Сколько стоит техосмотр легкового автомобиля в 2024
Перейти к содержимому

Сколько стоит техосмотр легкового автомобиля в 2024

  • автор:

Сколько придется платить за техосмотр в 2024 году?

С 1 января в России изменятся цены на техосмотр. Минимальная стоимость услуги вырастет пропорционально уровню инфляции в стране. Устанавливая стоимость техосмотра, местные власти будут ориентироваться на индекс потребительских цен на товары и услуги в России. Такой подход прописан в методике ФАС.

Минимальная цена прохождения техосмотра в 2024 году ориентировочно должна составить:

  • для легкового автомобиля — 1187 руб.;
  • для мотоциклов и мотороллеров — 417 руб.

Предельные минимальные цены на техосмотр станут известны до 20 декабря — это крайний срок публикации соответствующих постановлений на специализированных порталах. В некоторых регионах уже начали пересчитывать стоимость услуги. Так, в Московской области, согласно постановлению правительства региона, планируется установить предельный размер платы за проведение технического осмотра на 2024 год:

  • для легковых автомобилей на отметке 1 052 руб.;
  • для мототранспортных средств — 359 руб.;
  • для прицепов массой не более 0,75 т — 873 руб.

Кто должен проходить техосмотр?

Диагностическую карту в обязательном порядке придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет, если с года изготовления авто прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для коммерческого транспорта, который принадлежит юрлицам (такси, автобусы и грузовики);
  • при выезде за границу на автомобиле;
  • для легковых автомобилей, используемых для обучения вождению, и служебных транспортных средств, оборудованных световыми и звуковыми сигналами;
  • для автобусов, легковых такси, грузовиков, а также машин, предназначенных для перевозки пассажиров и оборудованных восемью сидячими местами или более.

Техосмотр 2024: все, что нужно знать водителям

Фото: из открытых источников

Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря. Разбираемся в нюансах, которые важно знать каждому водителю.

  1. Что такое техосмотр
  2. Кому нужно проходить
  3. Кому не нужен техосмотр
  4. Как изменились цены
  5. Штрафы за непройденный техосмотр
  6. Продадут ли полис ОСАГО
  7. Можно ли пройти техосмотр добровольно
  8. Будут ли скидки за пройденный техосмотр
  9. Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Что такое техосмотр и почему его отменили

Техосмотр — это проверка технического состояния транспортных средств, включая автомобили и мотоциклы. [1] Специалисты проверяют транспорт на соответствие обязательным требованиям безопасности в соответствии с российскими и международными нормами. В отличие от техобслуживания на СТО или у автодилеров, специалисты не исправляют выявленные недостатки, а только указывают обнаруженные проблемы в диагностической карте.

В дальнейшем на основе этих данных автомобилист должен провести ремонт машины в любом удобном месте и вновь приехать на техосмотр — на это ему выделяют 10 дней. После ремонта специалист на станции техосмотра снова проверит машину. Если все недостатки устранены, собственнику выдадут диагностическую карту, подтверждающую полную исправность машины.

Фото: Павел Пичугин / Autonews.ru

Фото: из открытых источников

Хотя именно техосмотр до конца 2021 года считался единственным официальным подтверждением исправности автомобиля, большинство водителей предпочитали покупать «серые» диагностические карты без фактического посещения пункта техосмотра. Карту можно был заказать в любом регионе. На официальные пункты приезжали только наиболее сознательные автомобилисты, которые не сомневались в исправности своих машин. Ведь за каждый непройденный техосмотр собственнику приходилось платить по установленному в регионе тарифу. Например, в Москве эта услуга в 2023 году стоит 913 руб.

Отследить процесс покупки «серых» диагностических карт никак не получалось, в начале 2021 года власти предполагали значительно ужесточить всю процедуру. Запланированная реформа вводила обязательную фотофиксацию до и после прохождения техосмотра на лицензированном пункте техосмотра. Кроме того, все данные операторы должны были отправлять через систему ЕАИС ТО.

В ГИБДД, а также в Российском союзе автостраховщиков тогда предупреждали, что «серые» и выданные без подробного осмотра карты будут аннулированы. Пункты техосмотра обязали обновить оборудование для работы по новым правилам и получения лицензии. Операторы, в свою очередь, начали говорить о повышении цен на услугу по причине дополнительных затрат. И в ФАС даже начали работу над разработкой новых тарифов на техосмотр.

Однако в июле 2021 года в МВД предложили правительству отменить обязательное прохождение техосмотра для легковых автомобилей и мотоциклов. Глава ГИБДД Михаил Черников заявил, что в ряде регионов не выполняются требования по обеспечению населения пунктами техосмотра. При этом он напомнил, что водители и так в любом случае обязаны содержать свои автомобили в исправном состоянии. Так, согласно ПДД, водитель должен перед выездом проверить исправность своего транспортного средства.

«В связи с этим в МВД считают возможным отменить обязательный технический осмотр легковушек, находящихся в собственности у физлиц», — сказал Черников и добавил, что соответствующее предложение ведомство направило в правительство.

Позже глава Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры Евгений Москвичев заявил, что обязательный техосмотр для физических лиц следовало отменить уже давно.

«Эта процедура уже не является гарантией безопасности. Владельцы транспортных средств проходят процедуру обязательного техосмотра исключительно для приобретения полиса ОСАГО», — объяснил Москвичев.

Фото: из открытых источников

Фото: из открытых источников

В пояснительной записке авторы законопроекта об отмене обязательного техосмотра для личного транспорта указали на обязанность владельца содержать свой автомобиль в исправном техническом состоянии и не выезжать на дороги при наличии проблем. Такие требования содержатся в ПДД: содержать транспортное средство исправным водитель должен вне зависимости от факта прохождения технического осмотра.

Также в записке привели статистику участия в ДТП легковых автомобилей и мотоциклов с техническими неисправностями, но при этом имеющих действующие полисы ОСАГО и прошедших техосмотр. Учитывая количество зарегистрированного автотранспорта и аварий, в случае с легковыми автомобилями вероятность попасть в ДТП составляет 1,1%, в случае с мотоциклами — 0,7%, с автобусами — 5,6%, с грузовиками — 2,07%.

Кому нужно проходить техосмотр в 2024 году

В самом конце 2021 года правила проведения техосмотра изменились. Поправки в законодательство Госдума приняла в третьем чтении 24 декабря, после чего документ одобрил Совет Федерации.

Техосмотр как обязательную процедуру сохранили для нескольких ситуаций. Диагностическую карту придется получать:

  • в случае постановки на государственный учет транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных со сменой владельца транспортного средства, с года изготовления которого прошло более четырех лет, включая год его изготовления;
  • в случае совершения регистрационных действий, связанных с изменением конструкции и/или заменой основного компонента транспортного средства;
  • для соблюдения требований законодательства Евразийского экономического союза по вопросу проверки выполнения требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации, в случае внесения изменений в их конструкцию;
  • для такси, автобусов и грузовиков.
  • при въезде на личном автомобили в другие страны, включая Евросоюз — там техосмотр остался обязательным.

Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения».

Фото: из открытых источников

Фото: из открытых источников

Для всех остальных процедуру перевели на добровольную основу. Это означает, что приехать на станцию техосмотра по желанию можно, однако совершенно необязательно.

Кому не нужно приезжать на техосмотр в 2024 году

Техосмотр в обязательном порядке не нужно проходить легковым автомобилям и мотоциклам, которые принадлежат физлицам. Однако такой транспорт должен использоваться исключительно в личных целях: собственники не должны с его помощью предоставлять услуги по перевозке пассажиров и багажа в легковом такси, осуществлять перевозки пассажиров. Также такой личный транспорт не должны использовать в служебных целях.

Как изменятся цены на техосмотр в 2024 году

С 2023 года ФАС установил минимальную стоимость техосмотра в России — 913 руб. для легковых автомобилей, 321 руб. для мотоциклов и мотороллеров и так далее.

Регионы при этом в праве на местном уровне корректировать цену на услугу — но только в большую сторону.

Название региона Цена-2022, руб. Цена-2023, руб.
Москва 720 913
Алтайский край 552 913
Астраханский край 778 913
Калужская область 591 913
Карелия 736 913
Костромская область 620 913
Курская область 367 913
Мордовия 505 913
Новосибирская область 520 913
Омская область 367 913
Оренбургская область 913
Орловская область 300 913
Псковская область 631 913
Республика Саха (Якутия) 807 913
Свердловская область 498 913
Смоленская область 583 913
Ставропольский край 603 913
Тамбовская область 600 913
Тюменская область 596 913
ХМАО 681 913
Челябинская область 568 913
Чувашия 557 913
Ямало-Ненецкий автономный округ 595 913

В некоторых регионах цены на техосмотр в 2023 году выросли выше минимальной планики.

Название региона Цена-2022, руб. Цена-2023, руб.
Московская область 710 940
Амурская область 1300 1401
Ленинградская область 990 1073
Санкт-Петербург 881 1543

Одновременно принятая ранее методика ФАС обязала регионы в 2023 и 2024 годах индексировать минимальную цену на уровень инфляции.

Таким образом, цены на техосмотр в России проиндексируют с 1 января 2024 года. Минимальная стоимость услуги должна вырасти пропорционально уровню инфляции в стране. Согласно прогнозу Центробанка на 2023 год от 27 октября, ожидаемый уровень инфляции составит до 7-7,5%. Однако, как уточнили в пресс-службе ФАС в ответ на запрос Autonews.ru, для расчета предельного размера платы за проведение техосмотра на 2024 год методом индексации необходимо применить показатель «индекс потребительских цен на товары и услуги по Российской Федерации», публикуемый на официальном сайте Росстата, за 2022 год к значениям предельного размера платы за проведение ТО, утвержденным соответствующим постановлением высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации (в котором установлены тарифы на 2023 год).

Минимальная цена прохождения техосмотра в 2024 году, ориентировочно, должна составить:

  • для легкового автомобиля — 1187 руб.
  • для мотоциклов и мотороллеров — 417 руб.

В Московской области, согласно постановлению правительства региона, планируется установить предельный размер платы за проведение технического осмотра на 2024 год:

  • для легковых автомобилей на отметке 1 052 руб.;
  • для мототранспортных средств — 359 руб.;
  • для прицепов массой не более 0,75 т — 873 руб.
Предельный размер платы за проведение технического осмотра на 2024 год в Московской области

п/п
Наименование транспортного средства Категория
транспортного
средства
Предельный
размер платы
за проведение
технического
осмотра, руб.
1 Мототранспортные средства L 359
2 Транспортные средства, имеющие не менее
четырех колес и используемые для перевозки
пассажиров, в том числе:
М
2.1 Транспортные средства (автомобили
легковые), имеющие помимо места водителя
не более восьми мест для сидения
M1 1 052
2.2 Транспортные средства (автобусы,
специализированные пассажирские
транспортные средства и их шасси),
используемые для перевозки пассажиров,
имеющие помимо места водителя более
восьми мест для сидения, технически
допустимая максимальная масса которых не превышает 5 т
M2 1 881
2.3 Транспортные средства (автобусы,
специализированные пассажирские
транспортные средства и их шасси),
используемые для перевозки пассажиров,
имеющие помимо места водителя более
восьми мест для сидения, технически
допустимая максимальная масса которых превышает 5 т
M3 2 261
3 Транспортные средства, используемые для
перевозки грузов — автомобили грузовые и их
шасси, в том числе с технически допустимой
максимальной массой:
N
3.1 не более 3,5 т N1 1 142
3.2 свыше 3,5 т, но не более 12 т N2 2 205
3.3 более 12 т N3 2 362
4 Прицепы (полуприцепы) к транспортным
средствам категорий L, M, N, в том числе с
технически допустимой максимальной массой:
O
4.1 не более 0,75 т O1 873
4.2 свыше 0,75 т, но не более 3,5 т O2 873
4.3 свыше 3,5 т, но не более 10 т O3 1 534
4.4 более 10 т O4 1 534

В Мурманске, согласно опубликованному постановлению, стоимость техосмотра легкового автомобиля категории М1 подорожает с 1 тыс. руб. до 1,1 тыс. руб.

Какие штрафы за непройденный техосмотр

С 1 марта 2022 года в КоАП появился штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра для водителей-частников. Штрафовать за езду без диагностической карты планировалось владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр остался обязательным. Ожидалось, что фиксировать нарушение раз в сутки смогут дорожные камеры. На деле ответственность за непройденный техосмотр так и не заработала: дорожные камеры отсутствие техосмотра не фиксируют, а инспекторы ГИБДД при проверке документов диагностический карты у обычных непрофессиональных водителей не проверяют.

Продадут ли полис ОСАГО без диагностической карты в 2024 году

С 22 августа 2021 года автомобилисты получили право оформлять полисы ОСАГО без диагностической карты.

Что будет, если пройти техосмотр добровольно

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) считают, что техосмотр на добровольной основе все-таки стоит проходить. Как рассказали Autonews.ru в пресс-службе РСА, сотрудники ГИБДД могут остановить технически неисправное транспортное средство и проверить его на месте, либо на специальных стационарных пунктах.

«И если транспортное средство окажется неисправным, то последует запрет на его дальнейшее движение. А это повлечет вызов эвакуатора, ремонт и штраф за нарушение эксплуатации автомобиля. Наличие же действующей диагностической карты защитит автовладельца от такого развития событий», — считают в РСА.

Фото: из открытых источников

Фото: из открытых источников

Будут ли скидки на транспортный налог и ОСАГО за пройденный техосмотр

Предлагая идею МВД об отмене техосмотра, в ГИБДД посоветовали страховым компаниям делать скидки на оформление полисов ОСАГО для водителей, которые будут проходить техосмотр даже при переводе этой обязанности на добровольную основу. Также там посчитали возможным предлагать водителям скидку при уплате транспортного налога. Однако в налоговой службе на эту идею никак не отреагировали. А страховые компании предоставлять скидки на ОСАГО в обмен на прохождение техосмотра пока отказались — представители страхового сообщества считают, что такой документ никак не влияет на показатели аварийность.

Смогут ли страховые компании предъявить регресс, если на машину нет техосмотра

Как рассказали в РСА, пострадавший в ДТП получает выплату по ОСАГО вне зависимости от состояния транспортного средства его и виновника. По закону об ОСАГО страховая компания может предъявить регрессное требование к виновнику ДТП, автомобиль которого был неисправен, только если страховая компания докажет, что причиной ДТП явилась именно техническая неисправность автомобиля виновника аварии.

«На практике такие случаи, когда причиной ДТП стала исключительно техническая неисправность автомобиля, крайне редки», — сказали в РСА.

После перевода техосмотра на добровольную основу страховщики при разборе ДТП будут ориентироваться на техническую исправность автомобилей. При этом, как подчеркнули в РСА, если на момент ДТП у виновника была действующая диагностическая карта, то по закону об ОСАГО, предъявить ему регресс по причине неисправности транспортного средства не получится.

Техосмотр автомобиля в 2024 году

В прошлом году в России начали работать новые правила прохождения техосмотра. Они должны были заработать раньше, но из-за пандемии сроки были перенесены. Рассказываем о техосмотре автомобиля в 2024 году

Техосмотр автомобиля в 2024 году

Прежде всего следует отличать техосмотр от техобслуживания.

Техобслуживание — процедура плановой замены расходных деталей автомобиля, описанная и рекомендуемая автопроизводителями.

Техническое обслуживание может проводиться официальными дилерами, другими автосервисами или владельцами автомобилей самостоятельно.

При техобслуживании заменяют расходные детали и материалы: масло в двигателе, свечи зажигания, всевозможные фильтры и т.п. Кроме того, при техосмотре проводится контроль износа механизмов автомобиля, контроль уровня технических жидкостей. Зачастую автомобиль проверяется на наличие диагностических сообщений (ошибок) с помощью специализированного программного обеспечения.

Техническое обслуживание не является обязательным. Но если владелец нового автомобиля не будет своевременно его проходить, ему может быть отказано в гарантийном ремонте. Если, конечно, дилер докажет, что неисправность произошла из-за несвоевременно не проведенного технического обслуживания.

В 2021 году прошла очередная реформа ТО. Раньше если автомобиль не прошел техосмотр, его владелец не мог приобрести страховой полис ОСАГО. С 22 августа 2021 года эта норма больше не действует. Купить страховку можно без пройденного ТО и соответствующей диагностической карты.

Однако в ПДД все еще остается запрет на управление автомобилем, который не прошел техосмотр — пункт 2.1.1. Штрафные санкции есть в Кодексе об административных правонарушениях, в частности ч.2 ст.12.1 КоАП РФ. С 1 марта 2022 года штраф составляет 2000 рублей.

Техосмотр проводится операторами ТО, аккредитованными Российским Союзом Автостраховщиков и ГИБДД.

Штраф же за управление авто без полиса ОСАГО — от 500 до 800 рублей. Причем, в последнее время появились камеры, способные выявлять автомобили без полиса ОСАГО, и значит «письма счастья» со штрафами не избежать как раньше. Выписываться такой штраф может не чаще одного раза в сутки.

С 1 октября 2021 года также усложнилась процедура получения диагностической карты. Нередко ее подделывали даже страховщики или продавали в Интернете. Теперь документ будет в электронном виде, и на нем будет стоять УКЭП (усиленная квалифицированная электронная подпись) эксперта, который проводил диагностику. Карту также можно будет получить на бумаге, но нужна она лишь для выезда за рубеж. В России ее спрашивать не будут.

Процедура прохождения техосмотра

Эти правила действуют с 1 сентября 2022 года.

Машину проверяют по 55 показателям. Раньше этих пунктов было 82. Например, не смотрят аптечку огнетушители, знак «Аварийная остановка», не замеряют уровень шума выхлопной системы, исправность подачи стеклоомывателя на лобовое стекло. Зато по-прежнему смотрят на исправность «дворников», тормозов, степень стертости протекторов шин, наличие глушителя, работу фар и нелегальные элементы тюнинга.

При этом до судьбоносного 2022 года, когда произошло множество изменений в законах, уже была масштабная реформа правил техосмотра.

С 4 мая 2018 года в России внесены изменения в процедуру прохождения техосмотра автомобилей, закон о которой подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 23 апреля.

Новые положения ужесточают требования, делая ход процедуры более регламентированным. Техосмотр коснётся не только автомобилей, но и всего рода прицепов, мототранспорта, автобусов и прочих транспортных средств.

Также изменились условия наказания недобросовестных операторов техосмотра.

Предыдущая редакция Закона вводила ответственность за выдачу диагностических карт владельцам только неисправных автомобилей. Теперь специально отмечается, что операторы подлежат наказанию за выдачу карты с разрешительным вердиктом при условии, что транспортное средство не соответствует требованиям безопасности.

Прописаны основные требования к транспорту и самой процедуре проверки:

  • теперь положительное заключение не получат автовладельцы, установившие на фары плёнки или нанесшие любые по размеру рисунки. Сюда же относится тонировка на оптических конструкциях машин, плёнка затемнения, полное закрашивание фары краской любой прозрачности.
  • не допускается подтекание рабочей жидкости в системе гидроусилителя руля. Старые правила допускали подтекание жидкостей «из двигателя, коробки передач, бортовых редукторов, заднего моста, сцепления, аккумуляторной батареи и систем охлаждения и кондиционирования воздуха и дополнительно устанавливаемых на транспортных средствах гидравлических устройств» с интервалом не более 20 капель в минуту. Теперь капли считать никто не будет: любые заметные подтекания жидкостей из этих систем запрещены.
  • кроме знака аварийной остановки обязательно проверяется наличие и состав аптечки, а в транспортных средствах категории «D» аптечек должно быть три.
  • конструктивные изменения, которые не предусмотрены заводом-изготовителем, также могут стать препятствием для прохождения техосмотра. Сюда относятся любые несоответствия конструкции, как недостающие, так и избыточные. Причиной для отказа может послужить даже отсутствие стеклоочистителя или бачка-омывателя.
  • теперь шины с шипами противоскольжения в случае их применения должны быть установлены на все колеса транспортного средства
  • не пройдут ТО машины с незарегистрированным газобаллонным оборудованием.
  • изменилось само оформление диагностической карты. До 2018 года она содержала 21-значный номер, а с 1 января количество символов в коде уменьшается до 15. Карты, выданные ранее, действуют до момента окончания срока.
  • теперь допускается действие 2 видов диагностических карт технического осмотра – бумажный и электронный.

Ранее проведение и контроль за техосмотром было возложено на Российский союз автостраховщиков (РСА). Теперь контроль за ТО передан под контроль Ространснадзора. Именно его органами будут проводиться периодические проверки пунктов, оказывающих услугу проведения техосмотра.

Стоимость

Цену техосмотра будет определять оператор (сервис), который проводит процедуру. Однако стоимость он берет не из головы, а на основе методики. Ее разрабатывает антимонопольная служба. Новые цены начнут действовать в 2023 и 2024 году. Эти два года — переходный период за время которого должны обкатать методику установки цены процедуры. Прежние цены — до 800 рублей за легковушку — перестанут действовать. Однако серьезного роста не ожидается. Например, известно, что минимальная цена за техосмотр легкового авто будет 913 рублей. Будут поправки на региональный коэффициент. То есть разброс максимально допустимой цены по стране в зависимости от экономической ситуации в конкретном субъекте РФ.

Вот какие минимальные ставки ТО действуют на 2023 год, согласно документам ФАС.

Легковые авто не ниже 913 руб.
Автобусы до 5 тонн не ниже 1563 руб.
Автобусы более 5 тонн не ниже 1888 руб.
Грузовики до 3,5 тонн не ниже 999 руб.
Грузовики от 3,5 до 12 тонн не ниже 1821 руб.
Грузовики свыше 12 тонн не ниже 1966 руб.
Мотоциклы не ниже 321 руб.

Где и как проходят

Приятной новостью для всех владельцев транспортных средств стало то, что пройти техосмотр теперь можно не только по месту регистрации автомобиля. Процедуру можно провести в любом регионе Российской Федерации.

Для того, чтобы удостовериться в надлежащем проведении процедуры, процесс техосмотра будет фиксироваться с помощью видеозаписи на цифровые носители.

В обязательном порядке на видео должно быть зафиксировано следующее:

  • гос.номер транспортного средства;
  • дата (число, месяц, год);
  • пункт проведения техосмотра (адрес пункта, свидетельство об аккредитации);
  • ход проверки.

Читайте также

Что необходимо взять с собой

Сначала на станции ТО происходит сверка документации. В первую очередь, проверяются документы на машину. Для этого нужен ПТС или СТС, где описываются основные характеристики технического средства (ТС).

После выяснения информации об автомобиле сотрудник пункта ТО изучает информацию о водителе автомобиля.

Его интересуют следующие вопросы:

  • является ли он собственником представленного имущества;
  • если нет, то есть ли у него право управлением автомобиля;
  • в наличии ли права, не просрочены ли они;
  • соответствует ли категория водительских прав типу представленного транспорта;
  • если да, то имеется ли доверенность от собственника, которая разрешает транспортировать автомобиль до места осмотра и обратно.

Таким образом, список документов, необходимый для предъявления в компанию по осмотру автомобилей для физических лиц, выглядит так:

  • паспорт технического средства или свидетельство о регистрации (ПТС или СТС).
  • паспорт гражданина РФ, паспорт иностранного гражданина, временное удостоверение личности, выданное отделом УФМС, полиции или миграционной службы.
  • Доверенность на водителя, не являющегося собственником.

Для юридических лиц:

  • свидетельство о регистрации учреждения.
  • балансовая справка, где указано количество автомобилей в парке.
  • копия устава предприятия.
  • карточка предприятия, в которой перечисляются основные реквизиты компании типа ИНН, ОКПО, расчетного счета.

Штрафы

Усугубились и санкции против тех, кто незаконно торгует диагностическими картами:

  • если эксперт сформировал карту и допустил не прошедшую техосмотр машину к движению, ему выпишут штраф до 10 000 рублей;
  • если выяснится, что сотрудник умышленно передавал в центральную базу заведомо недостоверные сведения, то его смогут привлечь к уголовной ответственности: принудительные работы сроком до четырех лет.
  • в случае, если деяние совершено «группой лиц по предварительному сговору», может назначаться тюремный срок до двух лет. Соответствующие нормы будут внесены в УК;
  • штраф для владельцев пунктов, допустивших подобные правонарушения, поднимается до 100 000 рублей;
  • совместно со штрафными санкциями – лишение аккредитационного свидетельства. И нарушитель не сможет больше заниматься данным видом деятельности.

Читайте также

Водитель вышеописанных категорий транспортных средств, у которых инспекторы имеют право проверять наличие карты ТО, не сможет ехать на транспортном средстве дальше в случае ее отсутствия или просроченного срока действия. Его машину, скорее всего, направят на штраф стоянку. Инспектор не допустит передвижение потенциально неисправного автомобиля по дороге. При повторном допущении нарушения, виновное лицо оштрафуют уже на 5 тысяч рублей и дополнительно могут лишить права управления авто на срок до 3 месяцев.

Если машина только куплена, то водителю дается десять дней для её оформления. Сюда же относится прохождение ТО, если его нет, покупка ОСАГО и постановка машины на учет. Все три процедуры взаимосвязаны между собой.

Согласно действующему законодательству, отсутствие ОСАГО карается следующими штрафами:

Если автовладелец не имеет страховки вообще, на него налагается штрафная санкция в размере 800 рублей. За своевременную оплату в течение 20 дней предусматривается 50% скидка, и штраф в таком случае равняется 400 рублям.

Если водитель имеет при себе просроченный полис ОСАГО или же предъявляет документ, оформленный без учета законодательных норм, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Если автовладелец не может предъявить заявленный документ прямо на месте, на него налагается штраф в размере 500 рублей. Другой вариант, предусмотренный законодательством — официальное предупреждение.

Если водитель не вписан в ОСАГО, на него налагается санкция в размере 500 рублей.

Популярные вопросы и ответы

Ответим на самые популярные вопросы.

Через сколько лет необходимо проводить первый техосмотр нового автомобиля?

В России действует закон «О техническом осмотре транспортных средств». В статье 15 сказано, что первые четыре года ТО нового автомобиля проводить не надо. Год изготовления машины также включается в этот срок. Данная норма относится к:

• легковым авто;
• грузовым авто до 3,5 тонн;
• прицепам и полуприцепам (за исключением тех, что принадлежат физлицам, их вообще не нужно загонять на ТО;
• мототранспортным средствам.

Кто и где может пройти бесплатный техосмотр автомобиля?

Пройти ТО бесплатно в Москве могут имеющие московскую прописку мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, а также инвалиды, герои СССР и РФ, полные кавалеры ордена Славы. Машина должна быть в собственности. Это региональная мера поддержки. Адреса пунктов публиковал Дептранс. Отметим, что в регионах России также могут действовать подобные программы, но их афишируют неохотно. Чтобы узнать, есть ли в вашем населенном пункте подобные льготы, напишите в местный Минтранс или его аналог, а также поинтересуйтесь в соцзащите.

Где найти адреса пунктов техосмотра?

Самая полная база на портале РСА — Российского союза автостраховщиков. Чтобы быстро найти пункты в своем регионе, в поле «Адрес» введите название населенного пункта. Например, «Челябинск» или «Владивосток» и т.д. Далее нажимаем «Поиск» и выбираем удобный пункт из списка.

Техосмотр автомобиля в 2024 году

С 2021 года техосмотр личного легкового автомобиля нужен только в двух случаях. Первый — если ставите на учет авто старше четырех лет и действующей диагностической карты у машины нет. Второй — если меняете конструкцию или основные детали автомобиля, например двигатель или кузов.

Грузовикам, такси, автобусам техосмотр нужно проходить регулярно. Как часто, зависит от возраста авто.

Раньше техосмотр был нужен для покупки ОСАГО — сейчас это правило отменили.
Пройти техосмотр можно на любой аккредитованной станции — неважно, где прописан владелец авто.

Что такое техосмотр и зачем он нужен

Это процедура, на которой проверяют, что транспортное средство безопасно использовать: у него все в порядке с тормозами, аварийной сигнализацией, звуковым сигналом и другими системами.

Специалисты смотрят, есть ли в автомобиле недостатки, и составляют перечень того, что нужно исправить. Если недостатков нет или их устранили, выдают диагностическую карту с результатами проверки. Образец карты есть в постановлении Правительства РФ.

Раньше такая проверка была обязательной для всех водителей, но в конце 2021 года общий техосмотр отменили. Он сохранился только там, где есть повышенный риск. Например, диагностику должны проходить автобусы — нагрузка на них выше из‑за большого потока пассажиров, или машины, в конструкцию которых внесли изменения.

Техосмотр не нужно путать с техобслуживанием авто — обычной диагностикой и ремонтом машины. Его водитель проходит сам — в том сервисе, который выбрал. Требования к техосмотру устанавливает государство, чтобы обеспечить безопасность на дорогах. Они собраны в законе о техосмотре и правилах техосмотра.

Кто должен проходить техосмотр

С 30 декабря 2021 года проходить техосмотр нужно только в некоторых случаях.

Используете машину в служебных целях и для перевозки пассажиров

Собираетесь поставить на учет машину старше четырех лет, и действующей диагностической карты у нее нет

Меняете конструкцию машины или основные детали, например кузов, раму, кабину

Не нужен техосмотр

Используете легковой автомобиль или мотоцикл в личных целях
Собираетесь поставить на учет новую машину или подержанное авто, которому меньше четырех лет

Будете регистрировать в ГИБДД авто старше четырех лет, у которого есть действующая диагностическая карта

Также водитель может пройти техосмотр добровольно, даже если это не обязательно по закону, — чтобы убедиться, что с машиной все в порядке.

Как считают возраст машины для техосмотра

Год выпуска машины из ПТС включают полностью. Например, вы купили авто 2020 года. Этот год засчитают весь — и неважно, сошла машина с конвейера в марте или декабре. Если будете ставить автомобиль на учет после 1 января 2024 года, техосмотр придется пройти.

Какие штрафы бывают за отсутствие техосмотра

Если водитель управлял машиной без диагностической карты, хотя она нужна по закону, штраф — 2000 ₽. Его должны выписать тому, кто был за рулем, даже если собственник — другой человек или организация. Штраф одинаковый для всех категорий транспортных средств — легковушек, которые должны проходить техосмотр, грузовиков, автобусов.

ГИБДД может штрафовать раз в сутки до устранения нарушений. То есть если инспектор остановил водителя и выписал ему штраф, на следующий день его может остановить другой инспектор и тоже выписать штраф.

Также штрафы установлены для компаний. Например, если таксопарк выпустит на линию такси без техосмотра, оштрафуют сотрудника, ответственного за это, или саму компанию. Для сотрудника штраф 500 ₽ , для организации — 50 000 ₽.

Сколько стоит техосмотр

Техосмотр всегда платный, цена зависит от категории машины и региона. Минимальные цены есть в методике Федеральной антимонопольной службы. Например, для легковушек, которые относятся к категории М1, техосмотр не может стоить меньше 913 ₽. Категорию своего авто можно посмотреть в ПТС или СТС.

Минимальная цена техосмотра для разных категорий транспортных средств

Максимальные цены определяют власти регионов с учетом инфляции. Поэтому с января 2024 года во многих регионах техосмотр подорожал. Например в Москве цена увеличилась с 913 ₽ до 1101 ₽, в Санкт-Петербурге — с 1540 ₽ до 1730 ₽.

Станции техосмотра сами устанавливают стоимость диагностики, но только в пределах между минимальной и максимальной ценой.

Как проходит техосмотр

Разберем, куда нужно отвезти авто на техосмотр и что взять с собой.

Шаг 1. Выберите пункт техосмотра — любой из списка аккредитованных станций на сайте Российского союза автостраховщиков независимо от места регистрации авто или прописки владельца.

blog image

Подобрать пункт техосмотра в вашем городе можно, если ввести название города в поле «‎Адрес»

Жители Москвы также могут воспользоваться картой на сайте департамента транспорта.

Шаг 2. Подготовьте документы. Список небольшой:

Паспорт водителя, который привозит авто на техосмотр. Если это представитель собственника, нужна доверенность в простой письменной форме.

Свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт авто. Если он электронный, достаточно предъявить СТС, выписку брать не нужно.

Шаг 3. Привезите авто в пункт техосмотра. Лучше, чтобы машина была чистой: так сотруднику будет проще ее осмотреть.

Перед диагностикой специалист сверит VIN, номера кузова, рамы и кабины с данными из документов. Если они не совпадут, владельцу откажут в техосмотре, а информацию об этом внесут в Единую автоматизированную информационную систему технического осмотра — ЕАИСТО.

Если номера совпадут, операторы начнут проверку.

Что проверяют на техосмотре по новым правилам

С 2021 года действуют новые правила ТО. По ним проверяют:

тормозные системы;
рулевое управление;
внешние световые приборы;
стеклоочистители и стеклоомыватели;
шины и колеса;
двигатель и его системы;

другие элементы конструкции: зеркала заднего вида, ремни безопасности, сигнал, обогрев и обдув ветрового стекла.

Для всех элементов прописано, что именно нужно проверить и при каких дефектах пройти техосмотр не получится. Перечень разный для каждого типа транспортных средств. Например, требования к шинам одинаковы для всех, а вот для тормозных систем различаются.

Например, вот причины, по которым может не пройти осмотр легковая машина:

некоторые виды тюнинга, например сильная тонировка лобового стекла;
трещины на лобовом стекле, неисправный обогрев и обдув;

держатели для гаджетов и другие элементы, которые крепятся на лобовое стекло и могут ограничивать обзор водителю, — перед техосмотром их лучше снять;

шины, у которых стерся рисунок протектора, разная резина — зимняя и летняя на одном авто, разные шины на одной оси, например отличается конструкция, модель или рисунок протектора;

трещины на дисках и ободьях колес или следы их устранения сваркой;
неисправные стоп‑сигналы, неработающие или неотрегулированные фары;

неисправные тормоза, руль, подтекание топлива в двигателе и другие детали, которые важны для безопасной эксплуатации авто.

Полный список того, что будут смотреть на техосмотре, есть в правилах — всего 55 пунктов. Раньше список был больше, но некоторые вещи с 1 сентября 2022 года проверять перестали. Убрали 27 пунктов, вот часть из них:

уровень шума выпускной системы;
подача жидкости стеклоомывателем на лобовое стекло;
работа штатного противоугонного устройства;
наличие аптечки, знака аварийной остановки или огнетушителя.

Если на техосмотре нашли неполадки и пройти его не получилось, их нужно устранить и в течение 20 дней обратиться в тот же пункт ТО. Тогда повторная диагностика обойдется дешевле первичной: проверять будут только те элементы, которые в прошлый раз были неисправны. Если 20 дней прошли, техосмотр нужно проходить заново и оплачивать полную стоимость.

В начале и конце техосмотра сотрудники станции обязательно фотографируют авто и специалиста, который проводил проверку. Снимки хранят вместе с результатами диагностики.

Как оформить и проверить диагностическую карту

По итогам техосмотра оператор оформляет диагностическую карту с заключением о состоянии автомобиля. Она хранится в электронном виде в ЕАИСТО, базе ГИБДД, поэтому патрульные всегда смогут проверить, есть техосмотр или нет. Бумажную диагностическую карту с подписью и печатью нужно запрашивать у оператора пункта техосмотра.

Проверить диагностическую карту можно на сайте ГИБДД. Обратите внимание, что в интернете много сайтов, которые маскируются под официальную базу ЕАИСТО. Для надежности лучше пользоваться только сервисом на сайте Госавтоинспекции.

blog image

Для проверки нужен VIN авто

В некоторых случаях диагностическую карту могут аннулировать:

если техосмотр автомобиля на самом деле не проводился;

если на техосмотре выявили неисправности, но при этом есть диагностическая карта авто, например оформленная ранее.

Нужен ли техосмотр для ОСАГО

Диагностическая карта для покупки полиса ОСАГО не нужна — это требование отменили в 2021 году. Это относится ко всем автовладельцам, а не только к собственникам личного транспорта. На цену полиса техосмотр тоже не влияет.

Для покупки ОСАГО нужны только данные машины, собственника, страхователя и водителей. В Тинькофф оформить полис можно онлайн за несколько минут — не нужно сканировать документы на авто или ехать в офис страховой.

Нажмите на кнопку ниже и сразу узнаете стоимость полиса с учетом скидки по КБМ.

Как часто нужно проходить техосмотр

Для владельцев легковых авто и мотоциклов, которые используют их в личных целях, графика прохождения техосмотра нет. Им диагностика нужна только в редких случаях, например при регистрации авто старше четырех лет. Об этом подробно рассказали выше.

Другие транспортные средств проходят техосмотр регулярно. Чем старше авто, тем чаще нужна диагностика. Собрали несколько примеров — полный список есть в законе о техосмотре.

Легковые автомобили, кроме такси, и мотоциклы — например, если их использует бизнес для доставки товаров

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *