Зачем поливают самолеты после посадки
Перейти к содержимому

Зачем поливают самолеты после посадки

  • автор:

Зачем обливают самолеты после посадки и перед взлетом

Путешествие на самолете доставляет море эмоций, да и значительно удобнее, так как в конечной точке вы окажитесь значительно раньше. Но вот, представьте перед вылетом вы замечаете, что самолет, зачем-то решили облить водой. Ведь это не правильно, так как она замерзнет на высоте и самолет рухнет. Или, к примеру, после приземления, выруливая на посадочную полосу, на самолет вдруг начинает литься вода, образуя символичную водяную арку. Зачем, все это?

Водяная арка

Начнем, пожалуй, с эффектной водяной арки, которая может появиться над самолетом сразу после приземления. На самом деле, это международная традиция встречи первого самолета, садящегося в данном аэропорту. Такая же традиция распространяется и на новые самолеты, и на новые авиакомпании. Кроме того, если это будет новый рейс в данном направлении. Случай этот нередкий и вы можете даже попасть в данную ситуацию. Традиция встречи самолета с пропуском его через водяную арку называется FTWA — Fire truck water arc. И из названия можно понять, что водяную арку создают пожарные машины, подавая воду из брандспойтов.

Находясь в самолете, пассажирам не стоит волноваться, так как это совершенно безопасно и во время полета на воздушное судно воздействуют более опасные факторы.

Данная традиция перешла в авиацию из морского флота, когда было принято салютовать кораблям победившим в сражении, причаливающим в порт или кораблям союзных стран. В первое время эту традицию выполняли залпом береговых батарей, но в дальнейшем чуть изменили и сейчас она выполняется «залпом» из брандспойтов кораблей и пожарных катеров.

Противообледенительная обработка

Обливание самолета перед взлетом можно заметить в зимнее и летнее время. Но в данном случае, это нужно совершенно по другой причине. В прохладное время года перед вылетом самолета можно наблюдать картину, когда вокруг самолета размещаются несколько машин активно поливающих его обшивку. Причем не разбирая отдельные участки, что попадает даже на иллюминатор.

Данная процедура обработки обшивки самолета называется противообледенительной обработкой и защищает его во время полета в сложных метеоусловиях. Данная обработка проводится в два этапа и включает в себя: деайсинг и антиайсинг. Слова наглым образом скопированы с английского и означают в первом случае обработку корпуса горячей жидкостью до 60 градусов для удаления ледяных и снежных отложений. А во втором случае это нанесение специальной жидкости для предотвращения образования намерзания льда во время полета. Обычно, в этих целях использую жидкости на основе этиленгликоля. Соответственно, в зависимости от концентрации жидкости и погодных условий время действия может быть ограничено.

Обработка корпуса самолета просто необходима, так как в случае намерзания льда на крылья и хвост, ухудшается аэродинамика, что существенно снижает подъемную силу. А это создает дополнительную нагрузку на двигатели, да и при изменении конфигурации крыла ледяными наростами, появится тенденция к сваливанию во время полета.

Зачем пассажирские самолёты после посадки и перед взлётом обливают водой

Перед вылетом пассажиры могут заметить, что их самолёт сотрудники аэропорта для чего-то обливают водой. И примерно та же ситуация случается сразу после попадания лайнера на посадочную полосу. Но для чего это всё делается?

После посадки самолёта над ним может появиться так называемая арка из воды. На самом же деле таким образом принято встречать самый первый авиалайнер, который садится в аэропорту. Эта же традиция соблюдается с новыми самолётами и авиакомпаниями, а также с новым рейсом в заданном направлении. Называется такой способ «встречи» лайнера — FTWA, или Fire truck water arc. То есть делают такую «арку» пожарные машины. И это абсолютно безопасно.

Перед взлётом самолёт обливают летом и зимой. Связано это уже с совсем другим. В холодное время года обливают лайнеры для того, чтобы защитить их от проблем при полёте в сложных погодных условиях. Происходит это в два этапа. Сначала на авиалайнер наносится горячая жидкость (это помогает избавиться от снега и льда на корпусе), а потом — специальная жидкость, предотвращающая образование льда во время полёта.

Почему в аэропортах самолеты пропускают через водяную арку и неопасно ли это

Почему в аэропортах самолеты пропускают через водную арку и не опасно ли это?

Иногда пассажиры авиалайнеров могут наблюдать такую картину: самолёт выруливает на посадочную полосу, а его обливают водой из пожарных шлангов с двух сторон. Когда самолёт проходит через такую водную арку, все несведущие задаются вопросом — не опасна ли такая процедура и зачем это нужно?

Водная арка: международная традиция или местные предрассудки

К обычаю пропускать первый самолёт через водную арку относятся очень трепетно и не забывают о нём. Интересно, что традиция международная. И в крупных аэропортах, принимающих более 5 миллионов человек в год, и в самых маленьких — везде самолёты встречают «салютом» из струй воды.

В каких случаях самолёт пропускают через водную арку (водяные ворота)

Международная традиция пропускать самолёт через водную арку всегда связана с тем, что происходит впервые.

Если в населённом пункте был построен и запущен в эксплуатацию новый аэропорт, первый приземлившийся в нём самолёт пропускают через водяную арку (водяные ворота).

Почему в аэропортах самолеты пропускают через водную арку и не опасно ли это?

Встречают струями воды и самолёт, впервые прилетевший по новому маршруту.

Воздушное судно новой модели, впервые поднявшееся в воздух тоже поздравят соответствующим образом.

Иногда такой водный салют устраивают по какому-либо знаменательному для авиакомпании поводу — круглая дата со дня основания, юбилейный полёт, открытие нового филиала и прочие выдающиеся заслуги перевозчика.

Как организуют водную арку, согласно международной традиции

Водную арку для приземлившегося самолёта создают с помощью брандспойтов двух пожарных машин, находящихся справа и слева от взлётно-посадочной полосы.

Этот ритуал довольно зрелищный — и из иллюминаторов салона, и из окон аэропорта, и из кабины воздушного судна перед глазами изумлённой публики предстаёт великолепное зрелище. Когда самолёт идёт на посадку, бортпроводники предупреждают пассажиров, что на земле их встретят таким неожиданным образом — чтобы никого не испугать.

Желающие могут снять сие действо на камеру из салона — получатся не менее интересные кадры, чем со стороны. В погожий день такой водный фейерверк смотрится очень впечатляюще. А ещё на небе может появиться радуга.

Опасен ли такой водный душ для пассажиров самолёта? или Опасен ли такой облив для пассажиров

По словам генерального директора Международного консультативно-аналитического агентства «Безопасность полетов» Сергея Мельниченко, водный салют ничем не угрожает пассажирам, находящимся на борту.

«Когда самолет пролетает через облака и дождевую облачность, там объемы воды, через которые он проходит, намного больше, чем эти струи. Тут бояться абсолютно нечего», — говорит Мельниченко.

Впрочем, как показывает опыт, иногда возможны варианты. Например, вот такой, когда под напором струи воды в самолете вдруг разблокировалась дверь и из салона что-то выпало.

Откуда появилась традиция пропускать самолёт через водную арку

Многие связывают возникновение такой традиции с военно-морским флотом — раньше все водные суда, прибывшие в гавань впервые, приветствовали залпом орудий. Также встречали корабли, впервые прибывающие в порт из какого-либо города или государства.

Позже, почести начали отдавать водным салютом, устраивающимся прибрежными пожарными катерами. Также обычай создавать водную арку некоторые связывают с ритуалами офицерской свадьбы — когда к гостям-офицерам выходили молодожёны, они должны были пройти сквозь арку, выложенную из скрещённых над головами сабель.

В любом случае, водная арка над самолётом — яркое событие, которое бывает в жизни далеко не каждого сотрудника авиации, а уж тем более пассажира воздушного судна. Несмотря на то, что длится такое представление недолго, выглядит оно ничуть не хуже, чем любой элемент или трюк авиашоу — только на земле.

Почему в аэропортах самолеты пропускают через водную арку и не опасно ли это?

Вредит ли самолёту водная арка

Самолёту вода никакого вреда не приносит — особенно если учесть, что в воздухе он регулярно попадает в дождевой фронт, пролетает через облака.

Более того, регулярно, с наступлением холодов, корпус каждого самолёта обливают водой перед вылетом. И это уже не традиция, а специальная обработка жидкостью для безопасного полета. Если эту процедуру не совершать регулярно, в дальнейшем у самолёта есть вероятность падения, так как из-за появления наледи ухудшается аэродинамика судна.

Зачем самолеты перед вылетом обливают жидкостью

Так что, можно смело утверждать, что вода и специальные растворы никоим образом не вредит воздушному судну. А за тех, кто застал это невероятное зрелище, прокат самолета сквозь водяную арку, остаётся только порадоваться.

  • Где и как сдать тест на коронавирус?
  • Пассажиры подали иск против авиакомпании United, не поверив в причину экстренной посадки
  • Почему на нашем сайте не отображаются некоторые авиарейсы

Еще интереснее
Поделиться

Рекомендуем

  • Безналичные
  • VISA
  • VISA Electron
  • MasterCard
  • Maestro
  • МИР
  • Наличные
  • Связной
  • Евросеть
  • РАССРОЧКА
  • PayLate
  • О проекте
  • Контакты
  • Реклама
  • Авторы
  • Конфиденциальность
  • Личные блоги
  • Профессиональный путешественник

Использование материалов, опубликованных на нашем сайте, допускается только при условии гиперссылки на сайт www.biletik.aero.

Вас перенаправляет на страницу Вашего банка для ввода подтверждающего операцию пароля, как правило высылаемого банком в SMS на телефон привязанный к карте

Авторизация
Требуется авторизация

Подписка на спецпредложения

Подпишитесь и при появлении спецпредложений на выбранное направление Вы узнаете об этом первым.

Отписаться от рассылки можно будет в любой момент по ссылке из письма с ценами.

Билетик Аэро

Разрешить получение push-уведомлений?

Правила бронирования

Соглашение между клиентом и biletik.aero
(Правила бронирования)

Добро пожаловать на biletik.aero (далее — «сайт»).

Этот сайт предназначен для оказания помощи клиентам за вознаграждение в поиске и сборе информации о путешествии, определении наличия связанных с поездкой товаров и услуг, их бронирования и оплаты — и ни для каких других целей.

Термины «мы», «нам», «наш» и «biletik.aero» относятся к компании Biletik.aero
Термин «Вы», «Вам», «Ваши» и «Клиент» относятся к пользователю, посетившему наш сайт и/или получившему любую услугу через наш сайт.

Все договора перевозки, заключаемые Вами путем бронирования, оплаты и выписки билетов на данном сайте Вы заключаете непосредственно с авиакомпаниями. Мы за вознаграждение выступаем как агрегатор предложений авиакомпаний.

Мы предлагаем на Ваше одобрение без каких либо изменений все термины и условия изложенные ниже (далее — «Соглашение»). Пожалуйста, ознакомьтесь внимательно с настоящим Соглашением. Если Вы не принимаете все условия и пункты настоящего Соглашения, пожалуйста, не используйте этот сайт. Соглашение вступает в силу с момента выражения согласия Клиента путём открытия любой страницы или использования любого сервиса нашего сайта. Мы оставляем за собой право в любое время изменять по нашему усмотрению данное Соглашение без предварительного уведомления.

Дальнейшее использование сайта означает Ваше согласие с возможными обновлениями и изменениями которые могут быть внесены в Соглашение.

1. Условия использования сайта

2. Политика конфиденциальности

3. Запрещённая деятельность

4. Отказ от ответственности

5. Выезд за границу

6. Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета

7. Дополнительные услуги

8. Конвертер валют

9. Оплата банковской картой

10. Авторское право и торговые марки

11. Программное обеспечение

12. Внешние ссылки

13. Заключительные положения

Условия использования сайта

Как условия использования нашего сайта, Вы подтверждаете что:

• Вам исполнилось 18 лет, Вы дееспособны, правоспособны, имеете законное право вступать в договорные отношения с biletik.aero и Вы будете использовать сайт в соответствии с настоящим Соглашением;

• вся информация, предоставляемая Вами является актуальной и полной;

• при бронировании и оплате билетов для третьих лиц, от имени которых Вы имеете право осуществлять данные действия , Вы обязуетесь информировать эти лица о всех условиях, правилах и ограничениях выбранного тарифа, а также обо всех возможных изменениях связанных с произведённым бронированием;
• при бронировании и оплате билетов для себя и/или других лиц, Вы соглашаетесь не осуществлять дублирование броней и заказов.

Мы сохраняем за собой право по собственному усмотрению в любое время и без объяснения причин отказать в доступе к сайту и к услугам которые мы предлагаем, включая, но не ограничиваясь нарушениями настоящего Соглашения.

Мы понимаем, что процесс онлайн бронирования и совершения оплат на нашем сайте предполагает значительный уровень доверия с Вашей стороны.

Любая информация на нашем сайте, а также вся инфраструктура, используемая для обеспечения работоспособности сайта, является нашей собственностью или собственностью наших Партнеров и Поставщиков. Вы соглашаетесь не копировать, не изменять, не распространять, не передавать, не воспроизводить, не публиковать, не лицензировать, не создавать производные продукты, не продавать и перепродавать любую информацию, программное обеспечение, продукты или услуги полученные в результате использования нашего сайта. Исключение составляют копии маршрутных квитанций и связанных с ним документов, необходимых для путешествия и использования оплаченных услуг,

Кроме того, Вы соглашаетесь не отслеживать и не копировать любое содержимое сайта с помощью любых автоматизированных средств без нашего письменного разрешения; не включать какую-либо часть данного сайта в любой другой сайт методом «iframe», зеркалированием и любым другим способом без нашего предварительного письменного разрешения; не предпринимать любые действия которые по нашему усмотрению накладывают или могут наложить чрезмерную или непропорционально большую нагрузку на нашу инфраструктуру; не предпринимать какие-либо действия , которые могут усложнить или ограничить доступ к нашему сайту и его содержанию; не осуществлять любые спекулятивные, мошеннические действия , включая но не ограничиваясь, бронированием и оформлением билетов.

Отказ от ответственности

Информация, программное обеспечение, продукты и услуги, опубликованные на этом сайте, могут содержать некоторые неточности и ошибки. В частности, biletik.aero не гарантирует 100%-ной точности и не несёт ответственности за неполноту либо недостоверность информации (в частности о наличии мест по тарифу, статистики авиакомпаний, отсутствие информации о терминале в аэропорту или о его неверном указании) и описания любого товара или услуги, представленных на нашем сайте, большая часть которой предоставляется нашими Партнерами и Поставщиками (Авиакомпаниями и их агентами).

biletik.aero не несет перед клиентом никакой ответственности в случае полной или частичной неработоспособности сайта или его компонентов в течение какого-либо времени, а также при отсутствии возможности доступа клиента к системе или несения им любых косвенных или прямых затрат в связи с данными обстоятельствами. biletik.aero, наши Партнеры и Поставщики могут вносить корректировки и изменения на нашем сайте в любое время.

Вся информация предоставленная на этом сайте, программное обеспечение, товары и услуги предоставляются по принципу «как есть» без каких либо
гарантий. biletik.aero не несет перед клиентом ответственности за качество
и защищенность используемых им каналов связи при использовании сайта, равно
как и за любой ущерб, причиненный клиенту в результате использования им
некачественных или незащищенных компьютерных систем и каналов связи или указания клиентом в заказе неверных контактных данных.

biletik.aero не несет ответственности, не возвращает денежные средства и не возмещает никаких косвенных или любых прямых затрат (убытков) из-за не соблюдения правил обслуживания, законов РФ и международного законодательства непосредственными Поставщиками услуги (Авиакомпаниями), а также в случае любой задержки, переноса или отмены рейса, избыточного бронирования, забастовки, обстоятельств непреодолимой силы (наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, эпидемии и пандемии, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия, забастовки, публикация нормативных актов запрещающего характера), не получения пассажиром маршрутной квитанции (электронного билета), не получения уведомления об изменениях в его маршруте и расписании непосредственно Авиакомпаниями, банкротства или неплатежеспособности Авиакомпании или ее агента, или иных причин, находящихся вне непосредственного контроля biletik.aero.

Если, несмотря на ограничения выше, biletik.aero признал ответственность за убытки или ущерб, которые возникли и связаны каким-либо образом с любым из описанных выше случаев, то ответственность biletik.aero ни в коем случае не должна превышать в совокупности стоимости сборов, которые Вы оплатили в biletik.aero при приобретении услуги на нашем сайте, либо Сто Долларов США (USD100) или эквивалент в местной валюте.

Выезд за границу

Клиент соглашается с принятием на себя всей ответственности за подготовку всех необходимых документов для поездки, гарантирует корректность и полноту документов, необходимых при выезде и прибытии, а также при транзитном перелете для следования по всему маршруту, наличие необходимых виз, действительных паспортов, доверенностей или иных документов. biletik.aero не несет ответственности за незнание или несоблюдение пассажиром всех необходимых требований страны выезда и страны прибытия, а также стран пунктов пересадки/транзита. Перед бронированием, оплатой и поездкой, убедитесь в наличии всех необходимых документов и виз. Для получения более подробной информации воспользуйтесь сайтом http://www.iatatravelcentre.com/ и ознакомьтесь с информацией на сайте Министерства иностранных дел страны, гражданином которой Вы являетесь.

Предлагая авиабилеты по международным направлениям, biletik.aero Не Гарантирует, что путешествия по некоторым направлениям безопасны.

biletik.aero не несет ответственности за ущерб и любые потери которые могут возникнуть в результате такой поездки.

Бронирование, оплата, отмена, обмен и возврат авиабилета

Все договоры об оказании представленных услуг, информация о которых размещена на веб-сайте biletik.aero, заключаются Клиентом напрямую с Поставщиками (авиакомпаниями, прочими перевозчиками и иными поставщиками услуг), в соответствии с российским и международным законодательством.

Настоящие Правила бронирования содержат все существенные условия по оказанию Поставщиками (перевозчиками и иными поставщиками услуг бронирования) своих продуктов и услуг, в т.ч. оформление билетов и продажи дополнительных услуг, представленных на веб-сайте biletik.aero

Перед бронированием, Вы должны ознакомиться c условиями договора IATA http://www.iatatravelcentre.com/tickets, а также с правилами применения, условиями возврата, отмены или обмена выбранной Вами услуги/тарифа от Поставщика (авиакомпании). Правила применения тарифа отображаются на странице заказа в том виде и на том языке, в котором их предоставляет система глобальной дистрибуции (GDS) и Поставщик услуги (Авиакомпания). Поскольку мы не имеем права вносить любые изменения в исходный текст этих правил (даже перевод на другой язык), — поскольку это может исказить их содержание, – в случае не понимания Вами определенных пунктов этих правил по любым причинам (как-то — не знание языка, не ясности трактовки определенных фраз в тексте Правил тарифа и пр.) Вы обязуетесь задать уточняющие вопросы Нам, путем направления электронного письма на почту support@biletik.aero. В случае не поступления Нам подобного письма до создания брони и выписки билета, Вы соглашаетесь с тем, что правила Вам понятны и Вы согласны на условия указанные в их тексте.

Вы соглашаетесь соблюдать правила, условия и ограничения налагаемые Поставщиком продукта или услуги которую вы приобретаете. Вы понимаете, что любое нарушение правил Поставщика может привести к аннулированию брони и отказ в предоставлении товара или услуги без возврата оплаченной ранее стоимости. Факт осуществления Вами бронирования и оплаты заказа — означает Ваше согласие со всеми соответствующими условиями, правилами и ограничениями (в т.ч. по возврату и обмену) Поставщика (Авиакомпании).

При оформлении заказа Вы обязуетесь указывать только достоверные и полные данные. Обратите внимание, что в связи со спецификой принципов работы глобальных систем дистрибуции и систем бронирования Поставщика, запрещены изменения данных любого из пассажиров в оформленном заказе.

Любое изменение может привести к аннуляции заказа/билетов и возврат средств будет возможен только согласно правилам применения выбранного тарифа. Таким образом, Вы принимаете на себя все возможные риски и расходы, связанные с Вашими действиями при которых могут быть допущены ошибки и неточности при оформлении заказа. Обратите внимание, что некоторые авиакомпании в момент регистрации на рейс могут потребовать продемонстрировать банковскую карту, с использованием которой была совершена оплата.

Вы принимаете на себя возможные риски и обязуетесь использовать полетные сегменты в том порядке, в котором они указаны в билете. Неявка на один из сегментов полета является основанием для аннуляции авиакомпанией всех последующих сегментов перелета.

Поставщик в одностороннем порядке и без предупреждения может аннулировать бронь или оформленный заказ в случае обнаружения “двойного бронирования” (более одной брони на конкретного пассажира на один и тот же рейс на одну или несколько дат). Во избежание двойного бронирования, мы рекомендуем Вам перед бронированием отменить все существующие дублирующие брони и после оформления заказа не инициировать дублирующие брони и заказы.

Билеты для несовершеннолетнего ребёнка без сопровождения, пассажира не имеющего возможности самостоятельно передвигаться, пассажира лишенного зрения и/или слуха, беременной женщине на поздних сроках должны быть забронированы и оформлены только в офисах и представительствах авиакомпаний.

При бронировании билета мы имеем право взимать с клиента дополнительный сервисный сбор (плату) за оказание услуг по подбору оптимального маршрута перевозки, провозной платы за перевозку в соответствии с заданными пассажиром приоритетными параметрами условий перевозки и/или общими в отношении каждого перевозчика условиями перевозки и консультативных услуг. При полном или частичном возврате билета, сервисный сбор возврату не подлежит.

В случае отличий в данных между заказом, созданным Вами и маршрутной квитанцией пересланной нами после выписки билета — верными считаются данные в заказе.

Обмен и возврат билетов производится согласно правилам выбранного тарифа, по которому был оформлен заказ и выписаны билеты. Обратите внимание что кроме возможно удерживаемых штрафов от Поставщика мы вправе снимать дополнительный сервисный сбор за услугу оформления обмена/возврата в размере 2000/2000 рублей соответственно или эквивалент в местной валюте за каждый билет. В случае вынужденного возврата (отмена рейса, болезнь или смерть пассажира) сервисный сбор за оформление возврата не взимается.

В любом случае не возвратны все сборы biletik.aero (как отдельно выделенные, так и заложенные в стоимость билета, например в таксу ХР), а также сбор (комиссия) платежного шлюза, которая всегда равна 3% при оплате картами и 4% при оплате наличными в салонах связи.

Отменить билет возможно только в случае разрешения от авиакомпании. На странице результата оформления заказа, рядом с номерами билетов, в случае наличия такой возможности появляется кнопка «Отменить». Обычно билет можно отменить в течение 30 минут после оформления, но не позднее 48 часов до вылета. Билет с датой вылета менее двух суток от даты выписки отмене не подлежит. Мы вправе снимать дополнительный сбор за услугу оформления отмены в размере 2000 рублей или эквивалент в местной валюте за билет.

biletik.aero не предоставляет услуги по информированию пассажиров об изменения в расписании полетов по приобретенному на сайте www.biletik.aero билетам и не взимает за это денежных средств. Пассажир должен самостоятельно отслеживать такие изменения (перенос или отмена рейса) любым возможным способом.

Помимо бронирования авиабилетов на сайте — biletik.aero предлагает оказание дополнительных услуг.

Для осуществления предоставления всех услуг на нашем сайте Клиент согласен на передачу персональных данных нашим партнерам и Поставщикам услуг (авиакомпаниям, страховым компаниям, платежным системам и прочим).

Услуги предоставляются только в рамках описания каждого из пакетов услуг.

При покупке пакетов услуг с уведомлением об отмене и/или переносе вылета клиент согласен, что такая услуга может быть оказана как biletik.aero, так и самой авиакомпанией (для этого biletik.aero ей передает контактные данные из заказа).

В случае указания максимального времени обработки заявок клиентов купивших соответствующий пакет услуг — указывается промежуток для рабочего времени biletik.aero. В случае поступления заявки во внерабочее время — отсчет времени начинанается с ближайшего рабочего времени ближайшего рабочего дня. Время работы biletik.aero указано на странице раздела «О проекте».

В случае указания в купленном пакете услуг размера сбора за Обмен или Возврат — он является приоритетным (замещающим) над стандартным сбором biletik.aero.

Стоимость пакета услуг является невозвратной.

В случае возникновения убытков, потерь и прочих расходов в случае не предоставления/ не качественного предоставления таких услуг biletik.aero не несет за них никакой ответственности и не компенсирует потери.

Возмещение за не предоставление/некачественное предоставление таких услуг производится в сумме не превышающей первоначальной стоимости купленного пакета услуг.

Обязательства по услугам страхования несет перед пассажиром страховая компания, предлагающая к продаже свои страховые услуги на сайте biletik.aero. Компания biletik.aero не гарантирует качество предоставляемых услуг страховой компанией и не возмещает возможные убытки от ее действий перед пассажиром.

biletik.aero также оказывает другие дополнительные услуги: изменение паспортных данных, внесение ремарок с любой информацией, внесение дополнительного багажа, выбор места, питания, добавление младенцев в бронирование, изменение имени.

Сборы за дополнительные услуги:
Оплату за изменение паспортных данных — 1 000 р.
Внесение ремарок с любой информацией — 450 р.
Внесение дополнительного багажа — 900 р.
Выбор места, питания (если авиакомпания предоставляет возможность) — 800 руб. за сегмент перелета
Добавление младенцев в бронирование — 1 500 р.
Изменение ФИО при ошибке (в случае технической возможности от авиакомпании) — 1 500 р.
Внесение бонусной карты — 450 р.
Внесение/изменение данных о визе — 450 р.
Внесение/изменение данных о месте проживания — 450 р.

Курсы валют доступные на нашем сайте получены из общедоступных источников и должны использоваться только в рекомендательных целях. Курсы валют меняются ежедневно. При использовании этой информации в каких-либо финансовых целях, мы рекомендуем обратиться к квалифицированному специалисту для проверки точности котировок. Мы не разрешаем использовать эту информацию в любых целях, кроме как для личного использования.

Оплата банковской картой

На странице оформления заказа указана стоимость продукта/услуги в валюте Поставщика или его представителя. На банковской карте клиента блокируется указанная сумма в валюте выбранного товара или услуги. После выписки билета, в течении нескольких дней, Поставщик (Авиакомпания) или его уполномоченное лицо инициирует списание денежных средств, ранее заблокированных на Вашей банковской карте. Ваш банк, в случае несовпадения валюты Поставщика и валюты Вашей банковской карты, может произвести конвертацию по своему внутреннему курсу, не совпадающему с курсом на нашем сайте или с курсом Центрального Банка той страны, резидентом которой является банк, выпустивший Вашу карту. Рекомендуем уточнить у представителей Вашего банка внутренний курс Вашего банка и размер возможной комиссии за конвертацию валют перед совершением оплаты. Фактом оплаты, клиент подтверждает, что получил соответствующую информацию и согласен с итоговой стоимостью.

В случае использования банковской карты Вам не принадлежащей, Вы должны получить письменное согласие на осуществление оплаты заказа у непосредственного владельца (держателя) банковской карты.

При аннулировании выписанных билетов в день выписки, сумма полностью возвращается на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней.

Обратите внимание, что аннулирование выписанных билетов в случае перехода суток невозможно.

При возврате выписанных билетов, согласно правилам применения тарифа, рассчитанная сумма к возврату поступит на Ваш банковский счет, привязанный к карте, в течении 60-ти рабочих дней, вне зависимости от срока действия и статуса карты.

Указанные сроки возврата могут быть увеличены в случае возникновения обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) — таких как: наводнения, землетрясения, пожары, аварии на транспорте, эпидемии и пандемии, гражданские беспорядки, мятежи, война и военные действия, забастовки, публикация нормативных актов запрещающего характера, а также иных обстоятельств, находящихся вне возможностей и зоны контроля со стороны Biletik.aero. Срок может быть увеличен сообразно степени и характеру возникших обстоятельств.

Возврат средств может быть осуществлен в неденежной форме путем внесения средств в личный кабинет клиента в виде бонусных рублей на покупку авиабилетов в будущем, но не ранее чем через 90 дней от даты внесения бонусных средств на счет.

Обратите внимание, что при оплате банковской картой, в случае, когда валюта счета Поставщика и валюта счета Вашей карты отличается от валюты Вашей страны, платежная система может по своему усмотрению произвести автоматическую конвертацию в доллары.

Мы не храним данные Вашей банковской карты. Процесс оформления заказа происходит полностью в автоматическом режиме и без участия человека. Защита передачи информации подтверждена сертификатом SSL 256 бит от компании COMODO. Наш сайт в полной мере отвечает стандартам безопасности PCI Compliance.

Авторское право и торговые марки

Все содержимое этого сайта и программный код являются объектом авторских прав компании biletik.aero. Логотип и название «biletik.aero» являются зарегистрированной торговой маркой компании Biletik.aero. Все права защищены. Любые торговые марки, названия юридических лиц, логотипы и другие атрибуты авторских прав, в том или ином виде присутствующие на нашем сайте, являются защищенной соответственным образом собственностью их владельцев. Если Вам стало известно о нарушении наших прав, пожалуйста, сообщите нам об этом по электронной почте copyright@biletik.aero

Если Вы считаете, что материалы, размещенные на нашем сайте нарушают Ваши права, Вы или Ваш уполномоченный представитель может отправить нам письменное уведомление, которое должно включать следующую информацию: определение авторских прав, которые по Вашему мнению мы нарушаем; Ваши контактные данные, в том числе Ваш адрес электронной почты и номер телефона; Ваше согласие с тем, что информация, содержащаяся в уведомлении верна, Вы осознаете что можете быть привлечены за лжесвидетельство и подающая жалобу сторона имеет право действовать от имени владельца эксклюзивных прав, которые предположительно нарушаются; уведомление должно быть подписано лицом, уполномоченным действовать от имени владельца эксклюзивных прав, которые предположительно были нарушены. Уведомление должно быть отправлено нам по электронной почте на адрес copyright@biletik.aero. До подачи уведомления мы рекомендуем Вам проконсультироваться у юриста. Мы рассмотрим все уведомления, которые соответствуют требованиям, указанным выше. Следует учесть, что в случае подачи ложного заявления о нарушении авторских прав Вы также можете нести ответственность за ущерб, причинённый нам.

Любое программное обеспечение на этом сайте является объектом авторских прав компании Biletik.aero и/или наших Поставщиков. Использование программного обеспечения регулируется условиями лицензионного соглашения с конечным пользователем, если таковые имеются, которое сопровождает или входит в состав программного обеспечения (“Лицензионное соглашение»).

Если Вы не выразили свое согласие с условиями лицензионного соглашения Вы не можете устанавливать или использовать любое программное обеспечение, которое сопровождается или включает в себя лицензионное соглашение. Для любого программного обеспечения, доступного для загрузки на нашем сайте, не сопровождаемого и не включаемого лицензионное соглашение, настоящим мы предоставляем Вам, пользователю, ограниченную, персональную, не передаваемую лицензию на использование программного обеспечения для просмотра и иного использования сайта в соответствии с этими Соглашением и ни для каких других целей.

Обратите внимание, что всё программное обеспечение, в том числе весь код HTML, JavaScript, CSS содержащиеся на этом сайте, является собственностью компании biletik.aero (Biletik.aero), наших Партнеров и Поставщиков и защищены законами об авторском праве и международными соглашениями. Любое воспроизведение или распространение программного обеспечения категорически запрещено и может повлечь за собой гражданскую и уголовную ответственность.

Если какая-либо часть нашего сайта содержит ссылки на другие сайты, то следует понимать, что такие ссылки предоставляются только для справки. Мы не контролируем такие сайты и не несем ответственность за их содержание. Мы рекомендуем предпринять все возможные меры предосторожности перед началом использования других сайтов.

Вы соглашаетесь защищать и ограждать компанию biletik.aero и сотрудников компании от любых претензий, исков, требований, потерь, убытков, штрафов и прочих расходов любого характера (включая, но не ограничиваясь бухгалтерскими и юридическими расходами) предъявленные третьими сторонами в случае нарушения Вами настоящего Соглашения, любого закона и/или прав третьих лиц.

Использование сайта является неправомерным в любой юрисдикции, которая не признает все условия настоящего Соглашения. Приняв настоящие Соглашение и используя наш сайт, Вы соглашаетесь с тем, что нет никакого совместного предприятия, партнерства или трудовых отношений между Вами и компанией biletik.aero.

В пределах допустимых действующим законодательством Вы соглашаетесь с тем, что несёте ответственность за любой иск или претензию, вытекающие из или в связи с Вашим доступом к сайту или использование сайта на протяжении 3 (трех) лет с даты получения иска или претензии.

Если какая-либо часть настоящего Соглашения будет признана недействительной, незаконной или не имеющей законной силы, то действительность , законность и применимость остальных положений остается в силе. Наш отказ или задержка выполнения какого-либо положения настоящего Соглашения в любое время не отменяет нашего права на применение того-же или любого другого положения настоящего Соглашения в будущем.

Настоящее Соглашения (и любые другие положения и условия, упомянутые в данном документе) является полным соглашением между Вами и компанией Biletik.aero в отношении этого сайта и заменяет все предыдущие или одновременные сообщения и предложения переданные по электронной почте, в устной или письменной форме между клиентом и biletik.aero в отношении этого сайта. Печатная версия данного Соглашения и любого уведомления в электронной форме, могут быть приняты в судебных или административных разбирательствах, исходя из или касающиеся настоящего Соглашения в той же степени и по тем же условиям, что и другие деловые документы и записи, изначально созданные и хранящиеся в печатной форме.

Любые права, не представленные явно в настоящем Соглашении, защищены

Зачем конкретно обливают самолёт перед вылетом, и что будет, если этого не делать?

В прошлом моем посте была некоторая вольность относительно процедуры снятия льда и защиты от льда самолёта. triplebanana в комментариях это поправил, а дальше мы стали детально разбираться в этом вопросе. К счастью, помог Юрий Владимирович Филатов, который собрал для Аэрофлота одну из первых машин обдува бортов струёй реактивного двигателя, закупал первые машины-«Элефанты» и вообще имеет опыт 40 лет в этой сфере. Сейчас он преподаёт в Центре подготовки руководящего состава авиации, школе Аэрофлота и ГОСНИИГА и работает в «А-Групп», про которую я уже рассказывал.

Началось всё с того, что давным-давно в СССР была поливомоечная машина — по сути, обычная городская «поливайка», которую заправляли составом «Арктика» или «Арктика-200». И был топливозаправщик ТЗ-22 (на 22 тонны), который заправляли горячей водой в котельной и который шёл к самолёту смывать с него снег. Были метёлки и швабры со скребками, с которыми бойцы в сапогах со стальными подковами ходили по крылу Ил-76 и сбивали лёд.

Наиболее близкая к современности процедура выглядела так: к борту подходил модифицированный «Урал А-96» с выдвигающейся люлькой. Туда залезал человек со шлангом, делал пару витков вокруг ограждения люльки (потому что шланг тяжёлый и скользкий) и поливал самолёт из наконечника — сплющенной молотком металлической трубки. В региональных аэропортах на Севере иногда так делают до сих пор, потому что это работает при стабильно холодной погоде. А вот для ситуаций ледяного дождя, сильного снега и прыжков температуры около минус 5 по Цельсию нужны уже другие меры, чтобы самолёт не набрал льда между выездом из ангара и взлётом.

Зачем вообще нужно обливать самолёт?

Есть два вида обливки: для очистки и для защиты. Называются они соответственно деайсинг и антиайсинг.

На самолёт за время нахождения на земле налипают снег и лёд. Например, за ночь между рейсами может выпасть несколько сантиметров снега. Возможны следующие последствия:

  • Это увеличит массу воздушного судна.
  • Изменит форму и гладкость поверхностей судна, что может сказаться на его аэродинамических качествах.
  • Может заблокировать или ограничить подвижные элементы (механизацию).
  • И, наконец, если во время взлёта с крыла при вибрации будут слетать твёрдые осколки, то они могут повредить хвостовое оперение или попасть в двигатели (если они скомпонованы за крыльями).

Поэтому было бы хорошо очистить самолёт от всего того, что налипло. Иногда достаточно очистить имеющийся слой и не покрывать поверхность судна больше ничем.

При температурах до минус 7 (теперь по стандарту уже до 0 и выше) это делалось горячей водой. При температурах ниже — составом «Арктика». «Арктика» в разных концентрациях использовалась и для очистки, и для защиты от новых образований. Сейчас вместо неё используется несколько разных типов жидкости.

Теперь представьте, что вы только что очистили самолёт, но он стоит под дождём или мокрым снегом. Нужно защитить его от образования новых «корочек». Для этого используют другую жидкость, которая создаст плёнку примерно на 10–20 минут, а потом при взлёте на скорости 180 километров в час слетит с корпуса. Чистый свежий самолёт спокойно и безопасно взлетит.

Если самолёт не очищать, то взлетать ему нельзя. Поэтому альтернатива — не летать в сложные погодные условия. То есть в случае России — по сути, вообще не летать зимой.

Творения сумрачного русского гения

Помните тот период, когда в стране был принят максимально рационализаторский подход? Так вот, одной из проблем были авиационные двигатели, которые после исчерпания ресурса снимали с самолётов. Но двигатели вполне себе могли работать, просто их бесперебойная работа гарантировалась уже меньшим количеством девяток. Чаще всего двумя, иногда — одной. Так вот, эти двигатели надо было как-то использовать. Представьте себе радость советского инженера, которого попросили как-нибудь применить эти штуки. Причём желательно мирно.

Примерно так на ТВЗ поставили рекорд по скорости железнодорожного состава (стесав заодно участок пути и разбросав гравий за вагоном-лабораторией), примерно так появились пожарные машины для тушения огня струёй, машины для очистки карьеров и шахт от загазованности.

А в Шереметьево авиатехники по утрам приходили на самолёт и с помощью стремянок соскребали всё вручную. Это опасно и тяжело. Крыло Ил-76 больше 8 метров в ширину, скользкое. Пристёгивались карабинами. С учётом, что тогда по правилам это был специально обученный персонал, имеющий допуск к воздушным судам (фактически авиационные механики), очень хотелось как-то оптимизировать процедуру. И вот к ним в руки попал АИ-20 турбовинтовой (двигатель с Ан-12 без пропеллера) в качестве источника реактивной струи. Взяли ЗиЛ-130 с подъёмным кузовом на «ножницах», поставили движок в качающуюся вилку и посадили оператора.

Эта штука отлично обдувала воздушное судно! Правда, в процессе эксплуатации выяснилось, что двигатель, скажем так, несколько недооценён. Кроме льда, он отлично очищал самолёт от разных выступающих частей. По крайней мере, мог, если его поднести поближе. Официальное разрешение на такую процедуру дал только Туполев, написав подробную инструкцию, что можно, а что нельзя. ГОСНИИГА взяли Ил-18, оклеили термодатчиками и обдували, пока не выработали методику. Вышли рекомендации, сколько секунд продвигать и где. Второй особенностью именно этого агрегата стало то, что АИ-20 обладает не очень хорошей системой суфлирования (освобождения масла от воздушных пузырьков): при наклоне часть масла попадала в выхлопное сопло. Кипящее масло довольно тяжело отмыть от борта. А если дунуть по иллюминаторам, то там образовывалось «серебро» — такая характерная плёнка, из-за которой приходилось снимать их и переполировывать. В итоге с уже имеющейся методологией рижский завод начал выпускать эти машины серийно, но с другим двигателем. Ещё один такой чудесный агрегат был в Ленинграде. Там с люлькой не заморачивались, просто поставили ВК-1 перед самолётом, он дул ровно два раза: направо и налево. И можно было лететь, если самолёт с предстарта не снесло. Поэтому такие опыты проводили только с Ту-154 и более тяжёлыми машинами.

В серию пошли движки М-701 (с учебно-тренировочных самолётов), они оказались компактнее и стабильнее. Поскольку мы очень много и часто менялись опытом с Копенгагеном, то показали изобретение и им. Но у них не прошло по требованиям безопасности, к тому же вспомогательная силовая установка (маленький реактивный двигатель) слишком сильно и противно свистела. А про то, что вместо наушников можно вставлять в уши лампочки от фонарика, датчане не знали.

Похожие машины с двигателями помощнее чистят полосы от снега. Например, это был «Змей Горыныч» ТМ-59.

Ещё попробовали поэкспериментировать с инфракрасными излучателями. Поскольку это был СССР, то следует читать «блок инфракрасных ламп». Выяснилось, что это излучение отлично прошивает и снег, и лёд, и дальше греет крыло. От нагрева крыла плавится нижний слой, но соскальзывают лёд и наст только у краёв крыльев, но не в середине. Поэтому как предварительный способ чистить — отлично (в ангаре до выкатывания самолёта). Как способ снять иней — отлично. Но для настоящих зимних условий не подходит. Зато похожая машина стала использоваться для снятия толстых наслоений льда на бетоне. Приезжал АЛМИ-1 с двумя реактивными двигателями. Мощность одного использовалась для питания огромного квадрата ламп, который светил прямо на лёд. Второй сбоку сдувал этот лёд с полосы — получалось, что начисто срывались такие огромные куски, иногда с легковую машину размером.

Чем чистят сейчас

Аэродинамика новых самолётов потребовала новых жидкостей. В 1988 году были куплены первые машины-«Элефанты» для Шереметьево. Современные машины умеют работать с разными типами жидкостей, смешивать жидкости внутри, обогревать их на борту и так далее.

Вот так работает форсунка:

Обратите внимание, что прожектор установлен прямо рядом, то есть оператор может видеть конкретные участки и подсвечивать под углом элементы обшивки ВС.

Внешний вид машины.

Внутренности «Элефанта».

Кабина оператора и оператор.

Дизельный двигатель воздушного охлаждения Deutz. На более новых машинах используется маршевый двигатель автомобиля, поскольку их мощности теперь достаточны для поддержания работы всех систем. Под стальными кожухами справа — бортовая электроника для управления системами.

«Счётчик» воды, точнее, датчик расхода жидкости в литрах, не оказывающий помех. При отклонениях состава жидкости при смешивании автоматика меняет давление. Если состав отклоняется больше чем на 3 % по содержанию воды, то машина останавливает работу. С водой смешивается только ПОЖ тип-I, а тип-IV применяется в 100 % концентрации.

Бойлер на 4 кубометра воды и два бака (сзади) по 2 кубометра жидкостей. По стандартам они подписаны типом жидкости, так же подписаны все рукава.

Кабина оператора в транспортном положении.

Рабочее место водителя, блок в центре управляет автоматикой (в частности, обогревом отсеков).

Табличка ТО.

Кнопки аварийного останова — везде. В центре — красный ввод питания 380 В для работы систем машины (прогрева жидкостей) на стоянке.

Вводы баков имеют разный диаметр.

Сложенная стрела.

Жидкость скользкая, поэтому многие элементы имеют дополнительные фрикционные покрытия.

Поднятая стрела.

Поднятая и выдвинутая в рабочее положение стрела (максимум 10 метров, есть модификации на 13 метров).

«Усы» на конце стрелы — датчики касания поверхности ВС, при их срабатывании машина останавливается.

Кабина имеет дворники со всех сторон.

Рабочее место оператора. Джойстики управляют стрелой и форсункой.

Виден расход жидкости.

«Педаль мертвеца» — работа ведётся только при нажатии на неё. Если убрать ногу, то машина останавливается.

На практике для пассажирских рейсов SVO используются два типа жидкости: тип-1 — для деайсинга, и тип-4 в разных концентрациях — для антиайсинга. Тип-3 нужен для определённого типа тихоходных судов, у которых скорость отрыва передней стойки от ВПП низкая.

Тип-1 — это гликоль (раньше был пропиленгликоль, теперь более «долгий» этиленгликоль), 20 % воды и разные присадки: антипенная, антикоррозионная (потому что гликоли агрессивны), цветовая (деайсинг «красит» самолёт в красно-оранжевый, потом надо «покрасить» его антиайсингом в зелёный). Тип-2 — более сложная вариация для разведения в различных концентрациях.

Тип-4 — 50 % гликоля и 50 % воды, те же присадки, загуститель и ещё присадка, которая уменьшает поверхностное натяжение для равномерности покрытия. Тип-4 можно использовать в разных концентрациях. Условно можно использовать 50 % раствор Типа-4 для деайсинга, а затем 75 % — для антиайсинга. Тип-3 — тоже загущенная жидкость, похожая на Тип-4, но с меньшим моментом сдвига. Это неньютоновская жидкость, освобождающая крыло при определённой скорости. Тип-4 делает это на скорости около 180 километров в час, тип-3 может и около 100.

Кстати, про зелёный. Самолёты S7 имеют другой оттенок, и пересечение по цвету с жидкостью Юрий Владимирович видел только один раз — когда они тащили из сугроба танком Т-55 без башни выкатившийся за полосу Боинг-747 Иракских авиалиний. С тех пор ничего подобного не попадалось.

Идеально располагать пункты обработки непосредственно рядом с выездом на исполнительный старт рядом с торцом полосы. Это даёт наименьшее время от обработки до взлёта, и делает экологично, так как в одном месте проще собирать остатки разлитой жидкости при помощи уклонов покрытия и дренажа, не давая жидкости разливаться по перронам. Но в большинстве аэропортов инфраструктура пока что не позволяет располагать пункты облива таким образом. Облив делается на местах стоянок судов и на пунктах обработки между стоянкой и стартом, чтобы сократить время между обработкой и вылетом.

Во Франкфурте и Токио стоят портальные машины. Работает это так: самолёт подруливает под портальный кран с форсунками, оператор набирает на компьютере тип судна, ЧПУ прокатывает программу обработки. Оказалось, что без человеческого глаза — огромные расходы жидкостей, низкая эффективность, иногда остаётся лёд. Пробовали использовать видеокамеры, но тогда задача распознавания решалась плохо. С современными системами уже должно хватать возможностей, но готовых проектов пока нет. Оператор умеет смотреть на косвенные признаки вроде стыков листов, блеска заклёпок и так далее.

Поэтому наиболее интересна с практической точки зрения система «IceWolf» в Денвере. На исполнительном старте — колонны на расстоянии размаха крыла А-380. На колоннах — верхняя часть «Элефанта», телескопические стрелы. Там же — люльки оператора. По сути, это большой «Элефант», вкопанный в землю, к которому подведены коммуникации и у которого куда больше баков (потому что американцы очень любят работать с готовыми смесями, а не мешать на месте, и им важно где-то хранить то, что не было использовано полностью из премиксов).

Теперь — FAQ

Чем защищён самолёт в полёте?
Вопреки расхожему мнению, в полёте самолёт не должен иметь покрытия жидкостью. В полёте для предотвращения образования льда используются специальные резиновые элементы, трассы с горячим воздухом, электронагреватели или индукционные катушки, «трясущие» обшивку.

Зачем тогда самолёт обливают при явно плюсовых температурах?
Потому что есть ещё одна особенность — если это промежуточная посадка, то топливо в баках на крыльях остывает почти до забортной температуры эшелона и на землю приходит в районе минус 40 градусов по Цельсию. То есть сверху на крыло вполне может что-нибудь намёрзнуть, если дать воде «зацепиться». Здесь есть путаница в словах: часто такой лёд называют топливным, но аналогичный термин используется для льда, образующегося на большой высоте внутри бака с топливом.

Со включёнными или выключенными двигателями делается обливка?
Время защиты измеряется от попадания первой капли жидкости на корпус судна. Поэтому нужно быстро обработать самолёт (иногда в 2, 3 или 4 машины при сложных погодных условиях), а затем стартовать до момента, пока жидкость ещё «работает». При работе двигателей есть опасность залить жидкость во вспомогательную силовую установку (Ил-96, большая часть Боингов, большие Эйрбасы имеют воздухозаборник ВСУ около вертикального киля) или пропустить её через двигатель: может произойти помпаж. Но большинство авиакомпаний разработало процедуры, когда обработка делается при включённых двигателях для ускорения старта. Аналогичный вопрос — с подвижными элементами: большинство протоколов предполагает обработку с убранной механизацией, но есть компании, которые ставят механизацию во взлётное положение перед обливом.

Во многих странах мира принята практика, когда обработка проводится с уже запущенными двигателями, которые работают на малом газу (т. е. на «холостых» оборотах). Самолёт в этот момент полностью загружен, заправлен, пассажиры уже на борту, и двери полностью задраены. В России принято сначала производить облив, а затем — запуск двигателей.

Почему теперь этиленгликоль вместо пропиленгликоля в жидкости?
Потому что два года назад новые тесты в Квебеке показали, что для ряда условий вроде ледяного дождя время защиты очень сильно снижается. По стандартам FAA (Federal Aviation Administration) и канадских авиавластей (это законодатели в мире защиты от обледенения) холдовер снизился почти в два раза. Это потребовало новых составов.

А он не вредный?
Ещё как! При обработке из расчёта 1 литр на квадратный метр обшивки 20 % стекает на землю. Из оставшихся 80 % треть стекает на дистанции от исполнительного старта до 400 метров разбега. Ещё треть — от 400 до 1 200 метров. Последняя треть срывается таким характерным аэрозолем, что получается визуальный эффект как при пробитии звукового барьера истребителем. Этот аэрозоль летит далеко за пределы канализации аэропорта. С полосы часть жидкости собирается машиной, но это как вылить на бетон бутылку водки: трагедия невозможности собрать всё знакома многим русским людям. Поскольку жидкость является выбором авиакомпании (КВС заказывает тип и метод обработки), а дренаж — частью аэропорта, то есть некоторая несостыковка в ответственности. Правильный вариант был бы в построении более сложных систем канализации, но тут-то и встаёт вопрос: кто за это будет платить? Сейчас 500 вылетов в день, 200 литров на борт.

Вот пример количества жидкости (литр на квадратный метр обшивки после удаления снега и льда):

Кто производит жидкость?
Раньше она закупалась в Шотландии (Kilfrost) и в Германии (Hoechst, позднее — Clariant). Сейчас появились три компании в РФ. В старые времена в рождественский период было особенно сложно: из Шотландии бочки с жидкостью везли на пароме, потом — до Риги, дальше — машиной в Москву. Таможенники ставили палки в колёса, но Юрий Владимирович тогда использовал железный аргумент: «Вы и я здесь только потому, что самолёты летают. Если не будут летать — и вы и я тут не нужны».

Сколько нужно времени, чтобы обучить оператора «Элефанта»?
Около 60 дней с учётом получения всех допусков. До этого нужны среднее техническое образование и прохождение курсов на базе Шереметьево. Самая простая категория — водитель, потом — оператор, потом — приёмщик (отвечающий за готовый результат, в частности, трогающий крыло рукой для проверки наличия прозрачного льда), тренер, преподаватель. Преподаватель обязан иметь не только высшее авиационное образование, но и опыт практической деятельности по обработке судов. Механической обработки скребком сейчас нет.

Какие бывают ошибки при обливке?

  1. Попадание жидкости туда, куда ей не надо попадать, например, в воздухозаборники ВСУ или в аэродинамически «тихие» зоны. А жидкость типов 2, 3 и 4 может потерять в них влагу и стать подобием губки, дальше она может увеличиться в объёме в несколько десятков раз, набирая новую влагу из воздуха, замёрзнуть и заблокировать механизацию.
  2. Недостаточный деайсинг. Почти невозможно разглядеть прозрачный лёд на крыле: он визуально не отличается от блеска обработанной поверхности. Поэтому обязательная операция — потрогать крыло рукой после облива. Других способов проверки на практике пока нет. Прозрачного льда очень боятся Скандинавские авиалинии, в частности, просили более опытных русских коллег обучать их операторов процедуре проверки на прозрачный лёд.
  3. Несоблюдение давления (форсунка помещается слишком близко к поверхности судна) — с недавних пор запретили потоки под 90 градусов к поверхности, плюс есть нормы безопасных расстояний.
  4. При параллельной обработке двумя машинами — несимметричный расход жидкости.

Большое спасибо Юрию Владимировичу Филатову и коллегам из «А-Групп» за проведение экскурсии и помощь при создании материалов.

И напоследок — несколько фотографий из его архива. Это одновременная обработка двумя машинами:

Вот почему важно иметь фары на самом манипуляторе:

И ещё с другого ракурса:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *