Как могут испортить тормоза
Перейти к содержимому

Как могут испортить тормоза

  • автор:

Пять способов остановить машину, если отказали тормоза

Причин отказа тормозной системы — не одна и не две. Наиболее частые сценарии — разгерметизация системы с последующей утечкой тормозной жидкости, некондиционные тормозные шланги, контрафактная тормозная жидкость, неисправный вакуумный усилитель, замасливание колодок, дисков и барабанов, заклинивание элементов тормозной системы (к примеру, поршня в тормозном цилиндре, колодок в скобе и направляющих суппортов) и даже стершиеся "в ноль" и отвалившиеся тормозные колодки. А иногда причина еще банальнее — под педаль могут попасть небольшие предметы, например, бутылка, сумка, смартфон или инструмент. Соответственно, в зависимости от типа проблемы, следует задействовать определенный алгоритм действий, чтобы заставить автомобиль остановиться. Рассмотрим, что можно и нужно сделать в создавшейся опасной ситуации.

Пробуем продавить систему

Тормозная система большинства автомобилей имеет два независимых контура, которые либо дублируют друг друга, либо делят между собой часть функций тормозной системы.

Соответственно, если в процессе торможения педаль тормоза застопорилась (чаще всего такое случается при неравномерном износе или разрушении тормозных колодок) или провалилась (чаще всего из-за попадания воздуха через негерметичные уплотнения цилиндров) и уперлась в пол, не воспринимайте эту ситуацию как вселенский апокалипсис.

Продолжайте давить на педаль ритмичными поступательными движениями, будто накачиваете колесо ножным насосом. С большой степенью вероятности уже через пять-десять таких выжимов вы прокачаете тормоза и восстановите давление в системе.

Тормозим двигателем

Если прокачивание тормозов не увенчалось успехом, а, быть может, даже одновременно с прокачкой, пытаемся затормозить двигателем, переключаясь на пониженные передачи.

В случае с "механикой" все очевидно и просто — постепенно переходим, скажем, с пятой на третью, с третьей — на вторую или первую, в зависимости от скорости движения. Понятно, что "спускаться" сразу, скажем, с "пятой" на "первую" противопоказано — можно повредить трансмиссию.

Такая же последовательность действий — с теми "автоматами", где предусмотрен ручной режим: переходим в мануальный алгоритм и переключаемся "вниз". У тех же автоматических коробок, где ручной режим отсутствует, переведите селектор к меткам пониженных диапазонов (положения 3,2,1 или L — (ограничение диапазона). Аналогичная метода предписана также и вариаторным коробкам, которые, как правило, имитируют пониженные передачи в виртуальном "ручном" режиме.

Тормозим "ручником"

Главное, что следует понимать, — тормозить механическим "ручником" при отказе основной тормозной системы можно лишь на невысокой скорости. В противном случае есть высокая вероятность, что автомобиль может отправиться в занос. Во всех случаях тормозить механическим "ручником" следует очень плавно, поступательно, постепенно увеличивая усилие.

Вопреки распространенному мнению, электронный стояночный тормоз тоже можно использовать в критической ситуации для замедления автомобиля. Для этого нужно не нажать на кнопку, а зажать и удерживать ее. В этом случае электромоторы, приводящие в действие тормозные механизмы, зажмут задние колодки с тормозными дисками, активируя экстренное торможение.

Более того, электронный или электромеханический "ручник" обеспечивает гораздо более эффективное и безопасное торможение, чем классический, механический аналог. Дело в том, что он задействует гидравлическую тормозную систему, работая в связке с системами ABS и ESP, а потому может задействоваться в том числе и для экстренного торможения на более высоких скоростях.

Маневрирование

Перестроения из стороны в сторону создают дополнительное сопротивление качению, что также снижает скорость движения автомобиля.

Однако не применяйте такой прием на высокой скорости! Это чревато заносом и почти неизбежной аварией.

Разумным будет также направить автомобиль на подъем, если такой имеется. Если опыта хватает, скорость не слишком высока (не более 30 км/ч), а дорога свободна, можно попытаться также сделать серию "полицейских разворотов" (маневр автомобиля, при котором транспортное средство совершает разворот на 180 градусов, а затем, проехав определенное расстояние задним ходом, совершает обратные действия, и далее движется вперед).

Использование препятствий

Если тормоза отказали, например, при движении на спуске, а другие вышеупомянутые меры не принесли результата, остается самый радикальный метод замедления — использование препятствий. Вам очень повезет, если сосед по потоку согласится подставить бампер — буквально встанет у вас по курсу, а вам останется "пристыковаться" к спасителю.

Помощнику останется лишь задействовать тормозную систему своего авто. Лучше всего выбрать в качестве такого препятствия грузовик-тихоход с противоподкатным брусом.

Если не нашелся спаситель, остается выезд на обочину, чтобы погасить скорость о кустарники, в зимнее время — о сугробы. В городской черте на не очень высокой скорости в критической ситуации можно попутаться тормозить колесами одного из бортов о бордюры или уже всем бортом о заборы, остановки и бетонные отбойники. При этом, разумеется, следует понимать, что такой маневр очень опасен и требует высокого водительского мастерства.

Чего не нужно делать при отказе тормозов

Прежде всего — не паникуйте и не изобретайте велосипед (например, точно не нужно выпрыгивать из машины). Не включайте заднюю передачу. Хотя в Сети можно встретить подобные советы, "реверс" в лучшем случае не включится (задействована защита от дурака), а в худшем, убьет трансмиссию.

С большой степенью вероятности сломается кулиса, выкрошатся шестерни или погнутся тяги. Наконец, хотя "бывалые" нередко дают совет заглушить двигатель, не выключая зажигания, делать этого мы не рекомендуем. Хотя бы потому, что в таком случае деактивируются гидро- или электроусилитель руля, что лишь создаст дополнительные сложности.

7 основных причин поломки тормозной системы: узнайте, как избежать аварий на дороге

Машину повредили на парковке: что делать?

Иногда за время простоя на парковке на машине появляются повреждения. Чтобы получить компенсацию за нанесенный ущерб, владельцу авто необходимо безотлагательно действовать.

Тест-драйв GAC GS8

Полноприводный китайский автомобиль GAC GS8 составляет серьезную конкуренцию таким известным кроссоверам, как Hyundai Santa Fe, Skoda Kodiaq и Toyota Land Cruiser Prado.

Из всех систем автомобиля тормозная является одной из самых важных, поскольку отвечает за безопасность вождения. Когда тормоза с запозданием реагируют, приходится с большим усилием нажимать на педаль, ход ее стал короче или она начала западать, это не просто неприятно — это опасно. Отказ тормозной системы (будем иногда использовать в тексте сокращение ТС) — пожалуй, самое страшное, что может произойти с автомобилистом на дороге, однако случается такое далеко не с каждым водителем. Если вы своевременно обслуживаете свою машину и следите за состоянием всех ее узлов, скорее всего ТС вас не подведет. Но что в принципе приводит к ее износу или отказу? Ниже мы рассматриваем основные причины.

Принцип работы автомобильных тормозов

Нажим на педаль тормоза передает команду вакуумному усилителю, гонящему рабочую жидкость по трубопроводу и нагнетающему ее в главном тормозном цилиндре. Таким образом увеличивается давления в ТС и, как следствие, тормозные колодки прижимаются к дискам, что и замедляет вращение колес. Чем большим будет давление жидкости, тем лучше тормозной эффект.

2-1.jpg

Какие же факторы могут нарушить функционирование этой системы?

1) Износились колодки

Колодки представляют собой небольшие металлические детали с накладками, содержащими абразивный материал. Во время движения они естественным образом изнашиваются (перегреваются из-за трения, отслаиваются от металлической основы, стираются в пыль) и спустя время требуют замены. Будучи расходным элементом, колодки выходят из строя раньше других деталей и ставят под удар всю систему. Но существует решение — регулярная замена колодок через 40 000 км пробега. Низкий уровень тормозной жидкости, шумы и скрипы при торможении также могут указывать на проблему с колодками и сигнализировать владельцу о необходимости немедленной замены.

2) Износились диски

Диски и барабаны обычно служат дольше, чем колодки. В ходе замены двух комплектов колодок тормоза требуется заменить только один раз. Изготовители стараются указывать точный срок эксплуатации этих деталей и настоятельно рекомендуют их замену по прошествии указанного промежутка времени или пробега. Однако порой неполадки с дисками могут появиться и раньше:

  • например, в процессе торможения можно ощутить, что руль вибрирует;
  • или увидеть, что вследствие перегрева диски окислились, и их поверхность радужно отблескивает всеми оттенками радуги.

Это чревато деформацией дисков, замедлением процесса торможения и неправильной работой ABS-системы. Если вы заметили приведенные выше признаки, диски нужно в срочном порядке заменить на новые.

тормозные диски

3) В гидравлической системе появилась течь

Необходимо следить за уровнем тормозной жидкости, циркулирующей в гидравлической магистрали, поскольку если ее не станет, все элементы ТС немедленно прекратят работу, и водителю не удастся снизить скорость, нажимая на педаль. В этой связи проверку уровня жидкости необходимо проводить регулярно. Откройте крышку расширительного бачка под капотом: если уровень жидкости опустился ниже отметки min, это может указывать на одну из нескольких проблем:

  • протек бачок;
  • главный тормозной цилиндр перестал функционировать как нужно;
  • повреждены тормозные шланги (избирательно или каждый);
  • разрушен тормозной цилиндр колеса.

При обнаружении протекания бачка разумно будет заменить его, поскольку даже заклеивание трещины герметиком может оказаться бесполезным. Если проблема связана с гидравлической магистралью, необходимо снять ее для дальнейшего осмотра. Если внутрь вакуумного усилителя попала тормозная жидкость, ее можно откачать с помощью шприца и заменить манжеты или шланги, если причина протечки кроется именно в них. Также следует внимательно осмотреть внутренние части колес, чтобы выявить утечку жидкости в рабочих цилиндрах.

4) Износился суппорт

Суппорты необходимы для того, чтобы прижимать тормозные колодки к дискам в мгновение торможения. Если суппорты изношены или повреждены, это может стать причиной серьезных проблем на дороге.

Когда поршень или направляющую суппорта заклинивает, колодка не отжимается от диска, что приводит к неодинаковому вращению колес на одной оси и ухудшению курсовой устойчивости автомобиля. Как только вы отпустите педаль тормоза, может произойти ДТП. Поэтому владельцам автомобилей следует регулярно проверять состояние суппортов и своевременно заменять поврежденные детали.

При усилившемся трении суппорт может перегреваться, а иногда даже раскаляться докрасна, в результате чего колодки не выполняют свою функцию, а диски деформируются. Перегрев суппорта может также повредить ступичный подшипник, что приведет к рассыпанию сальника и вытеканию смазки, а затем и к заклиниванию на ходу.

Помимо перегрева суппорту грозят ржавчина, протечки смазки и механические повреждения, вызванные ударом или столкновением колес с препятствием. К поломке узла также может привести перекос колодок, вызванный их некорректной установкой. Признаки того, что суппорт на грани выхода из строя, могут проявляться в виде звуковых эффектов — скрипов или стуков. Это свидетельствует о наличии трения между деталями механизма, которое со временем приведет к его разрушению.

5) Оборвался шланг

Тормозной шланг традиционно изготавливается из резины, а резину, как известно, довольно легко изнашивают мороз, влага, удары и механические воздействия. Это может привести к потере эластичности, появлению трещин, растяжек или разломов, которые в свою очередь вызывают утечку тормозной жидкости и просачивание внутрь воздуха, что отрицательно сказывается на работе тормозов и может привести к полной их поломке. При обнаружении любых повреждений шланга (таких, как перегиб, нарушение целостности или обрыв) необходимо срочно заменить данную деталь.

6) Стояночный тормоз поднят в момент начала движения

Стояночный тормоз фиксирует припаркованный автомобиль на месте, предотвращая его случайное движение. Во время езды механизм стояночного тормоза находится в нижнем положении, что позволяет колесам свободно вращаться и не создает дополнительных препятствий для движения автомобиля. Однако если вы то и дело забываете опускать стояночный тормоз и начинаете движение, то быстро износите колодки, поскольку заставляете их находиться в постоянном контакте с тормозными дисками.

7) ABS-система не реагирует

Главная задача системы антиблокировки колес (ABS) — сохранить управляемость машине при резком торможении. Когда вы нажимаете на педаль тормоза, ABS регулирует давление тормозной жидкости и следит, чтобы колеса не заблокировались и не потеряли сцепление с дорогой.

В основе работы ABS лежит компьютер, который постоянно мониторит скорость каждого колеса и рассчитывает оптимальное давление на него тормозной жидкости. Если система обнаружит, что колесо подверглось блокировке, она мгновенно снижает давление на тормозах, чтобы предотвратить потерю управляемости. Однако, если какой-то из компонентов ABS не работает должным образом, система может перестать функционировать и выключиться полностью. В этом случае водитель все еще сможет затормозить автомобиль, но у него не будет той же управляемости, что и при работающей системе ABS.

Так что если на панели приборов загорелся датчик ABS-системы, это является сигналом для водителя, что нужно незамедлительно обратиться на СТО для диагностики и устранения проблемы.

Советы: что делать, если тормоза отказали

Если тормоза отказали на ходу, первое, что нужно сделать — суметь не допустить паники. Со всем остальным вы справитесь.

отказали тормоза

  • Нажмите на педаль тормоза несколько раз, чтобы проверить, не возобновилась ли работа ТС. Не помогло — значит, переходите к следующим шагам.
  • Если у вас механика, водитель должен убрать ногу с газа и начать замедляться, переходя на более низкие передачи, при этом выжимая сцепление. Важно делать это последовательно и постепенно, чтобы не потерять контроль над машиной и не допустить ее кувырка.
  • Если же автомобиль имеет автоматическую коробку передач, в этом случае водитель может воспользоваться ручным режимом. Если такого режима нет, нужно снять ногу с педали газа и продолжать вести машину до тех пор, пока АКПП не совершит переход на пониженную передачу. Далее водителю остается воспользоваться ручником или заглушить двигатель.

Если все вышеперечисленные методы не сработали, можно попробовать снизить скорость, использовав трение колес о бордюр.

Рекомендации на будущее

Безопасность на дороге зависит от правильной работоспособности всех элементов автомобиля, включая ТС. Чтобы она вас не подводила:

  • имеет смысл регулярно проходить техосомтр;
  • не следует использовать тормоза на спуске в течение длительного времени, так как это может привести к перегреву тормозных дисков и их выходу из строя;
  • также стоит учитывать, что во время дождя или на мокрой дороге тормозной путь автомобиля увеличивается, поэтому необходимо быть особенно осторожным и снижать скорость заранее;
  • если вы заметили какие-либо изменения в работе ТС или у вас есть сомнения в ее надежности, необходимо без промедлений обратиться к квалифицированным специалистам, которые произведут диагностику и при необходимости ремонт.

Надеемся, знание причин износа ТС и наши дельные советы помогут вам в эксплуатации личного транспорта. Но если так случилось, что пришлось отдать свою машину в ремонт, у вас всегда есть возможность арендовать автомобиль в Калининграде на выгодных условиях в компании «Сити-Рент». Все наши авто исправны, регулярно проходят СТО и предоставляются со скидкой в 3% при бронировании через сайт.

Встала как вкопанная. Чем опасно для машины экстренное торможение

Водителям приходится резко тормозить, чтобы избежать столкновения с лихачами, животными или выезжающими велосипедистами и самокатчиками, которые порой тоже ведут себя непредсказуемо. Экстренное торможение с продавливанием педали в пол помогает спасти им жизнь. Однако какие последствия для технических систем машины оно может нести?

Пригоревшие колодки

Экстренным торможением называют маневр при котором транспортное средство со скорости в 100-80 км/ч максимально быстро замедляется до полной остановки или до скорости в 5-10 км/ч. В этом случае водитель, завидев опасность, резко бьет ногой по педали тормоза и не отпускает ее до погашения скорости.

Экстренное торможение абсолютно безвредно для нового автомобиля, а так же для машин возрастом до 10 лет, которые проходили все плановые ТО. Если все расходные материалы и иные детали менялись вовремя, и водитель обслуживал тормозную систему, рулевое управление и подвеску, то транспортное средство может выдержать даже поездки по автодрому с десятками циклов активных разгонов и замедлений. Однако старая машина, в которой давно не менялись тормозные диски, колодки и прочие детали, под высокими нагрузками может дать сбои.

Статья по теме

Чаще всего после экстренного торможения пригорают тормозные колодки, в особенности неоригинальные, изготовленные непроверенными поставщиками. Водитель обычно ощущает неприятный запах гари, который проникает в салон.

При этом верхний слой фрикционного материала спекается в твердую корку, которая затем при работе тормозов издает пронзительный визг и скрежетание. Постепенно пригоревший участок стирается и колодка вновь становится тихой.

Оторваннаяя накладка

Иногда в барабанных тормозах легковых машин плохо зафиксированную накладку на колодке может сорвать с места. Она начинает метаться по барабану и способна повредить суппорт, поршень и манжеты, вследствие чего возникает течь тормозной жидкости. Водитель может ощущать биение на педали тормоза.

Так как в современных автомобилях тормоза выполнены на основе пересекающихся контуров, которые не допускают резкого падения давления, то машина успеет затормозить. Однако затем придется вызывать эвакуатор и грузить транспортное средство на платформу. Продолжать движение далее запрещено.

Разрушение диска

Если на машине стоят старые тормозные диски, которые выходили уже более двух комплектов колодок, то они могут треснуть или потерять форму. Экстренное торможение сопровождается, как правило, выделением большого количества тепла. Диск раскаляется и иногда вследствие неравномерного расширения может изогнуться. Тогда при движении он может задевать краями за колодки и водитель будет ощущать биение и вибрации на колесе.

Поврежденный диск так же может развалиться прямо в процессе работы. Последствия от этого непредсказуемы, но чаще всего раздается удар или треск, после чего машину начинает вести вбок. За счет трех других колес автомобиль продолжит замедляться. Однако для дальнейшего следования в мастерскую прийдется вызывать эвакуатор. Правила запрещают эксплуатацию автомобиля с неисправной тормозной системой.

Вскипание тормозов

Тормозная жидкость имеет свойство впитывать и растворять в себе влагу. В течение первых трех лет идет этот процесс, после чего критический объем конденсата накапливается и тормозная жидкость теряет температурную стойкость. При экстренном торможении температура дисков и колодок достигает примерно 200 гр., суппорта нагреваются и в жидкости образуются пузырьки газа, которые резко снижают давление в гидравлической системе, вследствие чего интенсивность торможения падает. Водитель давит на педаль, а ему кажется, что она проваливается, и интенсивность замедления снижается.

Вопрос-ответ

Несколько экстренных торможений на старой жидкости способно привести к неприятным последствиям. Поэтому тормозную жидкость необходимо менять раз в три года, чтобы предотвратить появления в ней конденсата.

Увод в сторону

После активного использования тормозов машину может начать уводить в сторону. Чаще всего в этом виноваты заклинившие поршни в цилиндрах одного из контуров. Тогда колодка не полностью возвращается на место и продолжает прижимать барабан иди диск. В этом случае колесо немного подтормаживается и на автомобиле возникает разворачивающий момент, требующий корректировок рулем.

Возможно также подтормаживание колеса из-за ослабления болтов крепления направляющей колодок к поворотному кулаку, а также замасливание колодок или попадание на них тормозной жидкости. В любом случае необходимо срочно обратиться в сервис для ремонта.

Тряска при торможении

Бывает, что при торможении машину не только ведет в сторону, но и сильно трясет. Причиной тому оказываются биения колесной ступицы и тормозных дисков из-за образовавшихся люфтов колесных подшипников. Такой же эффект возможен из-за ослабления или поломки стяжной пружины барабанных тормозов.

В общем, для избежания этих проблем детали тормозной системы необходимо ежегодно проверять и менять по мере износа, не дожидаясь их поломки. Тогда тормозить можно как угодно.

Как сломать тормоза вынув ОДНУ или две детали? Опишите эффект и желательно чтобы скорость повысилась.

Вынь мозги у водителя. Тормоза сразу станут бесполезны, точно так же, как и ремень безопасности.

эмм надрез тормозного шланга и все дальше при экстренном торможении от давления высокого шланг лопнет и все хана

Похожие вопросы

Ваш браузер устарел

Мы постоянно добавляем новый функционал в основной интерфейс проекта. К сожалению, старые браузеры не в состоянии качественно работать с современными программными продуктами. Для корректной работы используйте последние версии браузеров Chrome, Mozilla Firefox, Opera, Microsoft Edge или установите браузер Atom.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *