Чем пропитать обмотку статора в домашних условиях
Перейти к содержимому

Чем пропитать обмотку статора в домашних условиях

  • автор:

Чем пропитать обмотку статора в домашних условиях

А то продётся 5-ти минутку ацетоном разводить…

Вот с этим поаккуратней, может изоляцию проводов растворить.

Ээээ…Любезнейший RID…
Это изделие рассеивает до 70 ватт мощности :rolleys: Иногда 😁 И насколько я помню своё пионерское прошлое — содрать эмаль с обмоточного провода было весьма непросто… 😆 Так-что уверен — беды не будет ! Но за предупреждение — спасибо ! 😁

содрать эмаль с обмоточного провода было весьма непросто… 😆 Так-что уверен — беды не будет !

Однажды я тоже так думал 😁 получил короткозамкнутый виток 😃 по теории пакости обычно происходит то, чего произойти не может 😦 поэтому и сказал поосторожней 😉

Может, конечно, и обмотки… — а может и железо статора песни петь. 😉
В любом случае пропиточка уменьшит перемещения первого и второго.

Володя. Не думаю, что здесь резонанс… ❓

Добрый всем
Ближе к телу…Разобрал…Железо спечено в монолит, а поверху ещё и емалированно…Думаю — исключим из списка… 😕 А вот обмоточки…Накиданно проводов как попадя, абы влезло между зубъями. Сказать, что оно там держится крепко и сидит плотно — себя не уважать. Разбираем второй, на номер выше — AXI2814. Здесь поработали — обмотки как монолит, красиво набиты. Не включал, но думаю проблем не будет.
Так-что ищем лак и пропитываем.
To rrteam: Ну а как сей эффект назвать ? Самовозбуждение обмоток статора на звуковых частотах ? Чес слово — теряюсь…

Конечно не резонанс. А назвать? Да просто акустический эффект.
Кстати, насчет растворителей, ацетона там…
RID прав. Изоляция у обмоточных проводов лаковая. Поаккуратнее надо.

Конечно — аустический эффект, который имеется всегда, но резко усиливается при возникновении резонанса механических частей двигателя (в т.ч. отдельных витков обмоток статора) под воздействием переменного магнитного поля с частотой коммутации обмоток.

При интерференции частоты коммутации ШИМ и трехфазного напряжения, — в этом случае ничего не поможет.

Под словом “резонанс” я имел в виду только данную строчку.

А обмоточки можно пропитать и простой смолкой типа ЭД-20, без всякого ацетона. Просто надобно нагреть статор градусов до 60-80С,
а затем при помощи шприца прокАпать их в вакуумном колпаке, переодически стравливая вакуум, а затем снова откачивая…
Я это делал правда, с отвердителем горячего отверждения и предварительно установив в статор оправку из фторопласта.
При 75 тмин посторонних звуков нет… 😃

Вакуумный колпак, — эт здорово. Тока вряд ли он на Кипре есть.
На Воронежском электромеханическом заводе пропитка ДПР-овских роторов тоже под вакуумом. Но это целая технологическая линия.
Акустическое проявление интерференции отмечалось на гонке Плеттенберговских моторов с контроллерами Шульца. При частоте ШИМ в 19 килогерц их мудрено услышать, хоть с резонансом, хоть без. А вот при некоторых значениях оборотов, четко слышны субгармоники в районе 150 — 170 Гц. Это при том, Что там обмотки намотаны очень качественно.

Вакуумный колпак, — эт здорово. Тока вряд ли он на Кипре есть.

Не знаю как на Кипре, ( ну не довелось побывать 😢 ) а в каждом школьном кабинете физики можно найти… А в качестве грелки можно использовать обычный фен для волос.

Конечно ДПР это надёжно и здорово, но давайте исходить из поставленной задачи. 😉

Остапа понесло… 😃
Народ, да перестаньте вы, в самом деле… 😆 Какие камеры ? Какой вакуум ? ГДЕ я это возьму ? Вы что, думаете здесь как в совке — пришёл, шлёпнул червонец и тебе дали попользовать …Чесс слово — дети… 😆

ПРОПИТКА СТАТОРНЫХ ОБМОТОК

Как было описано выше, в гиромоторах для изолирования ста — торных обмоток от корпуса применяются в основном, изоляцион­ные материалы класса А, в некоторых случаях — фторпласт-4, близкий по своим качествам к материалам класса Б. Изоляция класса А пориста и гигроскопична. Волокнистые изоляционные ма­териалы обладают недостаточно высокой нагревостойкостью и низ­кой теплопроводностью. Между отдельными витками и секциями обмотки всегда имеются воздушные пустоты и прослойки. Для устранения этих недостатков обмотки статоров после намотки про­питывают изоляционными лаками. Основное назначение пропитки обмоток — создать электрически прочную изоляцию между витками и от корпуса, соответствующую диэлектрическим свойствам лака, которым производят пропитку. Пропиткой обмоток волокнистых изоляционных материалов, помимо того, преследуется:

1) увеличение механической прочности обмотки, так как после пропитки высушенный лак скрепляет между собой витки, образуя монолитную массу;

2) повышение влагостойкости, так как пропиточный лак запол­няет поры и зазоры в обмотке и изоляции, препятствуя проникно­вению в них влаги;

3) улучшение теплопроводности обмотки вследствие того, что воздух в порах изоляции и между проводами заполняется лаковым слоем, являющимся хорошим проводником тепла;

4) повышение нагревостойкости изоляции, поскольку лаки замедляют окислительные процессы в ней.

Сущность пропитки заключается в предварительном удалении следов влаги и воздуха из пор изоляционных материалов и воз­душных промежутков между проводами и изоляцией и заполнение их изоляционным лаком. При этом должно быть обеспечено хорошее проникновение пропиточного лака в поры изоляции, зазоры и пустоты между обмотками. Вследствие этого пропиточные лаки должны отвечать следующим основным требованиям:

Обладать высокими диэлектрическими свойствами как при нормальных, так и при повышенных температуре и влажности;

Быстро проникать при пропитке обмоток во все макроскопиче­ские и микроскопические поры, т. е. обладать хорошей пропиты­вающей способностью;

По возможности полностью заполнять все открытые макроскопи­ческие и микроскопические поры и капилляры;

Возможно быстрее отвердевать после заполнения пор и капил­ляров;

Не размягчаться при рабочих температурах после отвердевания;

Иметь хорошую теплопроводность;

Не оказывать вредного влияния на медь, железо, электроизоля­ционные материалы и эмалевую изоляцию обмотки;

Обладать хорошей адгезийной способностью и хорошо связы­вать между собой витки и отдельные слои обмотки; иметь высокую влагостойкость.

Выше указанными свойствами обладают многие пропиточные лаки печной сушки (табл. 10). Выбор лака зависит от условий эксплуатации обмоток и типа изоляции проводов.

Должны быть взяты такие пропиточные лаки, у которых раство­рители и основа не воздействовали бы на изоляционные эмали про­вода. Обмотки из провода марок ПЭЛ, ПЭТ и ПЭВ пропитываются асфальто-масляным лаком № 447 или лаком 321. Обмотки из про­вода марки ПЭВ могут пропитываться крезольно-масляным лаком № 9-627. Обмотки, соприкасающиеся с минеральным маслом, про­питываются глифталево-масляным лаком ГФ-95. Для пропитки статорных обмоток в гиромоторах с эмалевой изоляцией ПЭЛ и с винифлексовой ПЭВ применяется лак № 321, представляющий собой колоидный раствор глифталевой или пентафталевой смолы, модифицированный тунговым маслом, или смесь глицеринов, ка­нифоли, тунгового масла, подвергнутых полимеризации в летучих органических растворителях с прибавлением сиккатива. Оттенок лака обычно не нормируется, цвет должен быть желтым. Вязкость лака по воронке НИИЛКа (сопло 7) при температуре 18—20° должна быть не менее 10 сек. Продолжительность высыхания лака,

Сравнительные показатели жидких пропиточных и покрывных диэлектриков

Наименование лака или эмали (по основе)

Номер или обозначе­ние

Темпера­тура суш­ки, °С

Время сушки, час.

Асфальто-масля — ный То же

Смесь уайт-спири­та и толуола; толу­ол; бензин

Смесь уайт-спири­та и толуола; эти­ловый спирт; бен­зол; толуол

К. резольно-мас — ляный

Г лифта лево-мас­ляный

Смесь уайт-спири­та и толуола; бен­зин; бензол

Глифталевый или пентафтале — вый

Смесь уайт-спирита и скипидара

Смесь бензина, ски­пидара, толуола

Нанесенного на конденсаторную бумагу, при температуре 100— 110° не более 2 час. Не летучих веществ в лаке должно быть не ме­нее 40%. Пробивное напряжение пленки лака, толщиной 0,04— 0,06 мм, на медной пластине после сушки при температуре 100— 110° в течение 6 часов: а) при температуре 18—20° — не менее 55 кв/мм\ б) при температуре 18—20° и после пребывания в дистил­лированной воде в течение 24 часов — не менее 15 кв/мм.

Для покрытия обмоток после пропитки применяются покрывные лаки:

А) после пропитки лаком 447 применяют асфальто-масляный лак № 460, дающий прочную защитную пленку на поверхности пропи­танной изоляции, стойкую к действию влаги;

Б) после пропитки лаком 321 обмотка покрывается тем же ла­ком в один или два слоя;

В) после пропитки лаком ГФ-95 применяется нитроглифталевая эмаль № 1201 воздушной сушки. Эмаль используется для покрытия металлических поверхностей, которые должны быть изолированы и защищены от коррозии.

Статоры, имеющие обмотку с нагревостойкой изоляцией, пред­назначенные для работы при высоких температурах, пропитываются лаками с повышенной теплостойкостью. К числу таких лаков от­носятся кремнийорганические^ разработанные под руководством К — А. Андрианова. Кремнийорганические лаки отличаются большой нагревостойкостью. Они выдерживают температуру 200° в течение длительного периода и кратковременно — до 230—250°; при этом сохраняются их высокие механические и диэлектрические свойства. Эти лаки влагостойки. Наиболее широкое применение нашли крем­нийорганические лаки ЭФ-3 и К-4с, а также эмали ПКЭ-14 и ПКЭ-15.

Технологический процесс пропитки обмоток статоров гиромо­торов лаком 321 состоит из следующих этапов.

Статоры, после проверки электрических параметров обмотки, очищают от пыли и других загрязнений обдувкой сжатым воздухом или кисточкой. Выводные концы смазывают касторовым маслом, и статоры устанавливают на приспособлениях в сушильные шкафы. Сушка производится конвекционным способом в сушильных шка­фах с тепловой изоляцией наружных поверхностей при помощи электрического обогрева, для чего в шкафу имеются нагреватели. Для ускорения процесса сушки применяется принудительная циркуляция воздуха с автоматической регулировкой температуры в пределах 105—110°.

В последнее время для сушки обмоток до и после пропитки широкое распространение получили шкафы с индукционным обо­гревом. Сушка в таких шкафах происходит, помимо конвекции нагретого воздуха, исходящего от нагретых стенок шкафа, теплом,
возникающим внутри самих деталей под воздействием вихревых и гистерезисных токов, вызываемых переменным электрическим полем. Такие шкафы являются безопасными в противопожарном отношении, имеют по всему объему равномерную температуру, сравнительно долговечны и потребляют значительно меньше энер­гии, чем шкафы, имеющие обогревающие элементы сопротивления.

На рис. 74 изображен индукционный шкаф, состоящий из сварного корпуса /, по наружной поверхности изолированного листовым асбестом 2 с намо­танной на него специальной обмот­кой из изолированного медного провода 3. С наружной стороны шкаф обшит теплоизоляционным материалом; для этой цели обыч­но применяют плиты 4, прикреп­ленные к приваренным к кор­пусу угольникам. Внутри кор­пуса устанавливаются решетки, на которые укладываются статоры или другие детали, подлежащие сушке. Шкаф плотно закрывается дверца­ми. Обмотка шкафа питается непо­средственно от промышленной сети переменного тока.

Предварительная сушка обмо­ток статоров происходит в тече­ние 2—2,5 час., при температуре 105—110°.

Высушенные в шкафу обмотки статоров, без охлаждения загру­жают в подогретый до температуры 70—80е автоклав вакуумпропиточной установки (рис. 75) для до­полнительной сушки под вакуумом, при которой происходит пол­ное и интенсивное удаление влаги. При этом из пор удаляется не только влага, но и воздух.

ПРОПИТКА СТАТОРНЫХ ОБМОТОК

Рис. 74. Индукционный сушиль­ный шкаф.

1 — внутренний стальной корпус; 2 — изоляционная прокладка; 3 — обмот­ка; 4 — наружная обшивка; 5 — тер­морегулятор

Вакуумпропиточная установка состоит из автоклава 1 и под­готовительного котла 9, служащего смесителем. Автоклав закры­вается герметически крышкой 2, а смеситель — крышкой 8, закреп­ленными откидными болтами. Автоклав соединен трубопроводом 11 с подготовительным котлом и трубопроводом 6 с компрессором 7, вакуумнасосом 3, трубопроводом 5 и конденсационной установкой 4, по стенкам которой протекает холодная вода, конденсирующая влагу, испарившуюся в камере при сушке изделий. Трубопровод 11 имеет кран 10, служащий для подачи лака в автоклав при про­питке и обратно в смеситель после пропитки. Вакуумнасосом отка­чивают испаряющуюся влагу и воздух при сушке деталей в авто­клаве,"а компрессором создают давление на лак в автоклаве при про — питке’изделий, обеспечивая проникновение лака в освободившиеся
при сушке поры. Таким образом, пропиточный котел автоклава является печью для вакуумной сушки обмоток перед пропиткой и котлом для производства пропитки под давлением. Смесительный котел служит резервуаром, в котором лак разбавляется раствори­телями до необходимой вязкости, подогревается и размешивается мешалкой, расположенной в крышке.

Котлы обогреваются электрическими нагревателями, погружен­ными в масло, омывающее наружную поверхность котлов. Пропи­точный и смесительный котлы оборудованы контрольно-измеритель­ными приборами: манометром, вакуумметром, термопарами и др.

ПРОПИТКА СТАТОРНЫХ ОБМОТОК

Вакуумная сушка обмоток статоров в автоклаве производится при температуре 60—70° в течение 1—1,5 час., при вакууме не менее 720 мм рт. ст. Такая дополнительная вакуумная сушка об­моток способствует почти полному удалению из макро — и микро — пор изоляции и пустот между проводниками воздуха и влаги.

Вакуумная пропитка лаком После вакуумной сушки, за полчаса до впуска лака, обогрев автоклава выключается и тем самым понижается температура об­моток. В смесителе лак подогревают до температуры 50—60° при постоянном перемешивании лака мешалкой. Не снижая вакуума, открывают кран трубопровода и перегоняют лак под атмосферным давлением из смесителя в автоклав. Уровень лака должен быть вы­ше уровня загруженных изделий приблизительно на 50 мм-, после этого кран закрывают. Перед впуском лйка в автоклав выключают вакуумнасос и перекрывают кран воздухопровода.

При прекращении впуска лака в автоклав в течение 5—10 мин. сохраняют оставшееся в нем разрежение при температуре 60—70°, затем повышают давление до атмосферного и выдерживают изделия при этом давлении и той же температуре в течение 5—10 мин. Включают компрессор, открывают кран воздухопровода, подни — — мают давление в автоклаве до 3—4 атм и сохраняют его в течение 15—30 мин. Температура лака должна быть не ниже 60—70°, При таком давлении лак входит’ во все поры и пустоты изоляции и обмотки статора. По истечении 15—30 мин. выдержки давление в автоклаве снижают до атмосферного, открывают кран лакопро — вода и перегоняют лак из автоклава в смеситель. После того, как весь лак перейдет в смеситель, что наблюдают через стекла в крышке автоклава, крышку не открывают в течение 30 мин., но кран лако — провода держат открытым с тем, чтобы оставшийся лак стек со статоров; только после этого кран закрывают.

Затем включают вакуумнасос, открывают кран воздухопровода и откачивают из автоклава воздух с парами, доводя разрежение в автоклаве до величины, не меньшей 720 мм рт. ст.; при этом давлении и температуре 70—80° производят вакуумную сушку пропитанных обмоток статоров в течение 2—3 час. После вакуум­ной’сушки открывают крышку автоклава, выгружают из него ста­торы и салфеткой, смоченной в уайт-спирите или бензине, протирают металлические части и выводные концы обмотки статоров для уда­ления лака.

Статоры устанавливают в приспособление и сушат их при тем­пературе 17—25° в течение 2 час. на воздухе. Смазывают выводные концы обмотки касторовым маслом и статоры устанавливают на приспособлениях в сушильном шкафу, где и сушат их при темпе­ратуре 105—115° в течение 30—45 час. С поверхности железа уда­ляют потеки и, не давая статорам остыть, загружают их снова в автоклав. Закрывают крышку автоклава и вторично повторяют цикл пропитки и сушки статоров. Качество сушки проверяют, измеряя сопротивление изоляции обмотки по отношению к корпусу. Проверку производят 500-вольтовым мегером при температуре 90—100° у всех статоров, вынимая их из шкафа. Сопротивление изоляции должно быть не менее 100 мегом. При сопротивлении изо­ляции ниже 100 мегом сушку обмоток статоров необходимо про­должить при тех же режимах до получения необходимой величины сопротивления изоляции.

Для проверки высыхания лака в глубине обмотки применяют метод разбрызгивания, для чего статор устанавливают отверстием втулки на валик приспособления, закрепляют его и накрывают колпаком. Затем включают электродвигатель и вращают статор в течение 1—3 мин. при 3000—3500 об/мин. Если лак недостаточно высох, то во время вращения статора лак будет вылетать из обмотки и разбрызгиваться, покрывая внутреннюю поверхность колпака.

Лобовые части обмотки после пропитки и сушки должны быть все покрыты лаковой, блестящей, коричневого цвета, твердой, создающей монолит, пленкой. Если имеются отдельные отстающие витки или полностью отстающие секции, то в этих случаях необ­ходимо производить дополнительную лакировку тем же лаком спо­собом окунания или кисточкой с последующей сушкой в сушиль­ном шкафу.

Окончательно пропитанные и высушенные обмотки статоров про­веряют на обрыв, омическое сопротивление и отсутствие коротко
замкнутых витков на специальной установке, изображенной на рис. 65. У пропиточного лака 321 перед пропиткой проверяются в смесителе вязкость и удельный вес. Удельный вес должен быть 0,87—0,88 и вязкость по ВН-7 от 6 до 10 сек. Если величины не соблюдены, то лак при температуре 16—20° разбавляется раствори­телем в смеси 60% уайт-спирита и 40% скипидара.

Описанный двукратный процесс пропитки обмоток статоров дает удовлетворительные результаты. В некоторых случаях, для особо ответственных обмоток, применяют трехкратную пропитку. Хорошие показатели дает пропитка при тренировочном режиме, заключающемся в том, что в процессе пропитки в автоклаве попе­ременно создаются и снимаются вакуум и избыточное давление.

ПРОПИТКА СТАТОРНЫХ ОБМОТОК

Рис. 76. Опрессоваиный ротор коллек­торного электродвигателя

После пропитки обмоток статоров кремнийорганическими ла­ками, если это позволяет пазовая изоляция и изоляция самого про­вода, статоры сушат при температуре от 180 до 200°.

Мастеровым от мастерового.

На этих страницах вы узнаете о моих работах, изделиях и идеях. Я постараюсь дополнять свои видео текстом и изображениями, а так-же тем, что пропустил или вырезал из роликов. С уважением Шенрок Александр.

Ярлыки

  • Работа с деревом
  • регулятор оборотов
  • асинхронный двигатель
  • станки
  • ремонт электроинструмента
  • Обзор инструмента.
  • токарный по дереву
  • Лазерный гравёр из Китая
  • Кирпичное барбекю

Пропитка якоря после намотки.

Сегодня хочу поделиться с Вами одним из способов пропитки якоря. Так как я занимаюсь ремонтом электроинструмента, то пользуюсь этим методом уже не один год. Как Вы уже, наверное, знаете нужно не только правильно намотать якорь электроинструмента, но и сделать правильную пропитку обмотки – сделать из неё монолит. Именно от пропитки будет зависеть, как долго проработает ваш инструмент.

Если при пропитке статора, основное внимание уделяется лишь склейке витков так, чтобы они могли выдержать вибрацию от переменного тока и от работы инструмента, То при пропитке якоря к этому добавляется ещё и центробежная сила. Которая, пытается выбросить обмотки якоря из пазов. Поэтому для пропитки мы будем применять «Эпоксидный клей».

Пропитываю якоря я при помощи «ЛАТРа» (подойдет и обычный трансформатор переменного тока, напряжением около 12 В). Переменный ток при небольшом напряжении будет не только нагревать провода, а и создавать вибрацию в обмотках якоря, что позволит разогретой смеси, просочится во все незаполненные места.

Также понадобится кольцо из диэлектрического материала с 4–мя винтиками, обычная эпоксидная смола, и собственно говоря, сам намотанный якорь.

И так, берем наше кольцо и одеваем его на коллектор якоря, винтики прижимаем так чтобы каждый из них попадал на ламель. После чего к любым двум винтам, расположенным по диагонали друг к другу подключаем электропитание от «ЛАТРа» (соблюдайте технику безопасности при работе с электрическим током). И подаем с помощью «ЛАТРа» немного напряжения (около 10-11 Вольт) на якорь, так, что бы лезвие ножа, или любой металлический предмет при прикосновении к железу якоря вибрировал. Даем якорю нагреться, а тем временем приступаем к приготовлению смеси для пропитки (эпоксидная смола).

Для этого нам понадобится обычная эпоксидная смола, которую подготавливаем следующим образом:

Берем саму смолу комнатной температуры, что не позволит ей быстро затвердеть, разводим её в соотношении к затвердителю 10/1. Для дозировки можно использовать шприцы. На большой якорь у меня идет где-то 25 мг смолы, а на якорь поменьше около 17 мг.

Ставим якорь вертикально и начинаем, неспешна, небольшими порциями, подавать клей на верхнюю лобовую часть обмотки. Эпоксидка, касаясь хорошо разогретого провода, становится жидкой и протекает сквозь витки обмоток. Подаём клей до тех пор, пока он не протечёт сквозь весь якорь и не заполнит нижнюю лобовую часть якоря. Затем переворачиваем якорь и подаём смесь с другой стороны, пока она снова не покажется снизу. Так проделываем несколько раз (3-4 раза) пока смесь не перестанет просачиваться, после чего пропитываем боковые пазы и отключаем питание.

Чем хорош этот способ так это тем, что уже через час-два после пропитки можно приступать к проточке коллектора и балансировке якоря. А уже на следующий день к испытанию всего инструмента.

А чем бы пропитать обмотку ротора?

DEADушка

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Подписчики 0

Последние посетители 0 пользователей онлайн

Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

  • IPS Theme by IPSFocus
  • Политика конфиденциальности
  • Обратная связь
  • Уже зарегистрированы? Войти
  • Регистрация
Главная
Активность
  • Создать.

Важная информация

Мы разместили cookie-файлы на ваше устройство, чтобы помочь сделать этот сайт лучше. Вы можете изменить свои настройки cookie-файлов, или продолжить без изменения настроек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *