Как дроссельная заслонка влияет на запуск двигателя
Перейти к содержимому

Как дроссельная заслонка влияет на запуск двигателя

  • автор:

Холодный запуск двигателя

Холодный запуск
Для запуска холодного двигателя необходимо обеспечить специальные условия. Это необходимо потому, что угловая скорость проворачивания коленчатого вала двигателя стартером недостаточна для того, чтобы трубка Вентури могла создать необходимое разрежение. Кроме того, когда на холостом ходу в двигатель поступает воздух, это приводит к тому, что большое количество топлива осаждается на стенках впускного коллектора. Поскольку коллектор и цилиндры холодные, топливо испаряется плохо, зажигание при таких условиях затруднено.
Топливо состоит из различных углеводородов (СН) и фракций (групп СН), вследствие чего топливо может иметь различные температуры кипения в диапазоне от 85 до 220 °С.. Легкие фракции кипят (испаряются) при низкой температуре, тогда как тяжелые фракции не кипят до тех пор, пока температура не достигнет 220 °С.
При подаче дополнительного топлива при холодном запуске двигателя надо обеспечить в первую очередь подачу легких фракций, которые могут испаряться в холодном двигателе. Если количество газа, образующегося при таком испарении, достаточно, можно зажечь этот газ и получить достаточное количество тепла для дальнейшей работы двигателя, даже если холодное масло оказывает большое сопротивление.
Устройство подачи топлива помогает преодолеть трудности, связанные с холодным запуском, в том случае, если топливо для зимнего периода содержит большее количество легких фракций. Летом состав заменяется на другой, поскольку сильно летучее топливо может образовывать паровые пробки в топливопроводах, подвергаемых действию летнего тепла.
Используемые в настоящее время системы холодного запуска делятся на два основных типа:
* Воздушная заслонка
* Отдельный карбюратор для холодного запуска
Воздушная заслонка
На рис. 16.12 изображен принцип работы воздушной заслонки. Она состоит из створчатого клапана, расположенного в месте подачи воздуха в карбюратор. Когда клапан закрыт, перекрытие подачи воздуха увеличивает величину разрежения в трубке Вентури.

В результате подается дополнительное топливо, обеспечивающее очень высокое обогащение смеси, с соотношением приблизительно 8:1.
Когда двигатель начинает работать, степень обогащения смеси должна быть уменьшена до величины, обеспечивающей стабильную работу двигателя. Это уменьшает риск быстрого износа цилиндров из-за смывания топливом масляной пленки с верхней части цилиндров, а также риск «заливания» топливом свечей зажигания и прекращения их нормального функционирования.
На приборной панели имеется вытягиваемая кнопка, служащая для управления воздушной заслонкой. Эта кнопка соединена с тросиком, который воздействует на клапан воздушной заслонки. Вытягивание кнопки ведет также к открытию на небольшую величину дроссельной заслонки, чтобы обеспечить быстрые обороты холостого хода и дополнительную тягу двигателя, пока он еще холодный.
Водитель не должен закрывать воздушную заслонку слишком сильно, поскольку при этом двигатель «заливается» парами топлива и испытывает нехватку воздуха. При таких условиях не может возникнуть зажигание; такая ситуация часто возникает в том случае, когда водитель пытается завести еще горячий двигатель, который он заглушил несколько минут назад. В течение этого времени топливо во впускном коллекторе испаряется и вытесняет воздух, поэтому, когда коленчатый вал двигателя затем проворачивается стартером, топливо не зажигается до тех пор, пока не будет добавлено достаточное количество воздуха. Если водитель не учтет имеющиеся температурные условия и вытянет кнопку воздушной заслонки, двигатель будет «залит» топливом, а возможно будут «залиты» и свечи зажигания. При запуске прогретого двигателя водитель должен вдавить кнопку воздушной заслонки, а затем провернуть коленчатый вал двигателя стартером, открыв при этом дроссельную заслонку (нажать на педаль подачи топлива). Это позволит запустить двигатель, не «заливая» свечи бензином. Для того, чтобы свести к минимуму проблемы связанные с запуском двигателя, в воздушной заслонке обычно имеются дополнительные приспособления для обеднения смеси сразу же после того, как двигатель будет запущен. На рис. 16.13 изображен сдвиговый клапан воздушной заслонки, который позволяет движущемуся воздуху воздействовать на клапан и частично открывать его после того, как двигатель начнет работать.

Автоматическая воздушная заслонка
Неправильное использование водителем воздушной заслонки, в особенности задержка возвращения ее в закрытое положение, приводит к появлению проблем, связанных с вредными выбросами, а также к проявлению описанных выше недостатков. Для преодоления этих недостатков устанавливается автоматическая воздушная заслонка.
На рис. 16.14 показан принцип действия такой системы; в ней в качестве датчика температуры охлаждающей жидкости используется биметаллическая пластина.

Когда температура в системе охлаждения двигателя меньше приблизительно 15 °С, биметаллическая пластина тянет воздушную заслонку, заставляя ее закрываться.
При наличии такого устройства водитель должен нажать, а затем отпустить педаль подачи топлива до запуска двигателя. Это позволит воздушной заслонке и кулачковому механизму связи занять требуемое положение, соответствующее температуре двигателя.
После запуска двигателя воздушная заслонка частично открывается при помощи мембраны, расположенной в вакуумной камере; эта мембрана активизируется высоким разрежением в впускном коллекторе.
Когда двигатель прогревается, повышение температуры охлаждающей жидкости приводит к постепенному изгибанию биметаллической пластины таким образом, что тяговое усилие, приложенное к воздушной заслонке, уменьшается. Это происходит в течение некоторого времени, так что степень обогащения смеси медленно изменяется, подстраиваясь под температуру двигателя.
Обычно имеются возможности для двух регулировок:
1 Закручиванием биметаллической пластины можно изменять температуру, при которой система включается в работу. Часто на корпусе наносятся регулировочные метки, при помощи которых можно выбирать режим работы двигателя согласно имеющимся климатическим условиям.
2 Винт регулировки оборотов холостого хода позволяет регулировать обороты двигателя при работе воздушной заслонки. При прогретом двигателе этот винт должен отходить от кулачка.

Дроссельная заслонка: принцип работы и почему ломается

Дроссельная заслонка — рекордсмен по повторяемости в лексиконе мастеров автосервисов, когда речь идет о проблемах с двигателями. Почему этот рабочий механизм так важен для обеспечения работоспособности авто, какие виды дроссельных заслонок бывают, почему они ломаются, как их правильно обслуживать? Эти злободневные вопросы разберем поэтапно.

«Дроссель — моссель» и его серьезные задачи

В бензиновых двигателях дроссельной заслонкой называют механизм, который выполняет роль ограничителя и регулятора потока воздуха Таким образом, интенсивность работы этого устройства прямопропорциональна объему перерабатываемой топливовоздушной смеси.

где установлена дроссельная заслонка

В дизельных системах поток воздуха не ограничен и саморегулируется объемом топлива, попадающего в цилиндры. Заслонка присутствует для того, чтобы в случае необходимости заглушить мотор или выступить ограничителем воздушного потока для повышения эффективности системы рециркуляции отработавших газов.

Далее пойдет речь про работу дросселя в бензиновых силовых агрегатах.

Где установлена заслонка?

Местоположение дроссельной заслонки зависит от типа силового агрегата, точнее, от способа подачи воздуха:

  • В атмосферных двигателях, где движение воздушного потока происходит под воздействием впуска разрежения, который создается на такте, заслонка расположена непосредственно после воздушного фильтра.
  • На турбированных агрегатах, где увеличенный объем воздуха нагнетается в цилиндры с помощью турбокомпрессора, дроссельная заслонка стоит после интеркулера.

Мастера часто называют ее просто заслонкой или задвижкой. Однако из-за такого упрощенного названия заслуга дросселя ничуть не уменьшается. Любое нарушение работы этого простого устройства сразу отражается на работе двигателя.

Внешне и конструктивно дроссельная заслонка похожа на обыкновенный клапан.

Разновидности дроссельной заслонки

В автомобилях разных поколений и марок используются разные виды дроссельной заслонки.

Механическая

Ставилась почти на всех ВАЗах с инжектором, Mercedes w123 и BMW E34, E36. Заслугой этого механизма является мгновенная реакция на педаль газа и предсказуемость поведения машины. Конструкция сложная и уже устаревшая. Работа заслонки в определенной степени зависит от надежности тросика, которым она сопряжена с педалью газа. Чем сильнее выжимается газ, тем шире открытие щели для поступления воздуха.

В такой конструкции предусмотрено устройство для регулирования холостого хода. Оно обеспечивает стабильность силовому агрегату путем открывания/закрывания отдельного воздушного тракта, когда машина находится на холостом ходу, а педаль газа остается неприкосновенной.

Электромеханическая

Данная модель установлена на Volkswagen Golf Mk4, на BMW E34, E36 оснащенными ДВС M52TU и M54. Такая заслонка также быстро откликается на нажатие педали газа, при этом машина работает плавно.

Другие преимущества электромеханики:

  • При перегазовке дымности не наблюдается.
  • Авто, оснащенное электромеханическим дросселем, легче трогается с места.
  • Машина практически не глохнет под управлением начинающего автолюбителя.
  • Уменьшается количество загрязняющих окружающую среду выбросов.
  • Мотор работает ровнее на холостых оборотах.

дроссельная заслонка после чистки

Роль регулятора ХХ и датчика положения выполняет ЭБУ, связанный с датчиками и моторедуктором. Дополнительно между педалью газа и дросселем установлена пружина. ЭБУ не требуется участие водителя, чтобы отодвигать задвижку. Это делается с помощью редукторов с движком.

Электрическая

Модель современной задвижки установлена на автомобилях, начиная с 2008 г. выпуска. Заслонка откликается на педаль газа с некоторой задержкой, так как ЭБУ должен успеть вычислить угол открытия задвижки и дозировку топлива согласно экологическим нормативам. При этом сама конструкция является самой простой и супернадежной и состоит из трубопровода, заслонки и электронного блока управления.

Преимущества электрической модели:

  • Правильно сформированная смесь сгорает целиком и копоти из выхлопной трубы нет.
  • Существенная экономия бензина.
  • Работа мотора более плавная.
  • Появляется возможность пользоваться круиз-контролем.

У педали газа нет физического коннекта с дросселем, на ней установлено устройство, которое передает импульсы на блок управления двигателем внутреннего сгорания, что является основанием для подачи команд на заслонку, форсунки и ЭБУ коробки передач.

Возможные неисправности

Если электрический дроссель загрязнен, задвижка начинает работать некорректно. Засорение происходит от картерных газов, содержащих пары моторного масла и сажу. Если топливно-воздушная смесь выгорела не до конца, пары бензина проникают во впускной коллектор и прилипают ка стенкам.
Так как задвижка редко открывается полностью, у воздушного потока появляется препятствие. Отложения масел и копоти получаются существенными и с увеличением пробега их становится все больше.

В случае с механическими и электромеханическими дросселями могут проявиться следующие проблемы:

  • Поломки датчика положения дросселя, РХХ, шестерни редуктора.
  • Текут шланги, по которым проходит антифриз.
  • Порвался тросик, соединяющий заслонку и педаль газа в результате коррозии или износа.

Когда в силовой агрегат поступает недостаточно воздуха, он троит, теряется мощность. По этой причине периодически дроссельную заслонку следует тщательно чистить с последующей адаптацией.

Как правильно чистить?

Заслонку снимают и чистят с помощью специального средства. Препарат доступен в каждом магазине автозапчастей, на АЗС, в маркетах, интернет-магазинах.

дроссель

С точки зрения механики чистка заслонки не представляет сложностей. Но есть здесь подводные камни. Дело в том, что параллельно с процессом загрязнения дроссельной заслонки ЭБУ двигателя подстраивается под работу с поправкой на отложения. Причем это происходит на любых машинах, в том числе на ВАЗах.

После того как отложения счищают, система продолжает функционировать, будто чистки и не было. Мотор может не завестись, на панели загорится Check. Чтобы этого не произошло, нужно провести адаптацию.

Чаще всего это выглядит следующим образом:

  • подключить аппарат компьютерной диагностики;
  • активировать «Адаптация дроссельной заслонки» (загудит редукторный моторчик);
  • снять клемму диагностики, подождать, иногда процесс приходится повторять;
  • отключить энергопотребители, запустить мотор;
  • дать машине поработать на ХХ до включения вентиляторов.

В условиях СТО чистка с адаптацией обойдется от 1500 до 7000 руб., на стоимость влияет марка машины и доступность дросселя.

Выводы

Дроссельной заслонке надо делать профилактическую чистку минимум через каждые 50 тыс. км. Если картерные газы интенсивно просачиваются, это делают чаще.

Адаптация является неотъемлемой частью процесса чистки и в квитанции не должна стоять отдельной строкой. Добросовестные мастера не должны брать отдельные деньги. Этот момент надо уточнять до начала оплаты за чистку.

Без адаптации двигатель после чистки задвижки может не запуститься. Поэтому не рекомендуется заниматься этим самостоятельно. Вызов эвакуатора или специалиста с оборудованием на дом обойдутся дороже.

Дроссельная заслонка станет работать надежнее с покрытием MODENGY

Дроссельная заслонка, загрязненная продуктами сгорания топлива

Дроссельная заслонка играет роль регулятора подачи топливно-воздушной смеси в двигатель внутреннего сгорания. Устройство, расположенное между воздушным фильтром и впускным коллектором, работает по принципу воздушного клапана. При открытии заслонки давление в системе сравнивается с атмосферным, а при закрытии максимально понижается – вплоть до разрежения. Естественно, что в процессе работы дроссельная заслонка загрязняется продуктами сгорания топлива (рис. 1). Если двигатель оснащен системой рециркуляции отработавших газов, загрязняющие частицы проникают не только со стороны впускного коллектора, но и от воздуховода.
Рис. 1. Дроссельная заслонка, загрязненная продуктами сгорания топлива
Со временем из-за имеющегося осевого люфта заслонка протирает в теле дросселя канавку глубиной до 1 мм. Алюминиевый корпус большинства заслонок приобретает выработку. В результате топливная смесь обедняется, обороты на холостом ходу становятся нестабильными и плохо поддаются регулированию. Плавность движения и динамика разгона автомобиля нарушаются.

Минимизировать риск возникновения проблем с двигателем можно с помощью обработки дроссельной заслонки антифрикционным твердосмазочным покрытием.

  • Плавное движение заслонки
  • Повышение ее чувствительности
  • Предотвращение заедания механизма
  • Герметичность заслонки
  • Минимальный износ трущихся поверхностей

Иногда защитные покрытия наносятся на дроссельную заслонку на заводе-изготовителе. По внешнему виду обработанные поверхности напоминают окрашенные.

Дроссельная заслонка с покрытием и без

Рис. 2. Дроссельная заслонка с покрытием и без

Со временем защитное покрытие на заслонке может истираться или повреждаться при неквалифицированном техническом обслуживании автомобиля (его принимают за нагар и пытаются удалить).

Если поврежденное покрытие не восстановить, четкость работы заслонки и ее ресурс будут существенно снижены по рассмотренным выше причинам.

Для заслонки и корпуса дросселя оптимально подходит антифрикционное твердосмазочное покрытие MODENGY Для деталей ДВС. Материал наносится на поверхности после их механической очистки и обработки Специальным очистителем‑активатором MODENGY, который обеспечивает максимальное сцепление покрытия с основанием. Данные средства обязательно используются набором.

MODENGY для деталей ДВС и Специальный очиститель-активатор

Покрытие MODENGY Для деталей ДВС выпускается в удобных аэрозольных баллонах и отверждается при комнатной температуре. Это позволяет использовать его даже при отсутствии специализированного оборудования.

Благодаря дисульфиду молибдена в составе MODENGY Для деталей ДВС устойчиво к воздействию агрессивных сред (в том числе топлив) и сохраняет свою целостность в течение всего срока службы заслонки. Покрытие защищает механизм от коррозии и износа, предупреждает его заедание, повышает герметичность и чувствительность.

Самостоятельное нанесение покрытия

Для подготовки и очистки поверхности используйте Специальный очиститель- активатор MODENGY. Только он гарантирует хорошую адгезию

Встряхивайте баллон с покрытием не менее
3 минут с момента появления стука шариков

Распылите покрытие из баллона
на обрабатываемую поверхность
с расстояния 20-30 см

Дайте время покрытию просохнуть
не менее 10 минут при комнатной
температуре до появления матовости
(это этап промежуточной сушки)

Нанесите второй слой покрытия
поверх подсохшего первого,
если необходимо

Дайте время покрытию окончательно
просохнуть при комнатной
температуре – 15 минут

Для лучшей эффективности материал наносится в несколько слоев, каждый из которых просушивается в течение 10 минут. Рекомендуемая толщина покрытия – 20 ± 5 мкм. Сборка узла возможна через 12 часов после нанесения последнего слоя и его выдержки при комнатной температуре. Отверждение можно ускорить путем 20-минутного нагрева дроссельной заслонки в печи при температуре +170 °С.

Покрытие MODENGY Для деталей ДВС применяется для защиты и улучшения характеристик не только дроссельной заслонки, но и других узлов двигателя: юбок поршней, штоков клапанов, резьбовых и шлицевых соединений, вкладышей коленчатых и распределительных валов.

За более подробной информацией и получением консультации по решению специфических задач обращайтесь в компанию "Моденжи".

Адаптация дроссельной заслонки

На поверхности дроссельной заслонки постепенно накапливаются отложения пыли, сажи и моторного масла. Из-за этого нарушается работа дроссельного узла — уменьшается зазор между заслонкой и корпусом дросселя.

Программа блока управления в таком случае начинает добавлять коэффициенты с учетом измененных условий. Так ЭБУ будет поддерживать нужный воздушный зазор (проходное сечение), пока отложений не станет слишком много. Дальше необходимо проводить чистку дроссельной заслонки.

Чистка дроссельной заслонки Форд Фокус

Дроссельная заслонка на Форд Фокус до и после чистки. В данном случае сильному загрязнению узла поспособствовала система EGR, пробег авто — 60 тыс. км.

После чистки дросселя поднимутся обороты двигателя, так как проходное сечение увеличится. Именно для корректировки этого необходимо проводить адаптацию или обучение ДЗ.

Адаптация дроссельной заслонки — это процедура, с помощью которой ЭБУ определяет крайние положения заслонки, когда она открыта, а когда закрыта. Это позволяет ЭБУ корректно управлять работой двигателя.

Когда нужно обучение дроссельной заслонки

  • Замена или снятие педали акселератора, отключение разъема на ней;
  • Замена или снятие любого блока управления, подключенного к информационной шине данных CAN. Также отключение разъемов на блоках управления;
  • Внесение изменений в работу двигателя, например, чип-тюнинг;
  • Замена дроссельного узла, отключение его электрического разъема или очистка;
  • Замена регулятора холостого хода или ошибки в его работе.

Самый частый случай — адаптация после чистки дроссельной заслонки.

Как понять, что нужна адаптация дросселя

  • На холостом ходу мотор работает неустойчиво: обороты двигателя плавают или сильно отличаются от заводских;
  • При наборе мощности происходит провал оборотов;
  • Затруднен запуск холодного двигателя ;
  • Горит контрольная лампа «Check Engine» на приборной панели;
  • Слабый отклик на педаль газа;
  • Тонкий свист при перегазовке.

Как сделать адаптацию дроссельной заслонки

Дроссельную заслонку обучают диагностическим оборудованием и без него. Рассмотрим оба способа.

С помощью сканера

В зависимости от модели устройства/программы будет отличаться интерфейс, названия меню и процедур. Однако суть всегда одна:

  1. В меню блока управления двигателем нужно найти фактические параметры. Они могут называться «поток данных», «данные в реальном времени», «измеряемые величины» и т. п.
  2. Убедиться, что температура охлаждающей жидкости в рабочем диапазоне.
  3. В меню выбрать функцию запуска процесса адаптации: «обучение дроссельной заслонки», «установление нулевого значения дроссельной заслонки», «сброс адаптаций» или подобные.

Для автомобилей концерна VAG подойдет кабель KKL + Вася Диагност (VCDS, VAG-COM). Для Лачетти часто используют сканер ELM327 + программу на андроид-смартфон Sirius D42 для сброса адаптаций дроссельной заслонки.

Программа для сброса адаптаций дроссельной заслонки на Лачетти

Интерфейс программы максимально прост. Чтобы показать ДПДЗ положение «нуля», нужно по Bluetooth подключиться к адаптеру, прочитать ошибки, сбросить адаптации и затем удалить ошибки.

Без сканера, «своими руками»

Простейший метод обучения дросселя:

  1. Завести машину и прогреть ДВС до рабочей температуры.
  2. Заглушить и отключить минусовую клемму АКБ.
  3. Подождать от 20 секунд до 20 минут в зависимости от модели автомобиля.

При такой процедуре параметры ЭБУ сбрасываются к заводским значениям. Однако этот метод может не работать с некоторыми моделями авто.

Также существуют технологические инструкции по процедуре адаптации ДЗ без компьютера (сканера). Рассмотрим некоторые из них.

Адаптация дроссельной заслонки на Ладе Весте
  1. Включаем зажигание.
  2. Ожидаем 30–40 секунд.
  3. Выключаем зажигание.
  4. Ожидаем, пока отключится главное реле.
Адаптация дроссельной заслонки на Шевроле Лачетти

При выполнении шагов 5–8 должна быть включена печка.

  1. Прогреваем двигатель до температуры 85 градусов.
  2. Включаем зажигание на 5 секунд, выключаем на 10 (пока не исчезнет писк) и снова включаем на 5.
  3. Ставим нейтралку на механике, «P» на автомате.
  4. Если есть кондиционер, включаем его на 10 секунд, затем выключаем на 10.
  5. Включаем кондиционер на 10 секунд и после выключаем на 10 секунд.
  6. Переводим на АКПП селектор в «D».
  7. Снова включаем кондиционер на 10 секунд и затем сразу же выключаем на 10 секунд.
  8. Выключаем зажигание — процесс адаптации дроссельной заслонки запущен.

Неисправный датчик положения дроссельной заслонки

В ходе чистки дроссельного узла рекомендуем проверить ДПДЗ — состояние контактов, дорожек и самого «бегунка». Проблемы с этим датчиком также приводят к нестабильным холостым оборотам и могут помешать провести обучение ДЗ правильно.

Адаптация дросселя на Фольксваген Туарег
  1. Проверяем, чтобы напряжение АКБ на незаведенной машине было не менее 12,9 V.
  2. Прогреваем двигатель до рабочей температуры, а затем глушим двигатель и ждем 5–10 секунд.
  3. Включаем зажигание и ждем 3 секунды.
  4. После этого нужно 5 раз выжать педаль газа в течении 5 секунд и после этого отпустить.
  5. Спустя 7 секунд, выжимаем педаль газа и удерживаем ее в этой позиции, пока не начнет мигать «Check Engine». Далее он должен непрерывно гореть около двадцати секунд.
  6. Отпускаем педаль газа и глушим двигатель.
  7. Запускаем двигатель и ждем 20 секунд.
  8. Если холостые обороты равны 700 об/мин с небольшой погрешностью, то обучение дроссельной заслонки прошло успешно.

Эти способы работают, но при возможности в адаптации ДЗ предпочтение отдается использованию диагностического оборудования.

Корректно обучить дроссельную заслонку можно у наших партнеров в городе. А при чип-тюнинге данную процедуру вам сделают бесплатно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *