Как проверить датчик коленвала
Перейти к содержимому

Как проверить датчик коленвала

  • автор:

Неисправности датчика коленвала: причины, признаки, диагностика

Какие? На неисправности датчика коленвала указывает двигатель, который не хочет заводиться вообще или в мороз, а также если глохнет «на горячую». Вывести устройство из строя может обрыв провода, повреждение обмотки или диска синхронизации.

Что делать? Работу ДПКВ проверяют мультиметром, осциллографом или тестером. Самый простой метод – замерить внутреннее сопротивление датчика с помощью авометра. Он в считанные секунды подскажет, исправен ли датчик коленвала.

В этой статье:

  1. Расположение датчика положения коленвала
  2. Принцип работы датчика положения коленвала
  3. Признаки неисправности датчика коленвала
  4. Причины неисправности датчика коленвала
  5. Определение неисправности датчика коленвала
  6. Часто задаваемые вопросы о неисправностях датчика коленвала

Как избежать штрафа до 100 000 р за ошибки в эксплуатации оборудования
Скачайте инструкции по безопасной эксплуатации

Расположение датчика положения коленвала

Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ) выполняет одну и ту же роль в разных автомобилях. Однако при этом устройство может располагаться в разных частях автомобиля в зависимости от марки, модели и вида двигателя машины.

Чтобы знать, как определить неисправность датчика коленвала, и своевременно осуществить ремонт, рассмотрим примеры расположения устройства на нескольких популярных в РФ моделях.

На отечественных ВАЗ 2110/2111/2112 с инжекторными двигателями датчик коленчатого вала находится на масляном насосе, расположенном у шкива генератора. С помощью ремня осуществляется механическая связь генератора и коленвала.

Корейские Daewoo Nexia комплектуются разными видами двигателей; в зависимости от установленного мотора ДПКВ может находиться в разных местах. В машинах на F16MF датчик расположен на заднем конце самого коленвала, напротив зубчатого счетного кольца. На силовых приводах A15MF, A15SMS и G15MF устройство установлено на шкиве генератора, также напротив задающего диска.

Вне зависимости от объема двигателя известных Renault Logan (1,4 или 1,6 л) ДПКВ располагается в области блока цилиндров. Чтобы устранить неисправности датчика положения коленвала или заменить деталь, требуется сначала снять шланг воздушного фильтра. Электронный узел прикреплен на пластину с двумя монтажными отверстиями, которую нетрудно увидеть после демонтажа шланга.

В другом месте электронный датчик находится у автомобилей Hyundai Sonata. Устройство установлено под пластиковой крышкой ремня ГРМ, в районе балансировочного вала. Опознать датчик можно по фишке проводов питания, разъем подключен к корпусу клапанной крышки ДВС.

Практически у всех машин датчик располагается рядом с самим коленвалом и/или в области блока цилиндров. Найти ДПКВ можно по проводке, подключенной в разъем питания устройства. Однако если обнаружить датчик на своем автомобиле не удается, следует изучить техническую документацию на машину. Еще можно поискать информацию в Интернете, например на форумах водителей той же марки авто.

Принцип работы датчика положения коленвала

Основная задача датчика — контролировать работу системы впрыска топлива и системы зажигания. Синхронизация их действий происходит за счет того, что устройство постоянно фиксирует, в каком положении (под каким углом) находится коленчатый вал. Информация передается на блок управления двигателя (ЭБУ ДВС), который подает сигнал топливным форсункам и зажиганию.

При неисправностях датчика коленвала самым распространенным симптомом является отказ двигателя запускаться. Чаще всего неполадка возникает из-за повреждения провода питания, что делает работу устройства нестабильной.

Независимо от типа двигателя, работа датчика заключается в том, чтобы следить за движением зубчатого венца коленчатого вала, а именно за отсутствующими зубцами (одного или двух, в зависимости от конструкции). ДПКВ отслеживает перемещение металлических зубов, расположенных по периметру диска, по магнитному полю и фиксирует их пропуск, прерывающий электрический сигнал.

Эту информацию считывает ЭБУ, который «понимает», что коленвал пришел в определенное положение, и дает команду устройствам систем зажигания и непосредственного впрыска топлива.

Магнитное поле, по которому магнитно-индукционный электронный датчик считывает информацию о положении коленвала, создается намагниченным сердечником с катушкой из медной проволоки. Когда металлические зубья синхронизирующего диска присутствуют в поле, ДПКВ имеет электрический заряд. Когда из-за отсутствия зубцов в поле электрический ток прерывается, это и служит сигналом блоку управления двигателем о конкретном положении коленвала.

Такой принцип работы устройства основан на эффекте Холла. Свойства магнитного поля меняются из-за вращения диска синхронизации и отсутствия определенных металлических элементов (в данном случае — зубцов). Соответственно, появляется разность потенциалов, и напряжение электромагнита меняется. При различных неисправностях датчика коленвала ЭБУ перестает корректно воспринимать сигнал, подаваемый устройством.

Помимо магнитно-индукционных датчиков, встречаются оптические, хотя их используют гораздо реже. Их работа также основана на контроле за перемещением зубцов диска синхронизации. Эти ДПКВ обладают источниками света (светодиодами) и фотоэлектрическими элементами. Последние фиксируют момент, когда излученный свет пропал на большее время, и преобразовывают эту информацию в электрический сигнал, подаваемый на блок управления.

Основной функцией датчика, помимо контроля за положением коленчатого вала, является определение частоты вращения узла.

Признаки неисправности датчика коленвала

При неполадках в работе датчика положения коленвала могут возникнуть следующие симптомы неисправности:

Мотор не заводится

Двигатель не запустится, если датчик полностью выйдет из строя. При повороте ключа и попытке завести мотор может начать гудеть бензонасос, а стартер будет вхолостую крутить двигатель. В таком случае почти всегда проблема заключается именно в неполадках ДПКВ.

Так как электронный блок управления не получает никакую информацию от датчика, зажигание и впрыск топлива осуществиться не могут — ЭБУ не «знает», в какой момент и в каком цилиндре это нужно делать. При возникновении похожего симптома следует в первую очередь проверить датчик коленвала, определить, какие неисправности влекут за собой эти последствия, и далее провести ремонт или замену устройства на исправное.

Автомобиль неожиданно глохнет при работающем двигателе

Мотор может внезапно заглохнуть при достижении им определенной температуры. Это происходит вне зависимости от того, стоит машина или едет. Если подождать, когда двигатель остынет, а затем еще раз завести, то через некоторое время он снова нагреется и самовольно отключится.

В таком случае стоит проверить целостность медной катушки ДПКВ — обмотка может треснуть, расширившись от теплового воздействия.

Двигатель не заводится на морозе

При сломанном датчике положения коленвала появляется такой признак неисправности электронного устройства, что мотор не только не заводится, но и не пытается это сделать. Как и в предыдущем случае, дело может быть в треснувшей обмотке. Разница в том, что повреждение возникает не из-за тепла, а «на холодную», хотя на практике это встречается реже.

Неустойчивая работа мотора

Может проявляться по-разному. Например, при зажигании возникают хлопки в ресивер или выхлопную систему, заметно снижается мощность двигателя, зажигание происходит менее эффективно, либо наблюдаются несколько подобных симптомов одновременно. Это часто сигнализирует о выходе из строя именно датчика коленвала. Причина неполадки состоит в загрязнении устройства: на него попало масло или металлическая стружка.

Дело в том, что инородные вещества, особенно магнитная стружка, способны изменить характеристики чувствительного датчика. Устройство выполняет свои задачи некорректно и неэффективно, и потому возникают сбои в работе ДВС. Неисправность возможно обнаружить визуально или при помощи простой диагностики — в зависимости от расположения датчика.

Кроме того, обмотка может треснуть из-за вибрационной нагрузки. Трещины иногда возникают и в корпусе устройства, в таком случае в него легко попадает вода (например, при движении по мокрой дороге). Увидеть такие повреждения не получится, требуется компьютерная диагностика. Еще более простым выходом является замена ДПКВ на новый рабочий.

Помимо самого датчика выйти из строя может его разъем или провода питания. Стоит отметить, что описанные симптомы неисправности ДПКВ считаются самыми распространенными и могут сигнализировать о сбоях другой электроники автомобиля.

На самом деле датчик коленвала — надежная деталь и выходит из строя нечасто. Лучше всего провести общую диагностику и обследовать и другие датчики автомобиля.

Причины неисправности датчика коленвала

Существует ряд наиболее распространенных причин, по которым ДПКВ может выйти из строя.

Как проверить датчик коленвала

Современные автомобили оснащаются большим количеством датчиков, среди которых важная роль отводится датчику положения коленчатого вала. Он обеспечивает синхронную подачу топлива и поджигает смесь в камере. Статья рассказывает об основных функциях, признаках неисправности датчика коленвала, а также об основных способах их устранения.

Переход от карбюратора к инжектору стал настоящей революцией в автомобилестроительной отрасли. Работа современных двигателей автомобилей сильно зависит от электронной начинки машины. Информация о функционировании всей системы аккумулируется в блоке управления. После ее анализа корректируется работа отдельных узлов. Для сбора такой информации машина «напичкана» сотнями датчиков, одним из которых является датчик положения коленчатого вала (ДПКВ, или датчик синхронизации). Сфера его ответственности – это надежная работа двигателя. Ниже мы расскажем о проверке датчика коленвала с помощью мультиметра и осциллографа.

Назначение датчика коленвала

Этот узел обеспечивает синхронизацию зажигания и форсунок в инжекторных двигателях. При его неисправности зажигание будет происходить или слишком рано, или с запозданием. Из-за этого двигатель будет работать с перебоями. Кроме того, неполное сгорание топливной смеси может вообще стать причиной выхода мотора из строя.

Признаки неисправности датчика синхронизации

Поломка датчика коленвала проявляется:

— ощутимым снижением мощности мотора;

— «плавающими» оборотами двигателя;

— детонацией, срабатывающей в двигателе при активном движении;

— отсутствием в датчике признаков жизни, когда завести автомобиль невозможно.

Наличие таких проблем говорит о необходимости проверки датчика положения коленвала.

Неправильная работа ДПКВ проявляется:

— ощутимым ухудшением его динамических характеристик при езде машины (причины этой проблемы могут быть другими, но если неисправность касается датчика синхронизации, то на панели приборов высветится «check engine»).

— самопроизвольным понижением или повышением оборотов;

— отсутствием устойчивости в оборотах;

— явлением детонации в двигателе, сопровождающим динамическую нагрузку;

— невозможностью запуска двигателя.

Это лишь неполный перечень характерных признаков неисправностей датчика оборотов коленвала.

Важно понимать, как можно проверить работоспособность данного узла, чтобы быть абсолютно уверенным в его исправности. Такая проверка всегда должна проводиться в первую очередь, и вот почему. Несмотря на достаточно неудобное расположение датчика коленвала в большинстве авто, сам процесс его проверки является относительно простым. Зато вы будете точно знать, нужно менять датчик или нет.

Как проверить датчик синхронизации?

Для проверки исправности ДПКВ есть несколько способов, каждый из которых подразумевает использование определенных приборов. Рассмотрим три наиболее часто реализуемых метода проверки работоспособности датчика оборотов коленвала.

Прежде всего, перед проверкой датчика его нужно демонтировать. При этом необходимо поставить метки, показывающие, как он был расположен на двигателе. Снятый датчик следует осмотреть для выявления повреждений и оценки состояния контактной колодки и сердечника контактов. Обнаруженные загрязнения нужно удалить с помощью спирта или бензина, чтобы контакты датчика коленвала были чистыми.

При демонтаже следует установить расстояние между сердечником датчика и диском синхронизации. Оно должно составлять 0,6-1,5 мм. Затем можно заняться поиском неисправностей в электрической схеме устройства.

Как проверить датчик с помощью омметра

Этот способ является самым простым, но он не дает гарантии обнаружения поломки. Сопротивление обмотки датчика коленвала можно измерить мультиметром, переключив его в режим омметра. Для исправного датчика его значение составляет 550-750 Ом.

При проверке мультиметром определяется сопротивление катушки индуктивности, так как при наличии в ней повреждений характеристики датчика в первую очередь повлияют на сопротивление. Сначала нужно установить нужный диапазон значений. Верхний предел сопротивления обычно составляет 2 кОм. После этого выполняется проверка щупами на выводах. Величина сопротивления должна быть 500-700 Ом, но для полной уверенности лучше внимательно изучить инструкцию к машине и уточнить это значение. Если полученные цифры будут соответствовать указанным в документах, то на этом этапе катушку можно считать исправной, то есть, можно приступать к следующим методам проверки. При несоответствии полученных показателей заявленному производителем интервалу придется заменить датчик оборотов коленвала.

Проверка датчика путем определения значения индуктивности

Второй способ проверки работоспособности ДПКВ – это проверка значения индуктивности. Он основан на способности современных мультиметров измерять индуктивность. Этот метод является более сложным, его проведение требует использования:

— мультиметра с функцией измерения индуктивности или мегаомметра;

— вольтметра (в идеале, цифрового).

Для максимально точных результатов желательно обеспечить температуру воздуха в помещении в пределах 20-22 градусов. Для измерения сопротивления обмотки, как и в первом случае, используется омметр.

Затем нужно измерить индуктивность обмотки с применением специального измерителя. Для исправного датчика этот показатель составляет 200-400 мГн. При сильном отличии показателя индуктивности от этого значения можно делать вывод о неисправности датчика.

Затем с помощью мегаомметра измеряют сопротивление изоляции проводов катушки. При напряжении 500 В этот показатель должен быть не меньше 0,5 МОм и не выше 20 МОм. Если он получился другим, значит, катушка имеет нарушенную изоляцию. Для получения максимально точных данных замеры лучше выполнить несколько раз.

Есть во время ремонта случайно намагнитится диск синхронизации, нужно выполнить его размагничивание с помощью сетевого трансформатора. Опираясь на результаты проведенных измерений, можно сделать выводы об исправности датчика коленвала или необходимости его замены. Устанавливая прибор на место, нужно ориентироваться на расставленные при демонтаже метки и помнить о расстоянии между сердечником и диском синхронизации (от 0,5 до 1,5 мм).

Проверка сигнала осциллографом

Третий способ проверки исправности датчика оборотов коленвала считается самым точным, его используют профессионалы. Для его реализации нужен осциллограф и специальная программа. Этот способ не требует снятия прибора с двигателя, так как есть возможность наблюдать за формированием сигнала. Цифровой осциллограф позволяет без проблем обнаруживать нарушения в работе системы впрыска. Приготовив осциллограф и необходимую программу, нужно соединить щупы прибора и выводы катушки датчика без учета полярности. После запуска программы для работы с прибором нужно помахать перед датчиком металлическим предметом. При исправном датчике вы увидите осциллограмму, а неисправный не отреагирует на движение металлического изделия. Чтобы повысить точность проверки, осциллограф можно подключить к датчику на работающем двигателе, выведя щупы параллельно к датчику. При наличии сигнала от датчика и несоответствии его выходных параметров нормальным, машина может подергиваться, ее двигатель работает не стабильно. Это говорит о том, что имеют место неисправности самого датчика или задающего синхродиска и зубцов. Реальное состояние дел станет очевидным после изучения осциллограммы синхроимпульсов напряжения, снятых на выходе ДПКВ.

Мы рассмотрели три возможных способа проверки датчика коленвала:

— проверку мультиметром (определение сопротивления обмотки);

— проверку тестером (определение сопротивления изоляции и индуктивности);

— проверку на осциллографе.

Выбор способа зависит от имеющихся возможностей и навыков. Принцип проверки датчика коленвала является одинаковым для всех моделей автомобилей с инжекторным двигателем. Если вы располагаете инструментами для проверки при помощи осциллографа, лучше выбрать этот метод, так как он является самым точным. При отсутствии необходимого оборудования можно использовать другие способы. При проверке следует быть максимально внимательным и аккуратным.

Как проверить датчик коленвала

Автор: Андрей Гагарин Датчик коленвала – деталь, без которой не может обойтись бензиновый двигатель инжекторного типа. С помощью него синхронизируется работа форсунок и системы зажигания. При неработающем сенсоре подача искры на свечах зажигания будет происходить с запозданием или слишком рано. В лучшем случае это приведет к падению мощности двигателя из-за неполного сгорания, детонации, нестабильной работе, в худшем – к полному отказу.

  1. Признаки, говорящие о неисправном состоянии детали
  2. Как устроен датчик коленвала
  3. Проверка датчика коленвала: основные способы
    • Вариант проверки «на искру»
    • Как проверить датчик коленвала при помощи омметра
    • Проверка индуктивности
    • Проверка ДПКВ при помощи осциллографа

    Датчики могут быть трех видов: оптические, индукционные и использующие эффект Холла. Самый распространенный тип – индукционный.

    image5.png

    Признаки, говорящие о неисправном состоянии детали

    Не важно, каков принцип работы датчика коленвала, в случае его поломки симптомы будут одинаковые:

    • резко снижается динамика машины, причина может быть другой, но проверить, исправный ДПКВ, или он сломался, стоит;
    • частота вращения двигателя произвольно меняется во время движения автомобиля;
    • нестабильная частота работы двигателя на холостом ходу;
    • при разгоне в камерах сгорания происходит детонация.

    Работоспособность ДПКВ крайне важна. Если датчик полностью вышел из строя, запустить двигатель автомобиля не получится вообще.

    Далее рассмотрим, как устроен датчик коленвала, а также разберемся с принципом его работы. Это нужно, чтобы разобраться с причинами, из-за которых появляются поломки, и понять, как их устранить.

    Как устроен датчик коленвала

    Первым дело нужно понять принцип работы датчика коленвала. Устройство состоит из пластикового корпуса, в котором находится сердечник из стали. Вокруг сердечника навита медная проволока. Чтобы между витками не возникало коротких замыканий, проволоку покрывает компаундная смола.

    Устройство помещается рядом со шкивом коленвала, на котором имеется 60 зубьев, два из них удалены. Сенсор отслеживает момент, когда мимо него появляется пустой участок. Благодаря этому датчик коленвала позволяет точно синхронизировать подачу топлива через форсунки в камеру сгорания и момент поджига топливной смеси. В результате получается смесь с оптимальным соотношением топлива и воздуха, причем она поджигается в строго определенный момент.

    Для отслеживания вращения коленчатого вала используются 3 типа датчиков:

    1. Индукционный. Представляет собой катушку с магнитным сердечником и навитой вокруг него медной проволокой. При прохождении зубьев шкива наводится индукция. Прерывание генерации импульса свидетельствует о том, что рядом с сенсором проходит пустой участок. Этот тип устройств самый распространенный.
    2. Оптический. Его основа – светодиод и фиксирующий свет приемник. При прохождении коленчатым валом с надетым на него шкивом свет прерывается, когда его закрывает контрольный зуб. Приемник отправляет соответствующий сигнал на ЭБУ.
    3. Датчик Холла. При его использовании на коленвале устанавливается постоянный магнит. Его приближение фиксируется датчиком Холла. По нему в этот момент протекает переменный ток, который улавливается диском синхронизации.

    image14.png

    Проверка датчика коленвала: основные способы

    О том, как проверить датчик коленвала, объясним на примере индуктивного типа, так как такие сенсоры относятся к наиболее распространенному виду.

    Простой и надежный способ определить неисправность датчика коленвала – использовать диагностический сканер. Одна из лучших моделей – Scan Tool Pro. Устройство производится в Южной Корее, оно доступно и используется как профессионалами, так и любителями.

    image18.png

    Прежде всего, нужно внимательно осмотреть сам датчик. На его торце не должно быть грязи и прилипшей к поверхности металлической стружки. Если стружка имеется, то она может вносить искажения в показания прибора. Очистите поверхность сенсора ветошью, смоченной бензином или спиртом. Теперь проверьте, как работает двигатель. Если улучшения не произошло, то потребуется более тщательная проверка.

    image1.png

    Подключите OBD2 сканер к диагностической шине автомобиля. Также потребуется смартфон. На него нужно поставить сервисную программу. Лучше всего – Torque, это приложение максимально совместимо со сканером. Также можно использовать альтернативное ПО:

    • MobileOpenDiag;
    • Auto Doktor OBD;
    • InfoCar — OBD2.

    Через приложение подключитесь к ЭБУ машины по беспроводному соединению Wi-Fi, либо Bluetooth.

    Работоспособность ДПКВ определяется по выдаваемым диагностическим кодам неисправности. Если с датчика сигнал идет, с зубьями диска все в порядке, датчик вращения вала обнаруживает на зубчатом колесе синхронизирующий зуб, то сканер при неисправности выдает коды P0335 или P0336.

    При помощи сканера можно в режиме реального времени определить частоту вращения коленвала и проверить наличие синхронизации фаз зажигания по характеру импульсов сигнала напряжения.

    image4.png

    Модель Scan Tool Pro оснащена 32-битным чипом, емкость памяти позволяет сохранить в ней диагностическую информацию. Дополнительно прибор поможет провести диагностику других неисправностей двигателя, трансмиссии, коробки передач, систем ESP, ABS.

    Если сканера нет, то проверить устройство датчика коленвала на исправность можно при помощи при помощи обычного мультиметра. Самая точная проверка проводится осциллографом. Потребуется снять сенсор с посадочного места. Чтобы потом установить его в таком же положении, как и раньше, обязательно сделайте метки на нем самом и в монтажном месте.

    Как проверить датчик коленвала при помощи омметра

    Этот метод наиболее прост и подходит практически для любого автолюбителя. Все, что потребуется, – это мультиметр. Но при всей простоте способ не гарантирует стопроцентное выявление неисправности.

    image15.png

    Метод заключается в замере сопротивления обмоток катушки сенсора. Установите переключатель измерительного прибора в положение омметра и прикоснитесь щупами к выводам датчика попарно.

    Устройство датчика коленвала такое, что у большинства исправных уровень сопротивления примерно равен 500–700 Ом. Но крайне желательно точно знать значение, которое должны показывать обмотки исправного устройства той модели, что установлена на вашем авто. Найти характеристики можно в интернете.

    При проведении измерения поставьте регулятор мультиметра на верхний предел в 2000 Ом или как можно ближе к этому значению. Если прибор показал сопротивление, близкое к тому, что должен показывать исправный датчик, то повреждения обмотки нет. Однако это не гарантия, что сенсор исправен, и лучше проверку дополнить другими способами измерений.

    Особенность любых индукционных датчиков в том, что их основа – электромагнитная катушка. Ситуация такая же, как с катушкой зажигания. Это касается и ДПКВ. Чтобы проверить работоспособность датчика, необходимо измерить характеристики индуктивной катушки во время ее возбуждения. Произвести измерения можно при наличии:

    • мегаомметра;
    • измерителя индуктивности;
    • сетевого трансформатора;
    • вольтметра (лучше цифрового).

    Некоторые модели мультиметров имеют возможность измерять индуктивность. Но в большинстве приборов этой функции нет.

    image8.png

    Если в вашем устройстве нет данной функции, потребуется дополнительное оборудование.

    У датчика ДПКВ индуктивность обмотки находится в пределах 200–400 мГн. У ряда моделей показатель может выходить за указанные параметры, но незначительно. Если измеренное значение сильно от них отличается, то, скорее всего, сенсор вышел из строя.

    После проверки индуктивности нужно будет проверить показатель сопротивления проводов катушки. На мегаомметре нужно установить значение в 500 В. Измерение проводят 2–3 раза для исключения ошибки. Сопротивление изоляции должно быть меньше 0,5 Мом. Если значение меньше, изоляция нарушена. Возможно, дело в межвитковом замыкании катушки. С неисправным датчиком сделать уже ничего нельзя, только поменять на новый. Исправный сенсор после измерений нужно размагнитить, для этого понадобится сетевой трансформатор.

    Проверка ДПКВ при помощи осциллографа

    Осциллограф – лучший метод для проверки. Он позволяет не только произвести замеры характеристик, но и в реальном времени увидеть, как сенсор формирует сигналы.

    На осциллографе можно проверить не только датчик индуктивности. Речь идет также об оптическом датчике и датчике Холла.

    image12.png

    Снятие показаний проводится как во время работы двигателя, так и со снятым датчиком.

    Для снятого ДПКВ алгоритм проверки следующий:

    1. Щупы прибора подключите к выводам катушки сенсора. Полярность может быть любой.
    2. Включите ПО для работы с осциллографом.
    3. Любым предметом из металла нужно несколько раз провести рядом с ДПКВ.
    4. При исправном датчике на экране появится осциллограмма, пики которой будут появляться при прохождении металла рядом с датчиком.

    Точно сказать о том, что устройство исправно, можно только после снятия осциллограммы во время работы мотора. Для этого нужно щупы прибора параллельно подключить к выводам сенсора.

    image10.png

    Осциллограмма позволит убедиться, что сигнал формируется без искажений и провалов. Прохождение каждого из зубцов диска рядом с сенсором будет отражаться всплеском на экране. Все эти всплески одинаковы, кроме случая, когда мимо датчика проходит контрольный зуб.

    Индуктивный датчик положения коленвала – крайне важное устройство, без которого невозможна нормальная работа ДВС инжекторного типа. Сам сенсор по конструкции очень несложен. Если двигатель начал работать неустойчиво, теряет мощность, разгонные характеристики, то обязательно нужно проверить ДПКВ на работоспособность.

    Сделать это можно при помощи нескольких методов. В первую очередь нужно измерить сопротивление катушки, так как основная неисправность устройства – обрыв проводки или межвитковое замыкание.

    Если имеется осциллограф, то лучше всего проверки провести с его помощью. Прибор позволяет точно убедиться в том, что датчик исправен или вышел из строя.

    Если проверить нечем или вы не уверены, что сможете сделать проверку самостоятельно, то обратитесь на СТО. В автоцентре обязательно имеются необходимые приборы. Ездить при неисправном датчике нельзя – позднее или ранее зажигание приведут к быстрому износу двигателя. Дело может дойти до повреждений поршней, стенок цилиндра и даже до полного заклинивания двигателя.

    Нерабочий датчик починить не получится – эта деталь подлежит замене на заведомо исправную.

    Проверяем исправность датчика коленвала

    Проверяем исправность датчика коленвала

    Мощность двигателя упала? Наблюдаете постоянный перерасход бензина и снижение динамических характеристик машины? Скорее всего это произошло из-за неисправности датчика коленвала. Если вовремя не принять меры, двигатель может полностью выйти из строя. В статье мы подробно разберем основные функции, рассмотрим разные виды и научимся самостоятельно проводить диагностику и устранять поломку.

    Где находится, его внутреннее устройство и основные функции

    Датчик положения коленвала или ДПКВ отслеживает угол наклона, положение в котором сейчас находится коленвал, частоту его вращения. Полученная информация передается на блок управления, а оттуда в двигатель. Это обеспечивает корректную работу системы зажигания, питания и газораспределения в автомобиле.

    Где находится датчик коленвала? Это небольшое устройство играет ключевую роль в нормальном функционировании системы силовой установки машины, поэтому производители располагают его в удобном и доступном месте. Положение может меняться в зависимости от типа двигателя или марки автомобиля.

    Характерное расположение, для большинства транспортных средств: недалеко от блока цилиндров или коленчатого вала. Датчик коленвала имеет отличительную особенность – длинный провод, соединяющийся на нем с фишкой питания.

    Если у вас не получилось самостоятельно обнаружить датчик, попробуйте изучить техническую документацию или обратитесь за помощью в интернете

    Типы датчиков синхронизации

    К наиболее распространенным относятся три варианта ДПКВ:

    • Датчик Холла. Назван в честь эффекта физики. Принцип работы: установленный на устройстве магнит, проходя специальный датчик, способствует возникновению постоянного тока, который далее фиксируется синхронизирующим диском. Второй по популярности прибор для измерений.
    • Индуктивный. Для работы используется магнитный материал со специальной, намотанной на нем медной проволокой. Измерения напряжения происходят на ее концах. Он фиксирует в каком положении находится коленвал, его скорость. Именно этот тип можно встретить в большинстве современных автомобилей.
    • Оптический. Основой работы механизма является светодиод. Излучаемый свет фиксирует специальный приемник. Когда луч попадает на контрольную точку, он прерывается, система это регистрирует и передает информацию дальше.

    Как заметить неисправность, симптомы поломки

    Внутреннее устройство датчика коленвала очень простое, поэтому перед поломкой не будет каких-то симптомов или ошибок, он просто перестанет работать. Если ДПКВ вышло из строя, то ремонт не поможет. Деталь относится к типу неремонтируемых поэтому если проверка выявит неисправность, происходит замена элемента.

    Специалисты выделяют несколько причин поломки: механическое воздействие, повышенная влажность, резкая смена температуры и нагрузки при высоких температурных показателях. Все это приводит к проблемам в работе автомобиля.

    Тип используемого датчика не как не влияет на признаки поломки. К наиболее характерным симптомам относят:

    • двигатель не заводится;
    • нетипичная работа, скачки оборотов при движении и без нагрузки;
    • повышение мощности ведет к детонации мотора;
    • тяговые показатели снижаются (это не всегда поломка датчика, но причина обратится в сервис для дополнительной диагностики).

    Поводом для беспокойства также является загоревшийся знак «Проверьте двигатель» или отсутствие искрообразования.

    Но не спешите бежать менять деталь при этих признаках, они могут присутствовать и при других поломках. Чтобы точно выявить причину – проведите диагностику машины. Такой подход поможет сэкономить время и деньги на будущий ремонт.

    Как проверить датчик коленвала?

    Проверять технику «на глаз» сложно и недостаточно эффективно. Этот вариант подходит, чтобы исключить возможные механические повреждения, например трещины или изменение зазора наконечника и зубчатого кольца.

    Есть несколько вариантов, способов диагностики, которые помогут определить в чем причина неисправности и связана ли она с ДПКВ.

    Осциллограф

    Осциллограф позволяет провести проверку двумя способами: при заглушенном и работающем моторе.

    Первый способ измерения проходит в условиях выключенного двигателя, но при работающем зажигании. Датчик нужно вытащить и приложить к контактам устройство измерения. Далее вы проводите металлическим предметом вдоль торцевой части осциллографа. Датчик должен среагировать и тогда на экране сенсора появятся соответствующие значения.

    При включенном двигателе, показатели будут более точные. Вы увидите, как работает контроллер, график амплитуды его электромагнитного поля. Волны должны быть ровными с симметричными паузами. Большое количество пробелов, неровные края сигнализируют о механической поломке. Скорее всего повреждены или стерты зубцы маховика, поэтому датчик работает некорректно.

    Мультиметр

    Этот прибор производит проверку в режиме измерения сопротивления. После извлечения датчика, в щупы вставляют контакты мультиметра. А показатели устанавливают на верхние значения в две тысячи Ом. Если в процессе диагностики были зафиксированы меньшие цифры, значит дело в нарушении изоляции катушки и датчик придется заменить.

    Проверка омметром

    Нет мультиметра, но есть омметром? Выполняйте измерения на нем. Заглушив мотор, дотроньтесь до контактов в разъеме выводами прибора. Если деталь рабочая, показатели будут в пределах 500-700 Ом. Высокое сопротивление говорит о проблемах с проходом тока, а низкие о повреждении обмотки.

    Диагностический сканер

    Это вариант для тех, кто разбираются в автомобилях на более профессиональном уровне. Диагностический сканер отличный вариант для проверки работы не только коленвала, но и двигателя. Он располагается в разъеме автомобиля, далее идет синхронизация с ПК по Wi-FI или блютуз. Используется специальная программа, задача которой находить ошибки и выводить их на экран. Если выявлены неисправности, система отобразит их в виде специальных кодов: Р0335 и Р0336.

    Гаечный ключ

    Если вы оказались в ситуации, что машина не заводится, а устройств для проведения диагностики нет, то вам подойдет этот способ. Хорошо, если в процессе кто-то будет помогать.

    1. Найдите датчик и снимите фиксирующий болт.
    2. Извлеките его наружу, очистите.
    3. Включите зажигание.
    4. Для лучшей слышимости рекомендовано снять подушки на заднем сидении.
    5. Гаечный ключ прикладывается к торцу.
    6. Помощник слушает, включится ли бензонасос.

    Работающий насос – датчик исправен, в противном случае – сломан.

    Варианты устранения неисправностей

    Поломка может произойти неожиданно и даже выявив причину, произвести замену детали в тот же момент может быть невозможным. Чтобы не стоять на месте, судорожно думая куда бежать, как экстренно добраться до Москвы или другого крупного города, попробуйте решить проблему самостоятельно. Если дело в контактах или катушке, это вполне реально.

    Чистка от грязи

    Одной из популярных поломок является загрязнение сенсора. Это может быть смазка, которая потом смешивается с песком и тд. Это негативно влияет на работу датчика коленвала. Вытащите устройство и протрите от загрязнений, после чего попробуйте завестись повторно.

    Обрыв контакта

    Внутренние повреждения провода совсем не редкая проблема. Долгий срок эксплуатации может привести к поломке проводника. Чаще всего, такое происходит в местах сгибов.

    Зачистив изоляционный материал, соедините два конца и замотайте изолентой. Это временная мера, чтобы вы могли доехать до сервиса.

    Зачистка контактов

    На новом аппарате резиновые уплотнители хорошо защищают контакты от грязи. Со временем происходит их деформация и грязь, вода и пыль с дороги, запускают процесс коррозии.

    Для чистки используют наждачную бумагу, свернутую трубочкой, так как добраться до контактов может быть сложно.

    Сопутствующие проблемы

    Механическое повреждение маховика, например отсутствие части зубьев, влияет на данные, передаваемые на электронный блок управления, путая систему. Ремонт будет возможен только с привлечением специалистов.

    Устройство ДМРВ, проводящее измерение расхода воздуха, при некорректных показаниях влияет и на датчик коленвала.

    Деформация маховика, изгиб цифрой восемь сбивает датчик, мешая ему правильно работать.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *