Какое название имеет остров неподалеку от магадана
Перейти к содержимому

Какое название имеет остров неподалеку от магадана

  • автор:

Остров Недоразумения

В двадцати километрах к западу от Магадана расположен остров. Местное название его Делан, что по-эвенски означает «камень». Остров гористый, с каменистыми склонами сопок. Если смотреть с моря, то по рельефу и окраске он напоминает материковый берег и сливается с ним.

К тому же он находится всего в 3 км от побережья. Это и привело к ошибке, допущенной первой гидрографической экспедицией, работавшей здесь в 1917—1919 годах и не отметившей острова. Ошибка и послужила основанием для названия, данного ему впоследствии Б. В. Давыдовым, который описал позже побережье и исправил ошибку.
Остров Недоразумения примечателен и своим историческим прошлым. В 1961 году археологический отряд Магаданского краеведческого музея обнаружил здесь неолитическую стоянку. Располагается она на песчано-галечной террасе. Здесь было собрана богатая коллекция каменных изделий, которые изготовлены большей частью из горного хрусталя, халцедона, яшмы различных оттенков.
На острове работают базы отдыха.

Фото: Алексей Ворон

УЗНАТЬ БОЛЬШЕ
Кавинская долина

Государственный природный заказник

Монумент Маска скорби

Памятник жертвам политических репрессий

Агентство по туризму Магаданской области 685099 г. Магадан, ул. Кольцевая, д. 66 tourism_49@mail.ru 8 (4132) 61-76-67

Туристский информационный центр Магаданской области 685000 г. Магадан, пер. Школьный, д. 3, оф. 213 visitkolyma@mail.ru 8 (4132) 60-70-11

© VisitKolyma, 2024

Связаться с нами

Заполните форму, и мы обязательно ответим!

Музей фактов

Новые факты теперь можно читать в Телеграме, Инстаграме и Твиттере.

Почему один из островов недалеко от Магадана назван Островом Недоразумения?

Почему один из островов недалеко от Магадана назван Островом Недоразумения?

Гидрографическая экспедиция, работавшая в конце 1910-х годов в Охотском море недалеко от Магадана, не заметила и не нанесла на карту маленький остров в трёх километрах от берега. Ошибку вскоре исправили, а острову дали название Остров Недоразумения.

Маяк Завьялова

Маяк Завьялова действовал с 15 февраля 1944 года по 9 июля 1959 года – в течении более 15 лет. С 9 июля 1959 года и до сих пор на его месте стоит светящий навигационный знак Завьялова. Маяк и навигационный знак получили своё название по названию острова, на котором они были установлены.

Маяк Завьялова был установлен на мысе Южный — юго-западной оконечности острова Завьялова в южной части Тауйской губы на севере Охотского моря.

Географические координаты маяка Завьялова:

широта 59° 00,1′ N, долгота 150° 28,0′ E.

Штатный номер ныне действующего светящего навигационного знака Завьялова по книге «Огни и знаки Тихоокеанского побережья России» издания 2010 года — № 3045.

Остров Завьялова расположен в 10 милях – 18,5 км к западу от мыса Таран — северо-западной оконечности полуострова Кони. Остров гористый. Гора наибольшей на острове высоты 1130 м находится в северо-восточной его части. К юго-западу высоты гор уменьшаются. Остров порос кустарником. Берега высокие, скалистые, обрывистые, окаймлены камнями, очень приглубые – глубины вблизи берега 40 м и более. Мыс Южный представляет собой крутой и скалистый серый обрыв.

Остров Завьялова является территорией Магаданской области.

От светящего навигационного знака Завьялова до ближайшего населённого пункта – порта Магадан 40 миль – 74 км. До ближайших маяков с постоянным персоналом только морем: до маяка Таран — на восток 20,5 мили – 38 км, до маяка Алевина – на юго-восток 29 миль – 54 км, до маяка Чирикова – на север 29 миль – 54 км, до маяка Спафарьева – на запад 45 миль – 83 км.

Маяк был расположен на высоте 210 м над уровнем моря в расстоянии 6 м от берегового обрыва.

Маяк Завьялова, как и действующий ныне одноимённый светящий навигационный знак, был предназначен для обеспечения мореплавания в Тауйской губе на подходе к порту Магадан.

Необитаемый остров Завьялова имеет длину с северо–востока на юго-запад 21,5 км, ширину до 7,5 км и площадь 116 кв.км. Остров отделён от полуострова Кони проливом шириной 10 миль – 18,5 км, который иногда называют Ольским. Название полуострова — Кони, как полагают, карякское и в переводе означает «Крайний».

В монографии «Остров Завьялова. Геология, геоморфология, история, археология, флора и фауна», подготовленной Северо-восточным комплексным НИИ РАН и выпущенной издательством ГЕОСС, Москва в 2012 году в количестве 400 экземпляров, в главе 2 «История и археология» помещено исследование С.Б.Слободина «История исследований и становления географических названий», в котором подробно изложена последовательность изменений названия острова в ходе его освоения и изучения русскими промышленниками, купцами и учёными.

Впервые остров Завьялова нанёс на карту в 1722 году Иван Михайлович Евреинов (? – 1724) по результатам секретных исследований в Охотском море, выполненных по указанию Петра I, и обозначил его как «Ост. Ольский». Это название острова произошло от названия реки Ола, впадающей в Тауйскую губу в расстоянии 30,5 мили – 56,5 км севернее острова Завьялова. Как полагают, название реки является искажённым от слов, которые в переводе с эвенкского означают или «ковш», или «рыба».

Позже русскими промышленниками – промысловиками и зверобоями была составлена «Карта Камчатки и побережья Охотского моря», которая «в 1769 году была получена в Иркутском остроге от яренского купца Завьялова» («Атлас географических открытий в Сибири и северо-западной Америке в XVII – XVIII веках», изд. 1964 г., карта 142). Село Яренск находится в Архангельской губернии, при впадении реки Яренги в реку Вычегду. Полагают, что купец Завьялов вёл торговлю через Охотск с селениями Ола и Гижига на побережье Охотского моря.

На протяжении последующих лет остров имел несколько названий. В 1872 году за ним закрепилось название «Ольский».

Название «остров Завьялова» впервые было упомянуто в изданном в Томске «Торгово – промышленном и справочном календаре на 1898 год» в память об упомянутом выше купце Завьялове.

На карту название «остров Завьялова» было нанесено в 1912 году по результатам работы Гидрографической экспедиции Восточного океана, начальником которой был генерал-лейтенант Михаил Ефимович Жданко (1855 – 1921), помощником начальника – командиром гидрографического судна – ледокольного парохода «Таймыр» капитан 2 ранга Борис Владимирович Давыдов (1883 – 1925). Тогда же получили нынешние названия и находящиеся на острове бухта Рассвет, мысы Северный и Южный. По результатам работы экспедиции Б.В.Давыдов написал в 1923 году «Лоцию дальневосточных морей», за которую в 1924 году он был удостоен золотой медали имени Ф.П.Литке Географического общества СССР. Однако, ещё в 1936 году на картах встречалась надпись «остров Ольский (Завьялова)».

Маяк Завьялова был построен в 1943 году Магаданской строительной конторой Главного управления строительства Дальнего Севера НКВД СССР, или, как управление именовалось для краткости, – «Дальстроя». Управлял конторой Гордон, работами руководил старший десятник Гетманцев. В то же время этой организацией были построены в Тауйской губе на подходе к Магадану маяки Чирикова и Спафарьева. Поскольку строительство маяка Завьялова было завершено к окончанию навигации, то действие маяка было открыто 15 февраля 1944 года – к моменту открытия новой навигации. В начале 1947 года маяк Завьялова был принят в ведение Гидрографической службы Тихоокеанского флота и 21 апреля 1947 года маяк начал работать уже в качестве флотского объекта.

В 1943 году были построены объекты маяка: деревянные маячная башня, здание радиомаяка с радиомачтами, площадка резервного огня, жилой дом, склады ГСМ и продовольствия, подъёмник – узкоколейная железная дорога с тележкой и лебёдкой, колодец.

Маяк представлял собой 3-гранную деревянную пирамидальную решетчатую, не обшитую и не окрашенную башню высотой 9,85 м. Ширина в осях грани в основании башни была 2,80 м, на уровне перил ограждения верхней площадки – 2,00 м. Высота верхней площадки от спланированной поверхности грунта 8,35 м. Стойки башни были выполнены из брёвен диаметром 22 см, ригели – из брёвен диаметром 18 см, раскосы обоих ярусов из пластин 16 х 8 см. Для подъёма на верхнюю площадку установлен вертикальный трап. Деревянные стойки заглублены на 2,0 м и опираются на лежни диаметром 15 см. 6-угольная верхняя площадка с диаметром вписанного круга 2,0 м сделана была из досок. Высота перил ограждения площадки 1,50 м.

На верхней площадке был установлен навигационный вращающийся прожектор марки П-60-2 производства Прожекторного завода им. Л.М.Кагановича, Москва. Прожектор имел стеклянный рефлектор диаметром 600 мм с фокусным расстоянием 250 мм. С прожекторной лампой мощностью 2 квт и силой света 5407 свечей прожектор имеет осевую силу света 2 250 000 свечей и дальность видимости белого вращающегося огня 26 миль – 48 км. Огонь был белый круговой проблесковый с характеристикой: свет 0,7 сек + темнота 5,3 сек – период 6 сек. Прожектор делал 10 оборотов в минуту. Огонь маяка закрывался горами от наблюдения с моря в секторе от 20° до 90°.

Резервный ацетиленовый маячный аппарат марки Ф-300 с одной пирофилитовой 25-литровой горелкой производства Завода штурманских приборов, Ленинград имел дальность видимости белого проблескового огня 8 миль – 15 км при характеристике: свет 1 сек + темнота 5 сек – период 6 сек. Аппарат был установлен на подфонарном столике высотой 0,7 м, устроенном на площадке, возвышавшейся над спланированной поверхностью на 3,0 м и опиравшейся на три стойки из брёвен диаметром 18 см, заглубленных на 1,30 м. Резервный огонь был установлен также на высоте 210 м над уровнем моря, на расстоянии 8 м от берегового обрыва, в 12 м к северо-востоку от маяка.

Деревянное здание радиомаяка было предназначено для размещения аппаратуры морского радиомаяка кругового действия марки РШР-200 и двух бензоэлектрических агрегатов мощностью по 5 квт каждый для электропитания маяка и радиомаяка. Здание имело размер в плане 9,45 х 7,40 м, общую площадь 65 кв.м и высоту помещений 2,70 м. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля железная, полы дощатые, фундамент – «городки», то есть настил размером в плане 1,0 х 1,0 м из лежней диаметром 22 см, заглубленных на 35 см. Отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе. Рядом со зданием были установлены две деревянные мачты – опоры для подвески антенны радиомаяка высотой по 20 м со стальными тросовыми оттяжками. Ствол мачт сборный из брёвен диаметром от 22 до 18 см. Здание расположено в расстоянии 16 м от берегового обрыва и 25 м к северо-востоку от маяка.

Для размещения обслуживавшего маяк и радиомаяк личного состава срочной службы, а начальником маяка в 1952 году был старший матрос Маминцев, был построен деревянный жилой дом размером в плане 10,80 х 6,45 м, общей площадью 62 кв.м и помещениями высотой 2,80 м. Перекрытие и крыша были деревянные, кровля драночная, полы дощатые, отопление печное, освещение керосиновое, вода из колодца, уборная во дворе. В доме были две жилые комнаты площадью 12,4 кв.м и 10,3 кв.м, кухня, пекарня и баня.

Склады ГСМ в бочках и продовольствия были деревянные с фундаментом из деревянных стульев, с драночными крышами, без отопления и освещения. Склад ГСМ был размером в плане 4,70 х 4,20 м, общей площадью 18 кв.м и с высотой помещения 2,50 м. Пол был грунтовый. Склад продовольствия имел размер в плане 5,40 х 5,20 м, общую площадь 24 кв.м и высоту помещения 2,70 м. Пол дощатый.

Подъёмник в 1953 году был разрушен обвалом.

Маяк Завьялова относился к маякам с очень тяжёлыми условиями труда и быта. Завоз грузов на маяк, доставку и снятие людей можно было производить только судами в период навигации при состоянии моря до 3 баллов – при большем волнении из-за подводных камней и сильного наката подход шлюпок к берегу был невозможен, хотя суда с осадкой до 2 м могли подходить к берегу на расстояние в 2 кабельтова – 350 м. На маяке была даже плоскодонная вёсельная лодка.

В конце 50-х годов был выполнен большой объём работ по совершенствованию навигационного оборудования Тауйской губы на подходе к порту Магадан. Совершенствование маяка Завьялова сочли нецелесообразным.

19 ноября 1958 года Извещением мореплавателям было объявлено об открытии действия нового маяка Таран и радиомаяка при нём на северо-западной оконечности полуострова Кони.

27 мая 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено о вводе в действие после реконструкции маяка Чирикова, а также радиомаяка и наутофона при нём на западной оконечности полуострова Старицкого – мысе Чирикова, южном входном мысе бухты Нагаева. С этого маяка уже виден Магадан.

9 июля 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено об установке и открытии действия нового маяка Алевина и радиомаяка при нём на юго-западной оконечности полуострова Кони – мысе Алевина.

Была начата реконструкция маяка Спафарьева на острове Спафарьева.

9 июля 1959 года Извещением мореплавателям было объявлено об упразднении маяка Завьялова и радиомаяка при нём и установке на его месте светящего навигационного знака Завьялова. В качестве башни знака использовали башню маяка, имевшую удовлетворительное состояние. Личный состав маяка был снят. Светящий навигационный знак стал работать в автоматическом режиме, в связи с чем дальность видимости огня уменьшилась более чем в три раза – с 26 до 8 миль – с 48 до 15 км. Использовался светооптический аппарат, который ранее был резервным. Первоначально он работал на ацетилене. В 1962 году ацетиленовую горелку заменили электролампой и аппарат перевели на электрическое освещение от батарей.

Из-за аварийного состояния деревянной башни в 1966 году вместо неё была построена 8-гранная бутовая призматическая башня высотой 6 м по типовому проекту шифр ТР-7/2, разработанному Военморпроектом № 26, Ленинград в августе 1952 года.

Главный инженер проекта Гостищев

Башня была установлена в расстоянии 100 м от берегового обрыва на высоте 211 м над уровнем моря.

Башня знака была построена войсковой частью 72010 (УНР-765) под руководством полковника-инженера П.Е.Елохина и капитана-инженера М.Е.Романова.

Башня, существующая и сейчас, имеет размер в плане 2,90 х 2,90 м. Фундамент бутовый. Толщина бутовых стен 60 см. Внутреннее помещение имеет размер в плане 1,70 х 1,70 м. В этом помещении установлен стальной наклонный трап шириной 60 см для подъёма на верхнюю площадку. Перекрытие железобетонное с лазом для выхода из башни на площадку. Лаз накрыт колпаком из листового оцинкованного железа для предотвращения попадания осадков внутрь башни и установки на нём светооптического аппарата. Верхняя площадка имеет ограждение высотой 1,0 м из квадратной стали. Строительный объём башни 52,5 куб.м. Входной в башню дверной проём имеет размер 0,90 х 2,02 (h) м. Оконный проём имеет размер 0,30 х 0,75 (h) м. Башня оштукатурена и окрашена в штатный белый цвет.

На башне первоначально был установлен ацетиленовый светооптический аппарат марки АМ-300 с электролампой, работавший от батарей. Позднее этот аппарат был заменён на электрический марки ЭМ-300.

25 августа 1978 года для электропитания аппарата вместо батарей была введена в действие изотопная энергетическая установка марки ИЭУ-2. После демонтажа этой установки электропитание светящего знака снова осуществляется от батарей. Сейчас светящий навигационный знак Завьялова имеет белый проблесковый огонь с характеристикой: свет 1 сек + темнота 2 сек – период 3 сек. Знак делает 20 проблесков в минуту. Дальность видимости огня 8 миль – 15 км. Светит в секторе 110° – 22° — всего 272°. Сектор в 88° закрыт от наблюдения с моря горами.

Светящий навигационный знак Завьялова находится в ведении Гидрографической службы Тихоокеанского флота.

Чертёж 1949 года. Башня маяка Завьялова, построенная в 1943 году

Фото 1949 года. Слева башня маяка Завьялов, справа резервный огонь на площадке.

Проверено на себе: Магаданский заповедник

Северное побережье Охотского моря — одна из самых красивых береговых линий Дальнего Востока России. Здесь первоцветы распускаются в августе, ледяное море «кипит», а на неприступных островах, вдали от людей, обитают миллионные колонии птиц и множество млекопитающих — сивучей, снежных баранов, медведей и сурков. Наша коллега Елена Лавренова побывала в Магаданской области летом — и теперь мечтает туда вернуться. Передаем слово Лене.

  • Магадан
  • Полуостров Пьягина
  • Сокровища северного Охотоморья
  • Ямские острова
  • Рыбалка в Охотском море

Кажется, всю сознательную жизнь я отчаянно мечтала поехать на Колыму. Сейчас даже не могу вспомнить, почему. Но не зря же есть поговорка: «Будьте осторожны в своих желаниях, потому что они имеют обыкновение сбываться». Вот так и мое желание сбылось. Я об этом не только не пожалела, но и поняла, почему так сильно хотела приехать в эти края. Об этом и будет мой рассказ.

Магадан

Магадан — город, непохожий на другие. Если вы не были здесь раньше, обязательно задержитесь на пару дней и познакомьтесь с его непростой и трагичной судьбой, со впечатляющими ландшафтами и замечательными гостеприимными людьми, которые здесь живут.

Разница во времени с Москвой составляет 8 часов — это немало. Мой совет: по прилете в Магадан не поддавайтесь искушению лечь поспать, боритесь всеми возможными способами и дождитесь магаданского вечера. Наградой вам станет хорошее самочувствие и полная перестройка на местное время уже на 3-4 день.

Город раскинулся на берегу двух живописных бухт — Нагаева и Гертнера. Они названы в честь Алексея Нагаева — выдающегося гидрографа и картографа XVIII века, создавшего первые карты реки Колымы и Медвежьих островов, и Константина Гертнера — гидрографа, капитана 2 ранга, который участвовал в гидрографических экспедициях на Дальний Восток в начале XX века.

Близость моря и холмистый рельеф делают Магадан похожим на курорт, но и тут и там встречаются «напоминалки» о том, что это обманчивое впечатление. Возникновение города связано прежде всего с невероятным богатством, скрытым в недрах земли — в первую очередь с золотом и ураном. А также с миллионами сломанных и загубленных человеческих судеб, брошенных на разработку и добычу этих богатств. Увы, это тоже часть нашей истории, и ее не избежать.

Но главное здесь — это природа: суровая, непредсказуемая, временами опасная, но невероятно прекрасная! И именно ради нее стоит преодолевать долгий перелет, разницу во времени и капризы погоды.

Полуостров Пьягина

Целью нашего путешествия был отдаленный морской участок Магаданского заповедника — Ямские острова, расположенные почти в 400 км на восток от Магадана. Однако неподалеку от архипелага, на полуострове Пьягина, находится хорошо обустроенная экспедиционная база, поэтому поездка в эти безлюдные места обещала быть комфортной и безопасной.

Мы сели в вертолет Ми-8 и отправились навстречу приключениям вдоль живописной береговой линии Охотского моря к полуострову Пьягина. Чуть больше часа летного времени, и вертолет плавно, в легкой дымке морского тумана, сел на лугу в заливе Кекурном — именно здесь расположена база, где мы провели почти неделю.

База находится в невероятно живописном месте на маленьком полуострове, омываемом с одной стороны водами Охотского моря, а с другой — разлившимся устьем реки Пронкина. Там, на реке, в полукилометре от домиков, целыми днями рыбачат медведи. На базе — 3 уютных домика с кроватями, умывальниками и печками, баня с душем и кают-компания, где мы не только устраивали совместные застолья, но и делились впечатлениями дня, смотрели фильмы и фотографии.

Сокровища северного Охотоморья

Как я уже говорила, главной целью нашего путешествия было посещение Ямских островов, но помимо этой жемчужины северного Охотоморья здесь есть множество других, не менее интересных, живописных и впечатляющих мест.

Первый же трекинг по тундре в окрестностях базы поразил меня невероятным разнообразием растений, буйством цветов и красок — и это в начале августа! Дело в том, что по всей округе разбросаны нетающие 4-6-метровые снежники: из-за этого времена года здесь могут сдвигаться и на два, и на три месяца. Поэтому в начале августа вы запросто можете полюбоваться цветением рододендрона золотистого, ириса альпийского или других весенних первоцветов.

Особое удовольствие — наблюдать с безопасного расстояния за рыбалкой медведей

Река Пронкина в августе кишит идущей на нерест кетой, и для косолапых рыбаков это самое «золотое» время. Каких медвежьих представителей здесь только нет! Мать-героиня с 3 медвежатами, подростки-трехлетки и матерые взрослые медведи, у которых «на лице» написано, что они находятся в поисках приключений.

Смотреть на то, как они выясняют отношения, отстаивая свои интересы или территорию, можно бесконечно. Зрелище это настолько же захватывающее, насколько и забавное, а временами даже драматичное. Где еще, сидя с чашкой кофе, вы сможете полюбоваться такими сценами, находясь при этом в полной безопасности? А еще, наблюдая в бинокль за медведями, я случайно «наткнулась» на 5 белоплечих орланов: они сидели на песчаном островке в рядок, как куры на насесте.

Каждый выход в море — отдельное приключение. Охотское море в этих краях имеет очень крутой и норовистый нрав: здесь в одном месте на разной глубине могут пересекаться 2-3 подводных течения, и прямо у вас на глазах вода «вскипает» и пенится, моментально превращаясь иногда в 1,5-2-метровые волны. И это не шторм, это просто течения Охотского моря!

Но каково же было наше удивление, когда на фоне всех этих суровых ландшафтов — серых неприступных скал, «кипящих» волн, нетающих снежников — вдруг перед нами открылась небольшая, но очень живописная бухта с белоснежным песком, бирюзовой водой и поэтичным названием Этыкэн.

Высадившись здесь, мы отправились исследовать окрестности и практически сразу были встречены пронзительными визгами местных обитателей — целой колонией черношапочных сурков. Эти милые зверьки настолько же любопытны, насколько и трусоваты. И то, как они пытались «напугать» нас, прогоняя со своей территории, было очень забавно и трогательно.

Мы поднимались все выше и выше по холму, пока взгляду не открылись невероятной красоты белые 100-метровые скалы, о которые с яростью и неистовством разбивались валы Охотского моря. Зрелище это столь завораживающее и прекрасное, что, кажется, любоваться им можно часами.

Спустя пару часов мы спустились вниз к белоснежному пляжу, чтобы получить ни с чем не сравнимое удовольствие — перекусить, любуясь на бухту и пронзительную бирюзу ледяной воды (+5 °C). В итоге я все-таки не выдержала и, сбросив ботинки, побродила по кромке моря. Хватило меня секунд на 15 — настолько холодная была вода!

Ямские острова

На утро следующего дня нас ждал ранний выход с базы. Спустя 2 часа бодрого хода на катере мы достигли главной цели нашего путешествия — Ямских островов. Незабываемая красота, невероятная мощь, суровая неприступность и при этом — буйство жизни. Непередаваемые эмоции.

Архипелаг состоит из 5 островов. Главные из них — Хатемалью, где обитает миллионная колония морских птиц, и Матыкиль — с колонией сивучей, насчитывающей тысячу особей.

Хатемалью — это одна огромная неприступная 173-метровая скала с двумя каменными тоннелями, сплошь заселенная птицами всех известных дальневосточных видов — топорками, ипатками, кайрами, конюгами, бакланами и пр. Когда на тихом ходу вы приближаетесь к острову, то буквально попадаете в «туман» из птиц и глохнете от их крика и гомона — настолько их много. Наш сопровождающий рассказал, что общая численность колонии птиц на Ямских островах, включая Атыкан и Матыкиль, составляет 10-11 млн. особей.

Совершенно другие впечатления и эмоции ожидают вас на главном острове архипелага — Матыкиле.

Как только катер выходит из-за утеса, вы оказываетесь в окружении сотни сивучей, которые «сыпятся» со всех скал в воду, как яблоки с дерева, быстро окружая катер. Зрелище настолько невероятное, что вся группа издает громкое коллективное «а-а-ах!»

Мы наблюдали, как «группа захвата», состоящая из молодых крупных особей, чья задача — прогнать нас со своих владений как можно быстрее, постоянно поглядывает на своего «генерала». Такая четкая иерархия и слаженность действий завораживает и невольно наводит на мысль, что у людей такое взаимодействие, к сожалению, встречается не всегда.

Катер медленно движется дальше. Нас сопровождает стая морских львов, которая демонстрирует в воде чудеса акробатики, при этом издавая то угрожающие, то победные звуки. А тем временем в маленькой бухте на берегу мы видим еще несколько сотен животных, в основном самок с детенышами и взрослых сивучей, которые уже не участвуют в «оборонительных» вылазках в море. Они живут своей обычной жизнью, не проявляя ни малейшего беспокойства по поводу нашего появления. И становится понятно, что роли в этом большом семействе распределены четко и выполняются идеально.

Переполненные эмоциями, к вечеру мы возвращаемся на базу, не веря, что испытали счастье полного погружения в дикую нетронутую природу. Нет сил даже обсуждать впечатления, настолько они сильны.

Рыбалка в Охотском море

На следующий день нас ждет другое, не менее захватывающее мероприятие — мы идем рыбачить на палтуса и одновременно, если повезет, наблюдать за снежными баранами. Потому что на крутых склонах бухты, где возможна наиболее удачная рыбалка, находится «родильный дом» этих грациозных, пугливых и очень осторожных животных.

Вот вы когда-нибудь видели, как выглядит палтус? Не замороженное филе в супермаркете, а настоящая рыба из моря? Лично я до поездки в Магадан — никогда. И хотя я совсем не рыбак, должна признаться, что процесс добычи этой царь-рыбы меня захватил. Мы поймали единственного палтуса, но зато какого! — длиной около метра и невероятного окраса. Разумеется, местные сказали, что это очень небольшой экземпляр. Для них, возможно, это так, но нашему восторгу не было границ!

Вдобавок к нашему рыболовецкому счастью, проходя на тихом ходу по бухте Бабушкина, мы увидели стайку самок снежного барана с детенышами, а позже стали свидетелями междоусобной «разборки» между двумя молодыми самками прямо на леднике у кромки воды.

Они были так увлечены своими делами, что не обращали на нас никакого внимания, а мы подошли довольно близко и смогли сделать отличные снимки.

Автор фото: Александр Козлов

И так день за днем, эмоция за эмоцией, наше путешествие как-то неожиданно подошло к концу, и настало время возвращаться в Магадан, в цивилизацию, на связь. А возвращаться не хотелось!

Хотелось еще посидеть на солнышке с чашкой кофе, наблюдая за рыбалкой медведей. Хотелось бродить по тундре, наслаждаясь красками и разнообразием ее цветов. Хотелось обратно на Матыкиль смотреть на акробатов-сивучей, вечерами в уютной кают-компании слушать рассказы нашего гида Сергея Михайловича о чудесах этого края. Хотелось еще раз вернуться на Пьягинскую гряду и увидеть таки своими глазами безграничную синеву Охотского моря. Много всего хотелось…

Но оставался еще один день — день морского перехода до Магадана, который сулил надежду увидеть по дороге китов и косаток. Увы, этой надежде не суждено было сбыться, поскольку большую часть пути мы проделали в густом тумане, и лишь в конце вдруг вышло солнце и осветило прекрасный старый маяк на полуострове Кони.

И мне вдруг стало понятно, что я еще вернусь сюда. Вернусь, ориентируясь на этот маяк — на его свет, на суровую и завораживающую красоту этого края, на тепло людей, которые так заботливо принимали нас, окружая вниманием, пониманием и любовью.

Если в вас тоже живет дух открытий и вы любите нестандартные маршруты, искренне рекомендуем отправиться в путешествие в Магаданский заповедник. Будут вопросы, позвоните по телефону +7 (495) 104-64-36 или напишите на [email protected] .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *