Что на заснеженной дороге дает система абс
Перейти к содержимому

Что на заснеженной дороге дает система абс

  • автор:

Как остановить автомобиль на снегу с системой ABS

Видео: Сравнение двух видов торможения автомобиля, на снегу с системой ABS.

Антиблокировочная тормозная система в машине является незаменимой вещью для повседневной езды на транспорте. Но что на самом деле в ней происходит, когда вы пытаетесь остановить автомобиль зимой на заснеженной дороге? Может ли помочь в этом случае известная система ABS? На самом деле ответ не однозначен: -И да и нет. От того как машина остановится на снегу будет зависеть и такой фактор, как водитель будете нажимать на педаль тормоза.

Предлагаем Вам друзья посмотреть вам видео-ролик и заодно разобрать объяснение, как нужно правильно останавливать автомобиль на заснеженной дороге оснащенный системой ABS.

Главный секрет правильного торможения на снегу — это не нажимать резко на педаль тормоза. То есть, если мягко и плавно нажимать на педаль тормоза, то автомобиль оснащенный системой ABS остановится намного быстрее. В противном случае может произойти следующее, если вы слишком сильно будете держать, т.е. нажимать на педаль тормоза, то тормозной путь вашего автомобиля на снегу будет намного больше, и даже в том случае, если данная система ABS предотвратит блокировку колес.

Вот вам друзья пример показанный на небольшом видео-ролике, который демонстрирует наглядно, если неправильно нажимать на педаль тормоза в автомобиле который оснащен антиблокировочной тормозной системой, то тормозной путь машины на рыхлом снегу будет очень приличный, т.е. большой. Также этот ролик показывает нам разницу тормозного пути в случае нажатия на педаль тормоза более мягко и плавно.

Почему же это происходит с машиной? Из-за чего один и тот же автомобиль с системой ABS по-разному ведет себя на дороге из-за разной техники торможения? Ведь во время торможения на скользкой и заснеженной дороге в работу как-раз должна вмешиваться данная система ABS, которая в свою очередь и должна предотвратить блокировку колес.

Вот объяснение специалистов, почему во время остановки машины на снегу водители должны нажимать на педаль тормоза более мягко и плавно. Для этого нам с вами нужно понять, как же работает система ABS.

Основная идея антиблокировочной тормозной системы (ABS) сводится к разнице между кинетическим трением и трением покоя. Представьте себе следующее, что вы пытаетесь сдвинуть тяжелую коробку стоящую на полу. Сначала вы начинаете давить на нее всем своим телом. Чтобы сдвинуть коробку с места вам понадобится приложить для этого большие усилия. И наконец потратив на это немало сил вы все-же сдвинете коробку с места и она медленно начнет двигаться.

Далее если вы хотите продолжить движение коробки, то вам понадобиться уже гораздо меньше сил, чем тех сил, которые требовались в начале чтобы сдвинуть коробку с места.

Это происходит как-раз из-за разницы статического трения (трения покоя — трение между двумя объектами, которые не движутся относительно друг друга) и кинетического трения (трение скольжения).

Вот основная формула силы трения:

F = μN,

где "N" — нормальная сила (как правило, какие-либо силы прижимающие объект к земле, т.е. прижимные силы, ну и т.п.), а "μ" — коэффициент трения.

Статические коэффициенты трения обычно больше чем коэффициенты кинетического трения. Когда вы нажимаете на педаль тормоза в вашем автомобиле, то вы хотите чтобы ваша машина замедлялась главным образом за счет статического трения (также это трение называют еще трением качения), а не за счет кинетического трения (трения скольжения).

Сами понимаете, если автомобиль будет останавливаться за счет кинетического трения, то машину может занести.

А благодаря статическому трению во время правильной техники торможения за счет увеличения силы трения, тормозной путь машины может существенно уменьшится. Особенно это заметно на заснеженной дороге.

Стандартная система ABS

Стандартная антиблокировочная тормозная система использует у себя четыре датчика скорости, которые установлены на каждом колесе, в которые входят: гидравлический насос, четыре гидравлических клапана (при условии, что в вашей машине используется 4-канальная система ABS) и электронный контролер (блок управления ABS).

Блок управления системой ABS контролирует скорость вращения каждого колеса с помощью датчиков скорости вращения колес, принцип работы которых основан на эффекте Холла.

Если контролер ABS видит, что колесо замедляется со скоростью которая не соответствует скорости замедления всего автомобиля (не соответствует скорости вращения и замедления других колес), то он приводит в движение гидравлический клапан в тормозной магистрали (системе) колеса, тем самым уменьшает давление в тормозной системе распределенной как-раз для этого, т.е. для слишком быстро замедляющегося колеса.

В итоге это колесо начинает проворачиваться быстрее и постепенно его скорость сравнивается с остальными колесами. После этого система ABS использует гидравлический насос в тормозной системе, чтобы восстановить давление в самой тормозной магистрали колеса и чтобы равномерно распределить тормозное усилие между 4 колесами и продолжить остановку автомобиля.

Когда электронный контролер системы ABS снова видит чрезмерное торможение колеса, то он снова активирует клапан. Это цикл повторяется примерно 15 раз в секунду.

Благодаря такому контролю над давлением в тормозной системе каждого колеса (быстрое нагнетание или ослабление тормозных усилий) данные колеса автомобиля не блокируются и это способствует сохранению сцепления с дорогой и препятствует заносу.

Единственное но, что в идеале это работает только на асфальте, но не на снегу. К нашему сожалению, на заснеженной поверхности дороги нажать педаль тормоза до конца в пол и ждать когда машина остановится, недостаточно.

Чтобы снизить тормозной путь на снегу на автомобиле с системой ABS вам понадобится более мягко и плавно нажимать на педаль тормоза.

Формула здесь достаточно проста. Чем мягче и плавнее вы будете нажимать на педаль тормоза, тем меньше вероятности того, что автомобиль будет останавливаться с помощью кинетического трения (скольжения). Соответственно, чем меньше скольжения колес автомобиля, тем эффективнее он будет останавливаться на заснеженной дороге за счет статического трения. А значит тормозной путь машины будет существенно меньше.

Правда, чтобы уверенно применять подобную технику торможения автомобиля на снегу вам придется немного в этом попрактиковаться, для того чтобы привыкнуть плавно нажимать на педаль тормоза и чтобы успевать останавливаться в запланированном месте.

Например, это можно сделать на специальной заснеженной площадке или на пустой автостоянке, где вы можете начертить для себя линию на снегу и разогнавшись, попытаться с помощью плавного торможения остановиться до этой линии.

Кстати подобную технику применяют почти все автогонщики, которые участвуют в раллийных гонках проходящих как летом, так и зимой. Ведь тот же смысл такого торможения применим не только на зимней заснеженной дороге, но и при движении например, по песку, по гравию и т.п. местам.

ABS: что такое АБС в автомобиле, принцип работы, проблемы

Современные марки автомобилей оснащаются удобными и эффективными системами, упрощающими эксплуатацию транспортного средства. К подобным разработкам относится и ABS – антиблокировочная система, благодаря которой сохраняется устойчивость машины при резком торможении.

ABS (АБС) в автомобиле: что такое, принцип работы, проблемы

  • Что такое ABS в машине
  • Принцип работы АБС на автомобиле
  • Горит АБС: в чем проблема

Что такое ABS в машине

В состав системы входят датчики скорости колес, гидравлический модуль и плата электронного управления. Когда от датчика в блок электронной обработки поступает сигнал о том, что колеса вот-вот заблокируются вследствие торможения, в работу включаются гидравлические модули. С помощью клапанов происходит регулировка уровня жидкости в тормозных магистралях – например, когда колесо не крутится, а скользит, то клапаны обеспечивают понижение объема рабочей жидкости. В результате колесо разблокируется.

Устройство обеспечивает торможение автомобиля на грани полной блокировки колес, «юзом», но при этом не допускает полной остановки вращения осей. Такой способ помогает сохранить управляемость автомобиля при торможении на различных поверхностях.

Что такое ABS в машине

В сухую погоду, на ровной дороге, тормозной путь машины с ABS будет короче, чем у авто без системы. Если поверхность неоднородная – гравий, песок – то тормозной путь, наоборот, увеличится, при одновременном сохранении маневренности объекта.

Принцип работы АБС на автомобиле

Усовершенствованные модели АБС самостоятельно определяют тип дорожного покрытия и действуют согласно программному меню. Часть марок допускает ручную установку оптимального режима.

Для чего он нужен, блок АБС, во время перемещения по мокрым дорогам или льду? При проезде по указанным поверхностям машина может полностью потерять сцепление с дорогой. Безопасность торможения обеспечивается, в первую очередь, оптимальной площадью контакта между шиной и дорогой.

Если автомобиль не оборудован АБС, то на льду или при езде по лужам он быстро потеряет сцепление. Тогда водитель не сможет удержать направление движения ТС, машину может развернуть боком или полностью при ударе по педали тормоза. Антиблокировочная система же достигает сбалансированного контакта с проблемной поверхностью.

Принцип работы АБС на автомобиле

ABS имеет увеличенный срок эксплуатации. Длительное время сохраняется чувствительность датчиков и подходящее напряжение между клеммами. При капитальном ремонте автомобильного механизма может потребоваться отсоединение электроконтактов системы.

Горит АБС: в чем проблема

О любых неисправностях в системе АБС сигнализирует лампочка, которая находится на приборной консоли.

Самые частые причины некорректной работы антиблокировочной системы:

  1. Датчики могут покрыться шламом, состоящим из мелких металлических частиц. Источником их появления являются зубчатые кольца. Это снижает чувствительность элементов, вплоть до того, что электронный блок перестает их распознавать.
  2. Окисление контактов, заломы электропроводов, пробои в изоляции.
  3. Блок управления АБС закрывается влагостойким капотом, однако это не дает 100%-ой гарантии, что вода туда не попадет. Вследствие постоянного воздействия влаги контакты могут сгнить даже под защитой. Не исключаются и дефекты, появившиеся вследствие удара или приложения другой силы.
  4. Налипание снежной массы и грязи в пасмурное время года. Обычно это происходит между датчиком и кольцом и ведет к тому, что блок перестает определять вращение колес.

Начать осмотр системы АБС на наличие неисправностей лучше с предохранительного блока. Состояние конструкции водитель может оценить самостоятельно, без сервисной помощи. По надписи ABS и схематической разметке определяем, какой предохранитель нужно поменять. Если после замены лампочка погасла, то проблему удалось решить.

Горит АБС: в чем проблема

Когда поломка не вызвана ни одной из перечисленных причин и определить, почему горит лампочка, не удалось, необходимо посетить сервисный центр. Ремонт ABS требует соблюдения некоторых правил, в частности, полного отключения аккумулятора давления с одновременной заменой тормозного жидкого состава. Лучше, если это сделают профессионалы.

Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Самые мощные роботы-пылесосы: топ-8

Изучаем главный факт о системе, которая знакома абсолютному большинству водителей.

Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Большую часть водителей интересует разгонная динамика их автомобилей, но вот об эффективности тормозной динамики задумывается мало кто. А ведь уверенное замедление и торможение до полной остановки важны для безопасности гораздо больше, чем максимальная скорость. И огромную роль в безопасность на дорогах вносит антиблокировочная система (АБС или ABS), которой оснащается абсолютное большинство современных автомобилей — система обязательна с 2004 года .

  • Как работает АБС
  • Сокращает ли АБС тормозной путь
  • Как правильно тормозить с АБС

Как работает АБС

С того момента, как у человечества появились колесные транспортные средства, перед инженерами встал вопрос, как повысить эффективность замедления. Особенно на заре развития автомобилестроения, когда тормоза были механическими и не имели усилителя — водитель со всей силы давил на педаль, блокируя колеса. А заблокированные колеса охотно скользят и очень неохотно замедляют транспортное средство, потому что коэффициент трения скольжения заблокированного колеса по дорожному покрытию ниже коэффициента трения покоя катящегося колеса. Кроме того, вращающееся колесо еще и позволяет сохранить управляемость автомобиля, потому что на заблокированных колесах даже с полностью вывернутым в сторону рулем машина будет скользить по инерции.

Система ABS в автомобиле: сокращает ли она тормозной путь?

Решить эту проблему — обеспечить достаточно эффективное для замедления давление в тормозной системе и не допустить блокировку колес — призвана система АБС. Первые прототипы появились еще в 1930 годы, но в то время электроника была недостаточно развита, чтобы обеспечивать эффективную работу системы и ее массовое распространение. Ждать пришлось до 1978 года, когда Bosch создал пригодную для серийного производства систему — первым серийным автомобилем с системой АБС стал легендарный Mercedes-Benz W116, причем для него это была достаточно дорогая опция.

За прошедшие десятилетия система прошла огромный путь и превратилась в передовую технологию активной безопасности (читай, она помогает избежать аварии), но принцип ее работы остался неизменным. АБС состоит из блока управления, который получает данные о скорости вращения колес (в первых системах контролировались два колеса, а сейчас датчики стоят на каждом колесе), а если фиксируется разница, то электроника автоматически регулирует тормозное усилие, уравнивая скорость вращения колес, а затем повышает давление для замедления. Современные АБС меняют тормозное усилие несколько десятков раз в секунду, чтобы помочь водителю.

Назад в будущее: стало известно, когда в российские автомобили вернутся современные системы помощи водителю

Сокращает ли АБС тормозной путь

В идеальных условиях, на ровной и сухой дороге, соперничать с электроникой не в состоянии ни один, даже самый профессиональный и подготовленный, водитель. АБС в автоматическом режиме — и чем современнее автомобиль, тем эффективнее ее работа — «жонглирует» тормозным усилием на грани блокировки колес. И да, вмешательство системы позволяет сократить тормозной путь. И чем более качественные шины стоят на автомобиле, тем интенсивнее замедляется машина. Австралийское исследование 2004 года, проведенное Центром исследования несчастных случаев Университета Монаша, показало, что АБС снижает риск ДТП с участием нескольких транспортных средств на 18%.

Что такое ABS, и почему она стала обязательной для современного автомобиля

Аббревиатура ABS, или АБС в русском варианте, стала абсолютно привычной для уха каждого автомобилиста. Некоторые начинающие водители знают, что их автомобиль оснащен АБС, но порой не догадываются о том, что это и как работает, пока однажды педаль тормоза при нажатии не начнет «хрустеть», вибрировать и «отстреливать» в ногу. Что же такое ABS, и почему она стала негласным, а во многих странах и законодательно установленным стандартным элементом оснащения для современного автомобиля?

1. Что такое ABS?

ABS, или АБС — это антиблокировочная система, предотвращающая блокировку колес при торможении. Если во время торможения одно или несколько колес автомобиля заблокируются и начнут скользить по поверхности, АБС ослабит давление в соответствующей тормозной магистрали, и колесо вновь начнет вращаться. Если педаль тормоза будет постоянно и сильно нажата, этот процесс блокировки-разблокировки колеса будет продолжаться непрерывно до конца торможения и может осуществляться несколько раз в секунду.

2. Зачем нужна ABS?

Даже многие из тех, кто знает, что такое ABS, порой ошибочно или не до конца верно представляют себе основное предназначение этой системы. Главной ошибкой в представлении функционала АБС является уверенность в том, что антиблокировочная система нужна для уменьшения тормозного пути автомобиля. Однако на самом же деле ее главное предназначение — сохранить возможность управлять транспортным средством во время торможения, даже экстренного.

На автомобиле без АБС при экстренном торможении у неопытного водителя управляющие колеса будут заблокированы — а это значит, что поворот руля в любую сторону не будет оказывать никакого влияния на траекторию движения автомобиля: он будет продолжать двигаться прямо до тех пор, пока не будет восстановлено сцепление передних управляющих колес с поверхностью. ABS же решает эту проблему: непрерывно контролируя вращение колес и разблокируя их при необходимости, она обеспечивает их вращение и таким образом сохраняет необходимое сцепление с дорожным покрытием, позволяя одновременно тормозить и выполнять маневр.

Еще одна фундаментально важная функция АБС, прямо проистекающая из вышеописанного — обеспечение безопасного, равномерного и прямолинейного торможения на поверхностях с неоднородным сцеплением. Например, если одна сторона автомобиля попала на мокрую поверхность, скользкую линию разметки или наледь, а другая движется по относительно чистому асфальту, экстренное торможение без АБС приведет к тому, что одна сторона будет тормозить эффективнее чем другая — и автомобиль немедленно развернет и закрутит в неуправляемом заносе. Особенно это опасно при движении в повороте, когда на автомобиль уже действует боковое усилие: перепад эффективности торможения колес в этом случае легко нарушает баланс.

Впрочем, утверждение о полезности ABS для уменьшения тормозного пути автомобиля тоже верно, но лишь отчасти. На поверхностях с равномерным и достаточным сцеплением колес с покрытием торможение «юзом» с заблокированными колесами будет менее эффективным, чем торможение без блокировки колес, и тормозной путь в первом случае, как правило, будет, больше. В этом случае использование АБС действительно уменьшает тормозной путь, не давая колесам скользить по поверхности. Однако на рыхлых поверхностях, таких как гравий, снег или песок, при торможении без ABS заблокировавшиеся колеса зарываются вглубь, создавая перед собой дополнительный барьер, сокращающий тормозной путь. Работа АБС в этом случае заставляет колеса вращаться, не позволяя им зарываться и удлиняя тем самым тормозной путь автомобиля.

«Ухудшает» антиблокировочная система и торможение на чистом льду на шипованных шинах: заблокированное шипованное колесо «вгрызается» в лед, оставляя за собой борозды, и работает на пределе своих возможностей — а если в дело вступает ABS, колесо вращается с короткими проскальзываниями, и эффективность такого торможения будет ниже. Именно этим фактом оперируют многие «опытные» и «знающие» водители, считающие ABS технологическим излишком, мешающим им «контролировать» автомобиль. Однако несмотря на увеличение тормозного пути, АБС и на льду сохраняет свое основное преимущество: дает возможность маневрировать и управлять автомобилем, а не просто ждать исхода, зажав педаль тормоза.

3. Как работает ABS?

За годы своего существования ABS претерпела заметную эволюцию, однако основной принцип и функциональные элементы выработались уже давно. Типичная АБС включает в себя датчики скорости вращения колес, управляющие клапаны в гидравлической тормозной магистрали и электронный блок, который получает информацию от датчиков и управляет работой клапанов.

Если датчик, установленный на ступице колеса, сигнализирует о его резком замедлении или полной остановке, блок управления дает команду на кратковременное открытие клапана, чтобы уменьшить давление в тормозной магистрали и заставить колесо вращаться. Процесс опроса блоком управления датчиков на колесах и разблокировки колес может осуществляться несколько раз в секунду — именно поэтому при срабатывании АБС педаль «вибрирует». Кроме трех вышеперечисленных компонентов в состав АБС может входить насос, который призван быстро восстановить давление в тормозной магистрали после его снижения из-за открытия клапана.

АБС может иметь разное число датчиков и управляющих клапанов: в зависимости от их числа выделяют так называемые «четырехканальные», «трехканальные», «двухканальные» и «одноканальные» АБС. Число «каналов» определяется как раз числом управляющих клапанов, которые могут управлять давлением в тормозной магистрали: если их четыре, по одному индивидуальному для каждого из колес, то система четырехканальная, если три — по одному на каждое из передних колес и один общий на заднюю ось — то трехканальная, если клапанов два, по одному на ось — двухканальная, а если клапан один — то одноканальная. Современные АБС, разумеется, четырехканальные — остальные схемы встречаются на старых автомобилях.

Стоит отметить, что датчики вращения колес реагируют именно на резкое снижение скорости этого вращения, а также могут передавать блоку управления информацию о большой дифференциальной разнице между скоростями вращения колес на разных осях или сторонах автомобиля. Однако в работе АБС учитывается тот факт, что скорости вращения колес на одной оси могут быть неравномерными и в штатных условиях: к примеру, в повороте колеса на внешней стороне поворота будут вращаться быстрее, чем на внутренней.

4. Почему же АБС стала стандартом для современных автомобилей?

С учетом рассказанного выше ответ на этот вопрос теперь очевиден: АБС значительно улучшает активную безопасность автомобиля. Современный водитель гораздо менее специфичен и профессионален, чем полвека назад: если когда-то давно к водителю предъявляли высокие требования, заставляя его уметь многое, то теперь автомобиль стал предметом быта, и управление им делают максимально доступным для каждого. Соответственно, современный автомобиль должен быть максимально удобен и безопасен в управлении даже для начинающего водителя с минимальной квалификацией.

Ну а АБС в частности решает проблему потери управления при экстренном торможении. Резкое появление препятствия на дороге заставляет человека инстинктивно ударить по тормозам. В случае, если он вошел в поворот на слишком высокой скорости, решение будет тем же. Зацепил обочину — тоже торможение… В общем, естественная реакция человека на возникновение опасной или просто нештатной ситуации — это резкое нажатие на педаль тормоза, и уже потом — возможно, попытка исправить эту ситуацию рулем. АБС в этом случае заметно снижает цену этой ошибки. Поэтому неудивительно, что, к примеру, в Евросоюзе оснащение автомобиля АБС стало обязательным по закону еще в 2004 году.

5. Что делать, если на моем автомобиле нет ABS?

В случае, если ваш автомобиль не оснащен АБС, ее работу можно имитировать нехитрым приемом, который называется довольно очевидно — «прерывистое торможение». Собственно, именно владение им и характеризует водителей с некоторым опытом: такой водитель, почувствовав блокировку колес, перебарывает естественное инстинктивное желание продолжать давить на педаль сильнее, а снижает усилие на ней и начинает тормозить прерывисто, давя на педаль толчками. Такое торможение можно сравнить с работой примитивной одноканальной АБС — только даже опытный водитель не способен обеспечить такую частоту «толчков», как у электроники. Тем не менее, прерывистое торможение все равно обеспечивает необходимый эффект, обеспечивая вращение колес при замедлении.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *