ручные;
  • Механические;
  • С электронным контролером.

Они отличаются и по стоимости, и по комфорту пользования.

Ручной вентиль

Обычный вентиль-кран, который поворотом регулирует скорость подачи антифриза – т. е. пропускную способность трубы. Это самый простой, но довольно надежный вариант.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Ручной регулятор – простой вентиль на батарее отопления

Механический регулятор

Конструкция механического терморегулятора имеет сильфон, который заполнен температурным агентом (газом или жидкостью). Запорное устройство поддерживает заданную температуру в автоматическом режиме. Шток на регуляторе перекрывает проходное сечение. И пока жидкость в сильфоне находится в не нагретом состоянии, шток остается поднят. По мере увеличения температуры, в объеме начинает увеличиваться и цилиндр (за счет расширения газа/жидкости), что приводит к давлению на шток и перекрытию входного сечения.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Терморегулятор с механической головкой

Электронный регулятор

Помимо электронного датчика контроля и поддержания температурного режима, клапана и переходника, устройство имеет 2 батарейки. И потому в сравнении с двумя прошлыми моделями – габаритнее в размерах.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Электронные контролеры на радиаторах отопления

Микропроцессор управляет движением штока клапана, но в зависимости от модели, регуляторы имеют и другие вариации функций. К примеру, вы можете задать необходимую температуру по часам или при снижении до определенного градуса в помещении.

Среди недостатков электронных терморегуляторов выделяются: высокая цена и необходимость следить за степенью разряда батарей.

Видео по теме:

Как установить регулятор на батарею отопления, чтобы он работал?

Лучше всего устанавливать регулятор до начала отопительного сезона. В противном случае придется сливать из труб всю воду. Ограничители ставят на входе или выходе радиатора. Наиболее удобным считается монтаж регулятора на высоте 60-8- см, однако при нижнем расположении это невозможно. Что делать в этом случае?

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Схемы установки регуляторов

Каждое устройство калибруют на заводе. Если у вас нижний седельный вход, можно поискать регулятор с возможностью установки внизу, установить модель с выносным датчиком или перенастроить термоголовку. Процесс несложный, а описание находится в паспорте устройства. Регулятор обязательно устанавливают в горизонтальном положении, иначе теплый воздух будет нагревать сильфон, что приведет к его некорректной работе и быстрому выходу из строя всего устройства.

Температурная шкала термоголовки имеет рабочий диапазон от 1 до 5 (от 5 до 26-28 градусов). При необходимости этот разбег можно ограничить при помощи 2 ограничительных штифтов.

Видео поможет подробно разобраться в настройках клапана на батарее отопления.
СЮДА ПОДОЙДЕТ
На фото – пример установленного терморегулятора на батарее отопления компании Danfoss

Устанавливают регулятор, как и обычные переходники, на фум-ленту или льняную подмотку. На клапане, имеющем резьбу, нужно подобрать фитинги или нарезать встречную резьбу на трубе. Помимо того, у компании Danfoss имеются регуляторы с системой защелкивания – клик. Если после присоединения термоголовка вращается нормально, то установка выполнена правильно.

Клапан и головка должны быть одного производителя! А стыковочные резьбы – совпадать!

Если в МКД доме регулятор планируется ставить на однотрубную разводку, обязательным условием становится наличие байпаса (участка, соединяющего 2 трубы). В противном случае уменьшая подачу тепла у себя в квартире, вы также будете уменьшать и на этажах выше.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Батарея с байпасом-перемычкой

Настройка регулятора на радиаторе

Поскольку главной задачей терморегулятора на радиаторе отопления является рациональное использование ресурсов, перед установкой нужно правильно выбрать подходящий тип вентиля. Так, например, чугунные батареи остывают долго, и так же долго нагреваются, и потому на них предпочтительнее ставить обычные вентили с ручной регулировкой. А вот на биметаллические или алюминиевые батареи вполне подойдет электроуправление. При этом, в доме с детьми, стоит предусмотреть регуляторы с антивандальной защитой.

СЮДА ПОДОЙДЕТ
Электро-регулятор на батарее отопления

  • Закрыть окна и двери в комнате – необходимо для стабилизации температуры;
  • В центр комнаты до 50% ее высоты подвесить или положить градусник;
  • Открыть вентиль регулятора, повернув его влево до упора – до максимального значения;
  • После повышения температуры в помещении на 5-7 градусов (наблюдаем за термометром), закручиваем вентиль вправо до упора;
  • Следим за показаниями на градуснике, пока не появятся необходимые нам значения;
  • Медленно поворачиваем ручку регулятора влево и маркируем значение, начертив полосу на вентиле.

При совмещении маркированной линии и ручки регулятора в комнате будет установлена комфортная температура. Подобным образом можно маркировать и регуляторы в других комнатах.

Из жары в озноб: зачем нужен датчик температуры охлаждающей жидкости и как его проверить

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) – штука сама по себе простая и весьма надёжная. Но выход этого датчика из строя может здорово осложнить жизнь, потому что он влияет на многие параметры работы двигателя. Можно очень долго искать причину сложного пуска мотора или его желания глохнуть на горячую, а она может крыться в небольшой детальке, которая и стоит не очень дорого, и достаточно просто меняется собственными руками. Вот только как понять, что пришло время её заменить или хотя бы проверить?

Пуск, прогрев и перегрев

Что такое ДТОЖ с точки зрения физики? Это просто термистор – резистор (сопротивление), параметры которого зависят от температуры. Точнее, всего один параметр – само сопротивление. Чем выше температура охлаждающей жидкости, тем меньше сопротивление (у него обратная зависимость). Чтобы это сопротивление замерить, по одному из проводов в разъёме датчика подаются постоянные плюсовые 5 вольт. Дальше всё просто: по тому, насколько упало напряжение, измеряется сопротивление термистора в текущий момент времени, и данные уходят на обработку в ЭБУ. И тот уже сам пересчитывает, какая температура у охлаждающей жидкости. Для чего ему это надо? А надо ему это для решения нескольких задач.

Во-первых, для того, чтобы правильно готовить топливо-воздушную смесь. При холодном пуске она должна быть чуть богаче, затем её требуется обеднить. Во-вторых, нужно правильно открывать дроссельную заслонку, чтобы в холод правильно запустить двигатель, а по мере его прогрева снижать обороты коленвала. В-третьих, когда машина уже прогрета, нужно контролировать температуру антифриза и при необходимости включать вентилятор системы охлаждения. Всё это обеспечивает датчик температуры даже в простых машинах.

В более сложных машинах (и моторах) датчик может выполнять и другие функции. Его информация помогает управлять термостатом с электронным управлением, а если датчика стоит два (на патрубке на выходе из блока и на патрубке на выходе из радиатора), то они контролируют работу системы охлаждения. Они могут менять скорость работы вентиляторов, могут сигнализировать о том, что что-то идёт не так, и система охлаждения не справляется с работой.

В общем, функций у ДТОЖ много. И если он вдруг перестаёт работать, мотор будет вести себя неадекватно. В первую очередь может сильно осложниться холодный пуск. Дроссельная заслонка может не открыться на нужный угол, отчего обороты после пуска мотора будут недостаточными. А по мере прогрева может случится обратная ситуация: несмотря на рост температуры, обороты снижаться не будут, вдобавок может не включаться вентилятор системы охлаждения и могут появиться ошибки приготовления смеси. Проявления могут быть различными, причём значок Check Engine может предательски молчать. А если он и загорится, то сам по себе ни о чём не скажет – потребуется диагностика сканером.

Ну, с ним всё просто: достаточно проверить наличие ошибок из диапазона P0115 – P0118, а ещё лучше – проверить значения, которые выдаёт датчик по мере прогрева антифриза. Одним словом, жизнь со сканером проста и прекрасна, и лучший и простейший способ проверка ДТОЖ – это проверка через диагностический разъём приличным сканером. А что делать, если его под рукой нет?

Не виноватый я!

К сожалению, понадобится хотя бы мультиметр. Но иногда можно обойтись и без него просто в силу простоты конструкции датчика.

Действительно, что там может сломаться? Почти ничего. Если, конечно, не заливать в систему охлаждения воду из-под крана – тогда может сгнить сам резистор (потому что датчик стоит в антифризе, температуру которого он и измеряет). В остальных случаях подводит его проводка. Поэтому проверку датчика нужно начинать с проверки проводки. Сначала снимаем фишку разъёма и смотрим, всё ли там в порядке. Если видим отвратительные зелёные окислы (или серые или даже белые), то сначала надо всё очистить, а уже потом заниматься диагностикой.

Есть смысл немного подёргать все провода, подходящие к датчику. Вполне вероятно, что один из них подгнил внутри изоляции и своей функции не выполняет. Это намного более вероятно, чем поломка самого датчика.

Если контакты чистые, а провода от разъёма не отгнили, придётся брать в руки мультиметр. Для начала проверим, подаётся ли на датчик постоянное напряжение. Если оно есть и оно действительно постоянное (как я говорил выше, обычно это пять вольт), то можно проверять сам датчик. Есть два способа его проверки: для ленивых и для занудных. Сначала попробуем сделать это способом для ленивых.

Тут не надо снимать датчик. Надо лишь измерить его сопротивление. Но сделать это желательно как минимум трижды: на полностью прогретом моторе, минут через 20 после его остановки и после того, как мотор полностью остыл. И теперь смотрим на три наших замера. Так как сопротивление термистора в зависимости от температуры меняется очень сильно (от 150-200 Ом на горячем моторе до 7-8 КОм при нуле), то разница в замерах должна быть очень существенной. Если этого не произошло, то с датчиком что-то явно не так. Можно смело покупать новый и не мучиться с дальнейшими замерами. Это был путь ленивых.

Путь занудных, само собой, сложнее. Не знаю, часто ли им идут в жизни, но он существует. Первый шаг на этом пути – это извлечение самого датчика. Для этого нужно слить довольно много антифриза и не обжечься им. Датчик вкручивается по резьбе, так что его требуется просто выкрутить.

Несём его домой и готовим какую-нибудь кастрюльку воды и термометр. Дальше вы, наверное, уже всё поняли: измеряем сопротивление погруженного в воду датчика с некоторым шагом (3, 5 или 10 градусов в зависимости от степени занудства). В результате действий получаем кривую сопротивления и смотрим, всё ли на ней в порядке. Само собой, чтобы это узнать, надо найти данные о датчике, который проверяете. Если значения сопротивлений при определённой температуре воды соответствуют указанным в справочнике, значит, всё хорошо.

Почему этот точный способ я назвал занудным? Потому что по большому счёту достаточно сделать два замера – при известной комнатной температуре и в кипятке (который всегда приблизительно 100 градусов) – и сравнить их с нормальными значениями. Термистор либо работает, либо нет. Теоретически врать он тоже может, но это совсем уж редкий случай.

Вместо заключения

Каких-то способов продлить жизнь датчику охлаждающей жидкости нет. Как я уже говорил, чаще страдает его проводка и разъём, которые живут в агрессивной среде. Им портят жизнь не только грязь с дорог, но и то, что они работают с очень горячим антифризом. От этого никуда не деться, так что тут можно запомнить только одно правило: прежде, чем бежать в магазин за новым ДТОЖ, нужно проверить его проводку. В принципе, это правило работает почти со всеми датчиками. Кроме более капризных – например, датчик парктроника можно убить одной мойкой высокого давления.

А вот что действительно вредит датчику, так это очень старый антифриз в состоянии бурой жижи, залитый в систему охлаждения. Когда эта бурда нагревается, она становится ещё более агрессивной, и даже такое простое устройство, как этот датчик, легко в ней умирает. Поэтому хотя бы изредка менять антифриз надо: когда в нём много воды, ржавчины и грязи, он и охлаждает хуже, и снижает ресурс других деталей (и я не про датчик, а, например, про радиаторы и помпу).

Ну а для проверки ДТОЖ проще всего использовать всё-таки сканер. Да, можно обойтись и без него, но с ним всё можно сделать быстрее. При работе мультиметром на горячем двигателе берегите руки и помните, что первое время после остановки мотора в системе ещё сохраняется повышенное давление, поэтому сливать антифриз перед снятием датчика (если это всё-таки необходимо) нужно осторожно.

Датчик включения вентилятора: надежное управление вентилятором радиатора

Датчик включения вентилятора

В каждом современном транспортном средстве есть вентилятор охлаждения радиатора, который управляется простым устройством — датчиком включения вентилятора. Все об этих датчиках, их существующих типах, конструкции и принципах работы, а также о правильном выборе и замене — читайте в предложенной статье.

Назначение датчика включения вентилятора и его место в автомобиле

Датчик включения/выключения вентилятора (ДВВ) — датчик системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания; электронное или электромеханическое устройство, осуществляющее включение и отключение электрического вентилятора охлаждения радиатора в зависимости от текущей температуры охлаждающей жидкости.

Ключевая функция датчика — включение электровентилятора в определенном интервале температур (в пределах 82-110 градусов), что обеспечивает обдув радиатора и интенсивное отвод тепла от двигателя. Некоторые датчики не только включают и выключают вентилятор, но и изменяют скорость его вращения в зависимости от температуры.

ДВВ входят в состав систем охлаждения двигателей, оснащенных электрическим приводом вентилятора (с электромотором). В автотракторной технике с приводом вентилятора от коленчатого вала используются иные средства его включения и отключения, о которых в данной статье не рассказано.

Датчик включения вентилятора VW AUDI (3-х контактн.) (95-84C/102-91C) FEBI

Датчик включения вентилятора КАМАЗ АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора PEUGEOT 106 CITROEN C3,C4 BOSCH

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 DAEWOO Nexia 92-87 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2108-2110 95-86 град. VERNET

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87 град. PEKAR

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82град. (блистер) АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Датчик включения вентилятора ГАЗ,МОСКВИЧ 87-82 град. АВТОТРЕЙД

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87 град. LUZAR

Датчик включения вентилятора ВАЗ-2103-2107 92-87град. 16А (блистер) АВТОПРИБОР-КЗАЭ

Типы, устройство и принцип действия датчика включения вентилятора

Общая схема цепи управления вентилятором

Общая схема цепи управления вентилятором

В настоящее время находят применение три основных типа датчиков:

  • Восковые — на основе герметичного объема, заполненного воском (церезитом) или иным вязким рабочим телом с высоким коэффициентом расширения;
  • Биметаллические (термобиметаллические) — на основе биметаллической пластины;
  • Бесконтактные электронные — на основе терморезистора (термистора).

Первые два типа устройств являются электромеханическими контактными, они имеют в своем составе контактные группы (одну или две), которые замыкают и разрывают электрическую цепь вентилятора при изменении температуры мотора. Электронный датчик контактной группы не имеет, он является датчиком абсолютной температуры, данные с него поступают на электронный блок управления, который среди прочего выполняет и включение/отключение вентилятора. О конструкции и работе каждого из датчиков подробно рассказано ниже.

Контактные электромеханические датчики бывают двух типов:

  • Односкоростные — включают и отключают вентилятор только в одном интервале температур, имеют единственную контактную группу;
  • Двухскоростные — включают и отключают вентилятор, а также изменяют скорость его вращения в различных интервалах температур, имеют две контактные группы, замыкающиеся/размыкающиеся при различной температуре.

Контакты в ДВВ могут быть нормально замкнутыми и нормально разомкнутыми. Они могут срабатывать в четырех температурных интервалах:

  • От 82 до 87 градусов;
  • От 87 до 92 градусов;
  • От 92 (94) до 99 градусов;
  • От 104 до 110 градусов.

В отечественных автомобилях чаще используются датчики на первых три интервала (до 99 градусов), в зарубежных часто встречаются и боле высокотемпературные устройства.

ДВВ, независимо от типа, имеют типовую конструкцию. Их основу составляет закрытый корпус, внутри которого располагается чувствительный элемент (воск, биметаллическая пластина или термистор), а на наружной поверхности выполнены резьба, шестигранник под ключ и электрический разъем. Корпус изготавливается из латуни или бронзы (для лучшей теплопроводности), он имеет форму пробки, которая через уплотнительное кольцо ввинчивается в радиатор (с «горячей» стороны — у патрубка от блока двигателя) и непосредственно контактирует с потоком охлаждающей жидкости. В некоторых автомобилях устанавливается сразу два датчика (на входе и выходе из радиатора), чем обеспечивается лучшее управление системой охлаждения.

Большинство датчиков имеют резьбу М22х1,5 и шестигранник под ключ на 29 мм, однако встречаются и другие варианты с меньшей резьбой (М14 и М16). Электрический разъем может быть с ножевыми и штифтовыми контактами, открытым или с защитной пластиковой юбкой. Обычно разъем располагается непосредственно на задней части датчика, однако встречаются датчики и с вынесенным разъемом на коротком кабеле.

Устройство и принцип действия воскового ДВВ

Восковый датчик включения вентилятора

Восковый датчик включения вентилятора

Работа датчика данного типа основана на известном эффекте температурного расширения тел — увеличении и уменьшении объема при увеличении и уменьшении температуры. В качестве рабочего тела в таких датчиках используется смесь парафинов — церезит (он же нефтяной воск) с добавкой небольшого количества медной пудры для повышения теплопроводности. Церезит помещен в герметичный корпус, закрытый диафрагмой (мембраной), которая связана с приводом контактной группы. Привод может быть прямым (мембрана непосредственно связана с контактами) или косвенным (через рычаг и пружину, обеспечивающую более надежное замыкание и размыкание контактов). В односкоростных датчиках есть только одна мембрана и контактная группа, в двухскоростных — две мембраны со своими контактными группами.

Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Общая схема цепи управления вентилятором с двухскоростным датчиком

Работает датчик следующим образом. При низкой температуре церезит имеет определенный объем, при котором на диафрагму не оказывается никакого воздействия — контакты датчика разомкнуты (либо замкнуты, если для данного датчика это положение является нормальным), цепь вентилятора обесточена. При повышении температуры церезит расширяется и приподнимает мембрану, в определенный момент она настолько поднимается, что обеспечивает замыкание контактной группы — цепь вентилятора замыкается. В двухскоростных датчиках при дальнейшем повышении температуры церезит расширяется и воздействует на вторую диафрагму. При понижении температуры объем воска уменьшается и в определенный момент контакты размыкаются — вентилятор выключается.

Сегодня именно восковые датчики включения вентилятора получили наибольшее распространение во всех типах автотракторной техники.

Устройство и принцип действия биметаллического датчика включения вентилятора

Биметаллические датчики включения вентилятора

Биметаллические датчики включения вентилятора

Работа ДВВ этого типа основана на свойства биметаллической пластины — плоской или изогнутой пластины, спаянной из двух полос металлов с различным коэффициентом температурного расширения — деформироваться при изменении ее температуры. Основу датчика составляет биметалл той или иной формы, помещенный в герметичном корпусе, и непосредственно либо косвенно связанный с контактной группой. Пластина конструируется таким образом, чтобы деформация происходила резко, с щелчком — это обеспечивает более надежное срабатывание датчика.

Работает датчик довольно просто. При нагревании биметаллическая пластина деформируется и в определенный момент замыкает цепь вентилятора. При охлаждении пластина принимает первоначальную форму, обеспечивая разрыв электрической цепи. В двухскоростных датчиках могут использоваться две пластины, либо одна, но с несколькими контактами.

Биметаллические датчики сегодня менее распространены, чем восковые, что объясняется их более высокой стоимостью.

Устройство и принцип действия электронных ДВВ

Устройства данного типа являются датчиками абсолютной температуры охлаждающей жидкости — они не замыкают и размыкают цепь, а постоянно отслеживают температуру в радиаторе, передавая данные на электронный блок управления, который и осуществляет включение/отключение или изменение скорости вращения вентилятора.

Чувствительным элементом такого датчика является терморезистор (термистор) — полупроводниковый прибор, электрическое сопротивление которого зависит от температуры. Сопротивление термистора постоянно измеряется электронным блоком, и в соответствии с заложенными алгоритмами осуществляется управление вентилятором. Более подробно о данном типе устройств можно узнать в статье о датчиках температуры.

Вопросы выбора и замены датчика включения вентилятора

Типовая схема установки датчика включения вентилятора

Типовая схема установки датчика включения вентилятора

От состояния ДВВ зависит функционирование важной части системы охлаждения двигателя — вентилятора охлаждения радиатора. Вышедший из строя датчик может привести к перегреву мотора, поэтому данное устройство следует как можно скорее заменить.

Выбор датчика довольно прост — лучше всего брать тот тип и модель датчика, что стоял на радиаторе ранее (и это единственный вариант для новых авто на гарантии). Но в ряде случаев вполне допустима замена, главное, чтобы новый датчик имел те же температурные интервалы включения/отключения вентилятора, подходил по электрическому напряжению (12 или 24 В) и типу электрического разъема. Что касается размеров, то в большинстве случаев датчики имеют одинаковые корпуса, поэтому проблем с установкой новой детали не возникнет.

Замена датчика проста: нужно отключить и выкрутить старый датчик, и сразу же вкрутить новый. При этом следует не забыть о прокладке (уплотнительном кольце), а после ремонта нужно долить охлаждающую жидкость. В большинстве случаев слива охлаждающей жидкости производить не требуется, но рекомендуется приготовить емкость, в которую жидкость будет сливаться при демонтаже датчика.

При верной замене датчика система сразу начинает работать, обеспечивая надежное включение и отключение вентилятора при изменении температуры силового агрегата.

Другие статьи

Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

29 Июня 2023 Пила циркулярная электрическая: быстрая и качественная резка древесины

Для распиловки древесины самое широкое распространение получил простой механизированный инструмент — циркулярная пила. Все о том, что такое циркулярная (дисковая) пила, каких типов бывает этот инструмент, как он устроен и работает, а также о правильном подборе и эксплуатации пил — читайте в статье.

АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

22 Июня 2023 АКБ: подбор, установка, эксплуатация, техника безопасности

Выбор, замена и обслуживание автомобильного аккумулятора — дело несложное, но требующее определенных знаний и навыков. Вопросы правильного побора АКБ для транспортного средства, его монтажа, правильной и безопасной эксплуатации, а также его технического обслуживания подробно рассмотрены в материале.

АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

15 Июня 2023 АКБ: типы, устройство и принцип работы аккумуляторов

Одной из основ электросистем современных автомобилей и иной техники являются источники постоянного тока для работы электростартеров — аккумуляторные батареи. Все об аккумуляторных батареях (АКБ), их существующих сегодня типах, конструкции и заложенных в основе их работы принципах — читайте в статье.

Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

8 Июня 2023 Маяк проблесковый: свет предупреждает об опасности

Многие транспортные средства оснащаются специальными светосигнальными устройствами для привлечения внимания и предупреждения об опасности — проблесковыми маяками. О том, что такое проблесковый маяк, как он устроен и работает, а также о правилах его применения, покупке и установке — читайте в статье.

MEGAPOWER: фильтруем лишнее

30 Ноября 2022 MEGAPOWER: фильтруем лишнее

Фильтры для легковых автомобилей MEGAPOWER — качественные расходники по оптимальной цене.

Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

25 Августа 2022 Пистолет для подкачки шин с манометром: накачка шин для любителей и профессионалов

Одна из самых частых операций по обслуживанию автомобиля — подкачка шин. Для удобства выполнения этой работы созданы специальные приспособления — пистолеты для подкачки шин с манометром. Все об этих пистолетах, их типах, устройстве, характеристиках и применяемости подробно рассказано в данной статье.

Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

11 Августа 2022 Нагнетатель смазки (солидолонагнетатель): незаменимое оборудование для заправки механизмов консистентной смазкой

Многие узлы автотракторной, сельскохозяйственной и иной техники, а также станков и разнообразного оборудования требуют регулярного наполнения консистентными смазками высокой вязкости. Наиболее эффективно эта работа выполняется специальными нагнетателями смазки, о которых подробно рассказано в статье.

Терморегуляторы для батарей отопления

Терморегуляторы для батарей отопления

Поговорка «Все хорошо в меру» обретает особую актуальность при разговоре об отоплении зимой. Если на Ваших батареях можно яичницу жарить, то у Вас два пути: открыть окно ( и простудиться 🙂
) или установить регуляторы температуры на батареи. Какими они бывают и как сделать выбор?

Что такое терморегулятор для батареи отопления

Регуляторы температуры отопления с середины прошлого века активно используются на Западе. Изначально они предназначались для экономии расходов на отопление. На эту функцию европейские производители делают упор до сих пор, развивая направление электронных терморегуляторов и термостатов для отопления с экономичными режимами работы. Однако в России зачастую регуляторы тепла приобретаются ради другого – побочного – их предназначения: снижения температуры обогрева помещения. Некоторые квартиры отапливаются так интенсивно, что их хозяевам приходится распахивать окна даже в тридцатиградусный мороз. В таких случаях основной задачей является нормализация температурного режима и создание комфортной для человека жилой среды. Впрочем, в последние годы вопрос экономии ресурсов постепенно выходит на первый план, и устройства, помогающие сократить расходы на содержание жилья, становятся все более востребованными.

Итак, кому нужен регулятор температуры на батарею отопления:

  1. тем, кто в отопительный сезон страдает от жары в своей квартире,
  2. тем, кто хочет сэкономить на отоплении.

Виды терморегуляторов для радиатора

Шаровой кран для радиатора
. Строго говоря, это вовсе не терморегулятор, а запорный механизм. Но не упомянуть о нем было бы неправильно: в некоторых случаях это единственный вариант снизить интенсивность отопления. Например, для чугунных батарей, которые долго остывают и долго нагреваются, автоматические терморегуляторы для радиатора не подходят, а шаровой кран позволяет перекрывать поток теплоносителя (горячей воды в батарее отопления) и тем самым снижать температуру в помещении.

Стоимость: от 200 руб.

Терморегуляторами на батарею, в отличие от шаровых кранов, не нужно управлять вручную, они работают «сами» – конечно, после настройки. Любой терморегулятор на радиаторы отопления состоит из двух частей: клапана и управляющего элемента. Клапан — это, грубо говоря, кусок трубы с перекрывающим механизмом (рабочим конусом). Он врезается непосредственно в батарею отопления. А вот управляющий элемент крепится на клапан. Он воздействует на перекрывающий механизм, заставляя его опускаться или подниматься, тем самым частично закрывая и открывая канал перетока.

Виды управляющих элементов:

Не имеет источника питания. Она реагирует на температуру окружающего воздуха. Ниже мы подробно разберем ее устройство.

Стоимость: от 1 000 руб.

Терморегуляторы на батарею снижают интенсивность обогрева тем, что уменьшают количество поступающего теплоносителя. Они никак не влияют на температуру воды
в трубах отопления!

2. Электронный регулятор, или термостат.

Термостаты снабжены датчиком температуры и процессором. Управление потоком теплоносителя основано на показателях датчика. А процессор позволяет запрограммировать терморегулятор для радиатора на подходящий для Вашего дома режим работы. Например, Вы можете настроить минимальную мощность отопления в течение буднего дня, когда все члены Вашей семьи заняты делами вне дома, и повышение температуры к вечеру, чтобы вернуться в теплые комнаты.

Электронные терморегуляторы нуждаются в питании от сети или батареек. Самые современные модели позволяют управлять процессом через Интернет или мобильное приложение.

При помощи электронных терморегуляторов можно сократить отопительные расходы на 20-30%. Подсчитано, что при использовании терморегулятора в домах с индивидуальным котлом отопления стоимость терморегулятора окупается за 1 год.

Стоимость: от 2 000 руб.

Конструкция регулятора с термоголовкой

Регуляторы с термоголовкой — самые распространенные регуляторы температуры на батарею отопления. Поговорим о том, как они работают.

Внутри термоголовки расположен сильфон с термочувствительным составом (жидким или газообразным). Сильфон представляет собой герметичную камеру, гофрированные стенки которой могут растягиваться при нагревании и возвращаться к исходной форме при охлаждении.

Проходя через трубу батареи отопления, теплоноситель нагревает состав внутри сильфона. Увеличиваясь в объеме, сильфон давит на шток, который, в свою очередь, нажимает на рабочий конус. Приток теплоносителя к радиатору частично или полностью перекрывается. Постепенно сильфон остывает и сжимается. Конус поднимается и открывает проход для теплоносителя.

Конструкция регуляторов на радиаторы отопления

Состав внутри сильфона (рабочая среда) может быть жидким или газообразным. Жидкостные сильфоны, как правило, стоят дешевле, потому что медленнее реагируют на изменения температуры. Газовый более чувствителен и потому позволяет регулировать интенсивность отопления более точно. Если Вы имеете дело с большими площадями, хотите оснастить терморегуляторами несколько радиаторов и стремитесь к экономии ресурсов, то отдавайте предпочтение газовым сильфонам. Если же Вы приобретаете регулятор на одну батарею, то скорость реагирования рабочей среды не будет иметь для Вас принципиального значения.

Установка регуляторов температуры на батареи отопления

Установка терморегуляторов для радиатора состоит из двух частей: установка клапана и установка управляющего элемента.

Клапан терморегулятора врезается непосредственно в подающий трубопровод батареи. Прежде всего, требуется перекрыть приток теплоносителя и спустить воду из радиатора. Далее необходимо вырезать фрагмент подающего трубопровода и установить на это место клапан. Для однотрубных систем отопления придется также установить обход – байпас, перемычку между подающим и отводящим трубопроводами. Байпас позволит теплоносителю без препятствий циркулировать по отопительной системе дома, даже если Вы отключите теплоподачу у себя в квартире.

Как видите, установка радиаторного клапана требует определенных навыков или привлечения специалиста. А вот с управляющим элементом, будь то термоголовка или термостат, все намного проще: он просто прикручивается к клапану на резьбу или вставляется в специальные пазы и защелкивается. Первый способ распространен значительно шире, так что, если Вы хотите иметь возможность выбирать из большего ассортимента управляющих элементов и не ограничиваться одним производителем, выбирайте клапан с резьбой.

Некоторые производители батарей отопления оснащают свою продукцию заводскими клапанами, к которым можно докупить любую подходящую по резьбе термоголовку. Если Вы недавно заехали в новостройку, изучите свои батареи, вполне может оказаться, что это именно Ваш случай.

Установка регуляторов на радиаторы отопления имеет еще несколько тонкостей. Вот самые важные из них:

Установка регуляторов температуры на батареи отопления

  1. Выбирайте терморегуляторы с возможностью полной блокировки потока теплоносителя: она может понадобиться для обслуживания радиатора. Другой вариант: установить перед клапаном механический регулятор — шаровой кран.
  1. По возможности клапан стоит устанавливать так, чтобы термоголовка была развернута горизонтально, «смотрела» в комнату. В противном случае тепло, поднимающееся вверх от батареи, будет постоянно расширять сильфон, и регулятор температуры будет работать некорректно.
  2. Электронный терморегулятор со встроенным датчиком не стоит располагать за декоративными экранами и плотными шторами. Датчик будет отображать температуру непосредственно рядом с батареей, а она на несколько градусов выше, чем в комнате. Если шторы и экраны перед батареями необходимы Вашему интерьеру, то обратите внимание на терморегулятор с выносным датчиком.
  3. Если перед Вами стоит задача регуляции температуры сразу в нескольких комнатах, то имейте в виду, что покупать терморегуляторы на все без исключения батареи нерационально. Установите датчики на половину или две трети батарей в каждой комнате – этого будет достаточно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *