Почему шипит из бензобака
Перейти к содержимому

Почему шипит из бензобака

  • автор:

На деле не просто пшик: почему бензобак шипит при открытии

Наверняка многие на заправке замечали, что при откручивании пробки бака раздаётся характерное шипение. Иногда еле слышное, а иногда такое, что становится страшно. Нормально ли это? И откуда вообще берётся этот «пшик»?

Опять экология!

Само собой, многие скажут, что шипение – это нормальный звук, который появляется при выравнивании давления в баке с атмосферным давлением. Может быть, давление было ниже атмосферного, и сейчас воздух с шипением заходит в бак. А может, оно было выше, поэтому сейчас он оттуда выходит. В общем-то, отчасти оно верно: непонятный звук появляется именно при выравнивании давлений. Вот только всё-таки не совсем ясно, откуда берётся такая большая разница и в какую сторону она выравнивается.

Вы не поверите, но во всём опять виноваты «зелёные». В славные времена, когда каждый уважающий водитель возил с собой вулканизатор и кусок сырой резины, никого не волновало, что небольшое количество бензина может испариться и попасть в атмосферу. Мало того, даже вулканизаторы могли работать от бензина, а сырую резину в нём вымачивали в обязательном порядке. И ничего, как-то жили. Но нет! Экологи посчитали, что пары бензина когда-нибудь обязательно убьют планету, отчего просто необходимо сделать топливную систему герметичной. А ещё нужно все пары в баке собирать в одном месте, отделять от них бензин и выливать его обратно в бак. Впрочем, тут признаем, что они предложили нечто умное: при постоянном росте стоимости бензина просто так выпускать его в воздух жалко, и хотя бы небольшая его часть, вернувшаяся в бак, радует душу безгранично. Вот только систему питания пришлось заметно усложнить, что и сделали уже очень давно – во время введения обязательных экологических норм Евро-2.

Необходимость сделать систему питания закрытой от атмосферного воздуха привела к появлению новых компонентов топливной системы – сепаратора и адсорбера, которые стали частью системы улавливания бензиновых паров (EVAP). Первое по своей сути – отдельный бачок, в котором скапливается пена из бензина. Там же она и отстаивается. А так как пена – это смесь газа и жидкости, то уже на этом этапе часть бензина (жидкости) удаляется из того объёма, который мог бы испариться и нанести вред природе. Остаётся только решить вопрос с газом: в нём смешаны воздух и пары бензина, а значит, их надо как-то разделить. Для этого нужен адсорбер.

Теоретически устроен он не слишком сложно: бачок с активированным углем, клапан продувки да пара проводов и вакуумных трубок. Работает система следующим образом.

Если мотор запущен, клапан позволяет парам бензина уходить напрямую в коллектор по патрубкам. Затягивает пары разрежение во впускном коллекторе, через него же они потом и уходят в камеры сгорания. Конечно, на наддувных моторах разрежения для этого может быть недостаточно (как мы помним, сильный вакуум в коллекторе есть только в атмосферных двигателях), но на турбированных моторах многие вопросы решает вакуумный насос, поэтому система работает и там и отличается только конструкцией клапана. По большому счёту, на работающем моторе адсорбер не очень нужен: пары бензина могут сгореть, никак не меняя давление в баке или не убегая в атмосферу. Но основной источник этих паров – как раз-таки адсорбер, который их копит во время стоянки автомобиля.

Когда мотор остановлен, бензин в баке всё равно испаряется. Особенно сильно – в жару. Испаряющийся в баке бензин идёт по трубкам в адсорбер, где попадает в ёмкость с активированным углём. Последний умеет впитывать в себя углеводороды (то есть бензин), не допуская их попадания в атмосферу. Понятно, что бесконечно он ничего в себя впитывать не может, поэтому ему и требуется эта описанная выше продувка, в результате которой пары бензина опять попадают во впуск. Получается очень изящная замкнутая система, которой довольны все: и «зелёные», и очень бережливые автолюбители, которые переживают по поводу расхода топлива. Жизнь с адсорбером была бы полна гармонии, если он не имел способности ломаться.

А может и стрельнуть…

Конечно, система получилась не полностью герметичной, а условно: делать её совсем изолированной от атмосферы было бы слишком дорого и избыточно. Тем не менее регулировка давления в ней имеет огромное значение. Разорвать бензобак пары топлива не способны, а вот в случае достаточно быстрого падения давления внутри бака атмосфера вполне способна сотворить с ним чудеса. Например, немного сжать (деформировать). Такое можно заметить, если долго и без остановки ехать по трассе от одной АЗС до другой. В этом случае расход бензина получается быстрым (бак можно сжечь за несколько часов, а не дней, как в случае передвижения короткими перебежками по городу), и если с клапаном адсорбера не всё в порядке, то при откручивании пробки бензобака шипение будет слишком громким. А если адсорбер не способен справляться со своей работой совсем, то можно услышать и характерный хлопок, с которым сжавшийся бензобак (особенно пластиковый) принимает свою первоначальную форму. Это уже серьёзный повод для проверки системы.

Говорят, что при росте давления в баке (в случае, когда по какой-то причине не работает продувка адсорбера) может даже выстрелить пробка бака. Лично я про такое не слышал, но теоретически это возможно. Правда, для этого должен выйти из строя не только адсорбер, но и система аварийного сброса давления – простой механический клапан. Так что если такое и бывает, то очень редко. К тому же физика процесса такова, что намного заметнее будет ощущаться избыточный вакуум в баке, а не рост давления в нём. Что, впрочем, тоже неприятно.

Как понять, что адсорбер перестал работать? На некоторых автомобилях есть датчики давления в баках, и они сами подскажут, что в этой системе что-то идёт не так. Некоторые машины (в первую очередь американские) даже имеют отдельную лампу, которая загорается в случае неисправности адсорбера. Причём эта лампа может загореться даже от неплотно закрученной пробки бензобака, что тоже считается ошибкой. В других случаях симптомы многочисленны и неочевидны. Может случиться что-то похожее на неисправность бензонасоса, могут плавать холостые обороты, может быть осложнён пуск мотора. Всё это не очень наглядно, так что в первую очередь лучше ориентироваться на шипение из-под пробки бака. В норме оно присутствовать просто обязано: давление в баке никогда не совпадает с атмосферным, так что этот своеобразный звук пугать не должен. Но если становится очевидным, что со временем звук становится всё громче и громче, это плохой признак. И совсем уж плохо, если слышно тот самый хлопок деформированного бензобака. Это уже такая мольба о помощи топливной системы, игнорировать которую опасно.

В некоторых случаях признаком забитого адсорбера или неисправности его клапана станет появление запаха бензина в салоне. Справедливости ради замечу, что гораздо чаще этот запах появляется по причине изношенной прокладки бензонасоса под задним сиденьем, так что в первую очередь лучше проверить именно её. Но если с ней всё хорошо, то адсорбер вполне может быть причиной появлением бензинового амбре в салоне.

Что делать?

Логично возникает вопрос: что делать, если адсорбер не работает? Первое желание – выкинуть его напрочь. Так экономить на бензине, чтобы накопить на новую Гранту, он всё равно не позволяет, в защите экологии у нас временный перерыв. Убрать адсорбер, конечно, можно, но не стоит забывать, что клапан управляется ЭБУ, поэтому придётся внести некоторые изменение в ПО, иначе будут возникать ошибки. Так что лучше пойти другим путём: отремонтировать эту систему. Так как чаще ломается сам клапан, достаточно заменить только его. Ну а если дело в самом адсорбере, ситуация сложнее: это не самая дешёвая деталь, а так как он обычно выходит из строя на далеко не новых автомобилях, владельцу приходится думать о целесообразности этой процедуры. К сожалению, выход часто находят совсем уж дикий: просверлить дырочку в пробке бака, организовав тем самым примитивную вентиляцию. Как крайний выход это имеет право на существование, но система при этом работать, ясное дело, всё равно не будет, а значит, появление сопутствующих ошибок вполне возможно. Но хотя бы бензобак двухмиллиметровая дырочка в пробке спасти может.

Если вдруг бак начал хлопать во время какого-то турне по стране в период отпуска, лучше ничего не сверлить, а почаще открывать пробку бака, выравнивая тем самым давление и не допуская деформации банзобака. А вот после завершения поездки проблему всё-таки лучше решить более цивилизованным способом: ведь ломается эта система редко, и экономить на ней совсем не обязательно.

Насколько опасно шипение при откручивании лючка топливного бака машины

Шипящий воздух, который выходит из-под крышки топливного бака, когда его приходится открывать на автозаправочной станции, многих водителей вводит в ступор. Одни грешат на неисправность топливной системы, другие считают это нормой. Портал «АвтоВзгляд» разобрался, насколько опасно или безопасно это явление.

Поделиться

Изображение Насколько опасно шипение при откручивании лючка топливного бака машины

Воздух, свистящий сквозь лючок бензобака при его открытии — нормальное явление. Происходит это по двум причинам. Во время движения насос откачивает из бака топливо, но в освободившееся пространство воздух не поступает. Получается эффект тяги или разрежения, когда внутри емкости давление падает.

Вторая причина — это когда оно — наоборот — увеличивается в связи с испарением горючего. Подобное можно наблюдать, когда машина простояла продолжительное время, и внутри бака накопились пары топлива.

Налицо неисправности системы только в том случае, если шипение и свист сопровождаются интенсивным выделением из-под крышки облака паров с каплями горючего. Еще один тревожный сигнал — если при открывании бака топливо из горловины вытекает наружу. В этих случаях необходимо срочно ехать в автосервис.

Главные ошибки при оцинковке кузова автомобиля своими силами

Поэтапный DIY для тех, кто привык все делать сам

Фото globallookpress.com

Читайте также

А когда речь идет о непродолжительном шипении, то ничего опасного в этом нет. Исправная работа клапанов и адсорбера, балансирующего давление внутри топливной системы, не исключает такой возможности. Причем на некоторых моделях производитель предупреждает об этом надписью на крышке бензобака.

Иногда шипение и свист увеличиваются из-за неисправности клапана на крышке бензобака. Это легко проверить в автомастерской с помощью соответствующего оборудования. Чаще причина кроется в банальном засорении детали, и специалисты такую проблему решают легко и быстро.

Это гораздо разумнее, чем сразу менять адсорбер, что многие мнительные автовладельцы спешат делать. Иногда их вводят в заблуждение ушлые и нечистые на руку мастера в целях наживы. Ведь полная замена адсорбера обойдется в круглую сумму, хотя далеко не факт, что шипение прекратится.

Пять ошибок водителя, «убивающих» амортизаторы

Как увеличить срок службы подвески

Фото https://www.pamperedautocare.com

Читайте также

Подпишитесь на канал "Автовзгляд"

  • #автосервис
  • #технология
  • #ремонт
  • #запчасти
  • #комплектующие
  • #техническое обслуживание

При открытии крышки шипит бензобак: причины и следствия

При открытии крышки шипит бензобак: причины и следствия

Многие автовладельцы слышат шипение при открытии бензобака, похожее на звук открывающейся банки с газировкой. Иногда это следствие перепадов атмосферного давления. В таком случае это нормальное явление, не вызывающее опасений. Но в некоторых ситуациях шипение – признак неисправности автомобиля.

Жаркая погода

Высокие температура воздуха и атмосферное давление способствуют нагреванию топлива в бензобаке, сопровождающееся выделением летучих веществ. Заправочный бак имеет герметичную конструкцию, из-за чего давление в нем увеличивается. Это никак не мешает запуску двигателя, даже помогает, но при открытии крышки раздается характерный звук.

Если автомобилист слышит шипение только в жаркую погоду, а в другое время ничего подобного не происходит, в этом нет никакой опасности. Это нормальное явление, которое пройдет с наступлением прохладной осени.

Пустой бензобак

Если в заправочном баке много свободного места, происходит аналогичный процесс. В полупустом резервуаре образуются газы и пары, которые выходят наружу при открытии крышки. Поэтому водитель может услышать шипящий или свистящий звук.

Адсорбер

Владельцы автомобилей с абсорбером – устройством для сброса лишнего давления, постоянно сталкиваются с шипением при открытии бака. Газы перед выходом на воздух проходят через процесс фильтрации для уменьшения негативного влияния на окружающую среду. Сам фильтр быстро загрязняется, что затрудняет движение газов наружу. В результате, при открытии крышки бензобака появляется шипение. В европейских государствах таким устройством оснащены практически все модели автомобилей с двигателем внутреннего сгорания.

Неисправность гравитационного клапана или вентиляции

Гравитационный клапан с помощью трубок отвода, при опрокидывании автомобиля предотвращает перелив топлива. Если водитель, заправляя авто, наблюдает брызжущий бензин и вырывающийся из горловины с шипением воздух, то гравитационный клапан или его отводящие шланги вышли из строя. В таком случае необходимо найти и устранить образовавшуюся неисправность, после чего бензобак перестанет «шипеть».

Если крышка бака прилегает слишком сильно или неплотно закрыта, при открытии топливного бака будет слышно шипение. Решением проблемы станет замена испорченного элемента.

Возможные последствия

В большинстве случаев шипение вызвано естественными причинами и не несет опасности для автомобиля. Но такой звук может быть следствием возникновения неполадок в работе машины, которые могут привести к следующим последствиям:

  1. нарушение целостности бензобака.
  2. увеличение расхода топлива.
  3. снижение мощности двигателя.
  4. появление ошибок на приборной панели.
  5. заклинивание крышки бака.

Если при открытии бензобака автовладелец слышит шипение, лучше проверить, в чем дело – в неисправности или естественных причинах. Для этого нужно измерить количество топлива, проехать 10 км и снова сделать замеры. Такую процедуру необходимо повторить несколько раз. Если топливо расходуется в пределах нормы (указана в технических характеристиках ТС), то проблем нет. В обратном случае следует обратиться в сервисный центр для выявления конкретной неисправности и ее устранения.

Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение

Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение

Комментарии: 1 25.10.2020 Многие автомобилисты порой сталкиваются с дефектами в автомобиле, которые исправляются очень быстро. Но есть и такие поломки, которые скрываются и в конце приводят к неисправности всего механизма. Однако, существуют некоторые сигналы, по которым можно обнаружить дефект еще на начальном этапе. Порой пробка бензобака пшикает и не все автомобилисты понимают, что это означает. До этого автомобиль вел себя исправно, да и в дороге не случалось никаких неприятностей, а тут начинает шипеть бензобак. Многие закрывают на это глаза, ведь дополнительных дефектов в машине не наблюдается, и очень зря. Вопрос уже настолько распространился, что можно было бы давно написать целую книгу по нему. Однако, на различных форумах и группах он раскрывается лишь поверхностно. Согласитесь, что типичный ответ вроде «проверь вентиляцию бака» не дает вообще никакого понимания о проблеме. Проверил, а что, собственно, потом делать? Рассмотрим ситуацию детально и приведем несколько примеров из жизни.

Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение 3

В чем может крыться причина шипения. Ответ очевиден — это происходит из-за избыточного давления паров в топливе. Такая ситуация наблюдается, когда неисправна система вентиляции. Напомним, что топливный бак — это герметичный резервуар. У него есть только два выхода во внешнее пространство — заливная горловина и топливные магистрали. Все было бы хорошо, если бы не один нюанс. Когда транспортное средство находится в движении, температура в баке изменяется — она может становиться как больше, так и меньше. Когда запускается мотор, показатель идет вверх. Но что происходит с парами топлива, которые в этот момент находятся внутри? По законам физики, их объем начинает увеличиваться. Чтобы была компенсация увеличивающегося давления, производители придумали использовать систему вентиляции топливного бака.

Куда отводятся пары. Они направляются прямо в систему питания силовой установки. Простыми словами, пары разжигаются в цилиндрах, когда перемешиваются с воздухом, направленным с улицы. В итоге получаются одни плюсы — и бак целый, и экологи довольны. Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение 4 Откуда появляется пшик. В процессе эксплуатации система вентиляции бака начинает засоряться и не проводит пары из бака. В большинстве случаев вся вина заключается в забитом грязью адсорбере топливных паров. Это элемент, который расположен в системе и пропускает через себя пары, отделяя от них жидкость. Когда данный девайс перестает работать, в баке начинает формироваться излишнее давление. Именно поэтому, при откручивании крышки бензобака, слышится такой звук. Почему при открывании крышки топливного бака возникает шипение 5 В чем опасность. Конечно, вероятность того, что лопнет бак, слишком низкая. А вот на работу силового агрегата это сильно повлияет. Дело в том, что блок управления двигателем рассчитан на то, чтобы подмешивать газы из бака. Когда последние не поступают в систему, мотор начинает работать в сбитом темпе. Все это может начинаться нестабильными холостыми оборотами и заканчиваться подтупливанием машины во время движения.
Многие автомобилисты задаются вопросом — как тогда пользоваться автомобилем. Ответ очевиден — нужно чинить и чистить систему вентиляции. Итог. При открывании крышки топливного бака очень часто можно услышать шум. Он возникает из-за забитой системы вентиляции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *