Как покупали машины в ссср
Перейти к содержимому

Как покупали машины в ссср

  • автор:

«Папа купил автомобиль!»: как покупали машины в СССР

Отечественные автомобили часто ломались, были страшным дефицитом и стоили космических денег. Но обладать персональной «легковушкой» было мечтой каждого мужчины: от карапуза в песочнице до пенсионера!

«Дорогие мои „Москвичи“!»

До середины 80-х в Туле автомобиль можно было получить, только отстояв в очереди и дождавшись по почте заветную открытку-приглашение в автомагазин. В течение пяти лет после олимпиады в 1980 году персональные автомобили постепенно перестали быть для туляков роскошью.

Рассказывает Георгий Готесман, автолюбитель с 40-летним стажем, в середине 80-х — владелец автомобиля «Москвич».

IMG_9287.JPG

— Во второй половине 80-х, конечно, все еще сохранялся дефицит на автомобили и все, что с ними связано. Но например, новые «Ниву» или «Москвич» вполне себе можно было приобрести в автомагазине «Стрела» на Зеленстрое по цене 7500 руб. Тут же, на площадке неподалеку от «советского автосалона», была организована продажа подержанных машин. Здесь можно было присмотреть неплохие экземпляры по цене на 20-30% ниже магазинной — в зависимости от состояния машины и наглости ее продавца. Также купить подержанную машину можно было по объявлению в газете.
Покупка автомобиля в 80-х сулила будущему автовладельцу не только радость и новую степень свободы, но и массу забот.

— За резиной к автомобилю нужно было стоять в огромной очереди на «жигулевской» станции тех­обслуживания на улице Рязанской. При получении счастливый обладатель комплекта расписывался в журнале учета и в течение последующих пяти лет не имел права на покупку новой авторезины. Удручало и число заправок в Туле. При общем дефиците бензина, возникшем ближе к концу 80-х, он был относительно дешевым и стоил 40 копеек (за литр топлива 93-й марки). При наличии хорошего бензина очередь за ним на заправке, скажем, за автовокзалом могла тянуться аж до самых «трех штыков»!

…1987 год. «Москвич» мчится по автостраде, а на заднем сиденье, обтянутом смесью винила и резины, едет маленький мальчик. Салон от солнца раскаляется, как вулканическая магма, — так, кстати, называется цвет, в который покрашен кузов автомобиля. Нагретый винил издает аромат, который ни с чем не спутаешь — это характерный запах салона 40-го «Москвича»!

При въезде в Харьков на пути к побережью Черного моря рядом с ярко-оранжевым «Москвичом» раскладывают походный стол и стулья. Здесь родители пытались накормить маленького Мишу. Но тот наотрез отказывался есть. Какая уж тут еда, когда впереди — море и приключения?! Уже на обратном пути с юга «Москвич» тяжелеет, набитый арбузами…

Вспоминает Михаил Готесман, учредитель «Автострады»:

IMG_9288.JPG

— Наш «Москвич» (Рыжик, как мы его называли в семье) — мой первый автомобиль, который мне подарили родители на 18-летие. Бабушка с дедушкой проспонсировали его ремонт: поменяли подвески, мосты, заменили двигатель, сиденья и т. д. А купил этот «Москвич» мой папа еще в 1985 году, когда мне было два года. Для меня эта машина была всегда! Ездили на ней только летом, на зиму «Москвич» ставили в гараж. За руль я впервые сел тоже в этом автомобиле — водить меня учил папа, когда мне было девять лет и я уже мог доставать ногами педали газа, тормоза и сцепления.

За десятилетия Рыжик менялся вместе с хозяевами, переходя от отца к сыну, сменил салон, мотор и даже кузов! Сегодня он восстановлен в оригинале и на нем ездит уже третье поколение семьи Готесманов.

«Я ВАЗ любил…»

Вспоминает Сергей Бирюк, 43 года, журналист:

— Моя автоистория началась с лоджии нашей квартиры, где стояла прислоненная к стене доска с глянцевым плакатом — фотографией белоснежного ВАЗ-2106, несущегося по автодороге. Я мечтал, как папа совсем скоро купит его, как мы будем ездить по городу и в бассейн, как он будет учить меня вождению… Но это случилось позже и совсем не так, как представлялось. …1993 год. Папа, одетый в тело­грейку, весь заросший и небритый, наконец-то вернулся из «автоприключения». И пригнал свой первый автомобиль — бежевый «Москвич» 2141, который он тогда приобрёл по распределению на заводе!

классека.JPG
1983 год. Автор на фоне мечты, впоследствии ставшей реальностью, — автомобиля ВАЗ-2101.

— Скоро оказалось, что этот автомобиль не слишком хорош, и отец поменял его с доплатой на небесного цвета ВАЗ-2106 — свою «голубую мечту»! Куда только мы на ней не ездили: и за грибами, и в Ясную Поляну, и на Воронку, и в столицу по музеям, и на рынок за картошкой на зиму! И хотя отец так и не научил меня водить автомобиль, он приучил на своем примере, как быть аккуратным, любить «классику» и ухаживать за ней. Поэтому первым автомобилем после автошколы стал ВАЗ-21013 небесно-голубого цвета, который мы в семье ласково называли Марусей. Была в семейном автопарке и машина выходного дня: желтая «двойка» ВАЗ-2102.

Дядина классика

2006 год. Повернув ключ в замке зажигания, студент-пятикурсник Константин внезапно вспомнил, как однажды его совсем маленьким родители неожиданно стали укладывать спать на столе. Оказалось, в ту ночь из Мичуринска в Тулу неожиданно приехали родственники — дядя Саша и тётя Нина. И кроватей на всех не хватило…

А утром старший брат Кости, Андрей прокатился на дядиной «шестерке»! Тогда еще новенькой. Он был в полном восторге от того, какая она приемистая.

А теперь Константин сам управляет собственным ВАЗ-2106 — той самой дядиной «классикой»!

Вспоминает Константин Быков, 40 лет, технический директор техцентра «Механика-Тула»:

IMG_9290.JPG

— Дядя купил этот автомобиль 1980 года выпуска после того, как вернулся из Норильска, куда ездил на заработки. Как профессиональный водитель он всегда следил за своей машиной. Даже когда сам перестал ездить по состоянию здоровья, ухаживал за автомобилем, заливал масло.

В семье Быковых в те годы сменилось несколько машин: сначала был 401-й «горбатый» «Москвич», потом желтая «копейка», после этого — вазовская «тройка».

— Помню, как мой отец давал мне автомобиль погонять по ночным дорогам. Но я расходовал весь бензин подчистую и возвращал машину с пустым баком. Видя это, отец очень скоро перестал давать мне ключи от машины. Свой автомобиль — совсем другое дело, и особенно я прочувствовал это на военных сборах в ТулГУ. Моя «шестерка» в середине нулевых была, конечно, далеко не самой «крутой» машиной на курсе. Но я возил (по своему желанию и по нуждам кафедры) начальника до штаба и обратно на совещание.

«Классика» не стареет. Живет себе потихоньку в теплых гаражах как машина выходного дня, как экспонат в коллекции семейных реликвий. Эти простые машины родом из СССР требуют к себе внимательного отношения и обслуживания, но отдают гораздо больше: они хранят память о тех, кто привил нам любовь к «классике», усадил нас за руль автомобиля и научил управлять им!

Главные новости за день в нашем Telegram. Только самое важное.

Перейти в Telegram

Интересные факты о продажах машин в СССР

Как граждане покупали и эксплуатировали автомобили в советское время

Купить машины в СССР (конец 1980-х не в счет) каждый желающий не мог. Не из-за того, что у людей не было денег, а из-за того, что не было достаточного количества машин.

Взять и поделить

Большая часть автомобилей распределялась. Сначала Советами министров республик, дальше рай- и горисполкомами. Автомобили получали чиновники, труженики села и леса, передовики производства, военные, ДОСАФФ — и только остатки поступали в продажу через магазины.

Вот данные на 1975 год. Из 725 000 произведенных автомобилей лишь 20 000 машин можно было купить через магазины типа «Березка». Причем на всю страну этих магазинов было всего 180. В основном, в крупных городах.

Автомобилей производилось мало, на большую страну не хватало. АвтоВАЗ был должен решить эту проблему, но цифры всё равно не впечатляли. На 241 миллион жителей СССР в 1970 году было всего 1 949 000 легковых автомобилей. Это с учётом такси (89 700 авто) и служебных машин (464 000 авто). Личных автомобилей было всего 1 395 300 штук. Примерно 5,5 автомобилей на 1000 человек. Это, как вы понимаете, очень мало. Сейчас для сравнения в среднем по России примерно 300 автомобилей на 1000 человек. Это более чем в 50 раз больше!

Читайте также

Комиссионка: дороже, чем с конвейера

Впрочем, возможно, что цифры автомобилизации СССР даже завышены, потому что есть подозрение, что статисты считали не только новые машины, но и бэушные, проданные через комиссионки, то есть многие машины были посчитаны дважды или даже трижды и это считалось увеличением автопарка.

Кстати, известный факт, что в связи со всеми вышеописанными особенностями, подержанные автомобили в комиссионках продавались дороже, чем новые. Причем сильно дороже, иногда в 2 раза. Если новая «Волга» в магазине стоила 9000 рублей, через комиссионку её продавали за 17−18 тысяч, а «Москвичи» за 9−10 тысяч при цене нового 412-го в 5200 рублей.

Часто машины покупались в Москве и Ленинграде и увозились спекулянтами на перепродажу в республики: Прибалтику, Грузию, Узбекистан, Армению и так далее.

Журналист Андрей Воскресенский рассказывал случай про своего знакомого, которому в 1975 году посчастливилось стать обладателем «тройки» (ВАЗ-2103). Ему предлагали обменять машину на генеральскую дачу в Красково — это недалеко от МКАД под Люберцами. Но он отказался, сказав, что дача есть у всех, а «трёшка» — это редкость. Этот случай очень ярко характеризует то время.

Машина покупалась не на 2−3 года, как сейчас. Машина покупалась на десятилетия, на всю жизнь, чтобы потом передать детям.

Оптом и в розницу

Ещё стоит сказать, что наценка на машины была бешеной. Розничные цены были выше оптовых на 200−300%.

Из официального документа (Прейскуранта № 21−01 от 13 апреля 1972 года) известно, что оптовая цена на один из самых дешевых автомобилей — ЗАЗ-966В — составляла 1500 рублей. В рознице же машину продавали за 3000 рублей, а спекулянты на вторичке за 5−6 тысяч. То есть переплата для тех, кто покупал машину в комиссионке, была 400%! Машина была самой настоящей инвестицией. На «Волги» государственная торговая наценка была и вовсе 320% (оптовая цена 2650 рублей, розничная — 8480 рублей).

Читайте также

Муки сервиса

Стоит также сказать и о том, что ждало людей после покупки автомобиля. После покупки автовладельцев ждало обслуживание. Вот только запчастей не было, СТО тоже не хватало. Чтобы не быть голословным, обеспечение запчастями составляло всего 37%. Запчасти в автомагазинах ждали месяцами, так как основная часть распределялась по гаражам и станциям технического обслуживания.

Но доступ к СТО у людей тоже был весьма ограниченный. Во-первых, станции техобслуживания были только в крупных городах, всего в 1972 годы было 694 СТО на весь СССР (а это на секундочку 1/6 часть всей обитаемой суши). Разумеется, на СТО были очереди, а из-за того, что альтернативы не было, чинили там порой хуже, чем автолюбитель-владелец мог починить машину сам во дворе по книжке. В общем, типичная проблема сферы обслуживания в отсутствии конкуренции.

Лучше пешком

Да, кстати, вот ещё интересный факт. Журнал «За рулём» подсчитал стоимость владения автомобилем. В 1976 году — 6 рублей, а 100 км пробега обходились в 26,4 копейки. Кстати, исходя из этих цифр можно сделать вывод о том, что среднегодовой пробег был всего 2270 км.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

В Ростовской области стартовала весенняя посевная кампания

Традиционным ДВС пока нет альтернативы, но только пока

Вслед за запретом «неофициального» импорта автомобилей могут перекрыть и поставки запчастей

Как покупали машины в СССР

Прошло почти четверть века, как машины стали доступны любому гражданину страны. Мы уже забыли схемы, по которым приобретался автомобиль во времена СССР. О некоторых из них не знают до сих пор, но были и весьма распространенные. Мы вспомним главные.

Стать в Советском Союзе автовладельцем можно было по блату, по случаю или через годы ожидания

Страна всегда помнила своих героев: в какие-то времена репрессировала, в какие-то поощряла, в том числе и машинами. Самым отважным и смелым гражданам СССР машины генсеки дарили лично даже без всяких денег. Ветеранам войны и орденоносцам было позволено один раз в жизни купить автомобиль без очереди. И так как одной машины на семью было более чем достаточно, все оставались довольны. Всем остальным приходилось ждать.

Годы в очередях

Срок ожидания составлял в среднем около семи-восьми лет. В очередь нельзя было попасть просто так — требовалось вставать в нее на каком-либо из предприятий и копить деньги. Стоимость ГАЗ-21 составляла в 1970-е годы примерно 5500–6000 рублей, за «Жигули» приходилось отдавать около 8000 рублей. При зарплате в 100–150 рублей в месяц эти деньги у советских граждан имелись. Во-первых, тратить было почти не на что, во-вторых, за годы ожидания, откладывая из семейного 200–300-рублевого бюджета по 100 рублей в месяц, за семь лет можно было накопить нужную сумму, в-третьих, кто не успевал накопить денег, чаще всего собирал нужную сумму по всем родственникам и знакомым.

Сам процесс покупки автомобиля выглядел крайне унизительным. Отстояв главную многолетнюю очередь, нужно было выдержать еще несколько непосредственно в автомагазине — их было всего несколько и на такие города, как Москва и Санкт-Петербург, приходилось всего по одному советскому «автосалону». Кстати, самих машин в них не имелось! Покупателю выдавали справку-счет, затем он шел в специализированную сберкассу, где опять стоял в очереди. Потом возвращался в магазин за чеком (после еще одной очереди) на получение автомобиля, ехал на склад, где ждал очередного автовоза с машинами и брал в итоге машину просто по номеру с тем цветом кузова, который достался. И это было счастье.

Волосатая рука, подержанные авто и братская помощь

Ожидание автомобиля в очереди могло растянуться на гораздо большее время из-за граждан, которые совершенно непонятным образом появлялись в списках очередников. Купить себе место было практически невозможно — деньги были никому не нужны, но встроить свою фамилию через знакомых в автомагазине или высших чинах в партии — легко. Никакой электронной очереди и порядковых номеров попросту не существовало, и отследить законность продвижения очереди не представлялось возможным.

В 1978 году Алла Пугачева написала песню, в которой звучали такие строки: «С треснутой фарою, с дверцами старыми, века прошедшего стиль. Где-то за городом очень недорого папа купил автомобиль». Эта мечта, увы, на самом деле была практически невыполнима: все подержанные машины продавались через комиссионный магазин. Они создавались для борьбы со спекулянтами, но на самом деле никакой борьбы не наблюдалось — старые машины стоили как новые.

Существовали различные коррупционные схемы, когда сами сотрудники комиссионки за внушительную взятку как бы невзначай сводили продавца и покупателя, которые уже давно обо всем договорились. Для этого требовалось гораздо больше денег, чем при покупке автомобиля через многолетнюю очередь.

Часто за машинами отправлялись в братские республики. Грузия, к примеру, всегда негласно считалась родиной советского бандитизма и воровства, там же с лихвой хватало и спекулянтов, которые с удовольствием продавали машины за цену, в 4–5 раз превышающую государственную.

Счастливый случай

Встречались и совершенно невероятные истории. В 1983 году был известен случай, когда в учреждениях Советского Союза появились объявления о внеочередном приобретении автомобилей «Москвич» в кредит. Схема, доселе виданная только при старом режиме, удивила рабочих и крестьян, но в реальности это оказалось сущей правдой. Оказывается, из-за сбитого истребителем Су-15 южнокорейского пассажирского «Боинга» многие западные страны отказались от советских машин. Тогда «Москвич» продавали даже в Ирландию и Шотландию в праворульном исполнении, а во Франции реализовывались кабриолеты «Москвич». В результате весь экспорт осел в СССР и машины переполнили все склады. «Халява» продолжалась недолго.

Кто же ждал такого счастливого случая с «Москвичами»? Предугадать такое было просто невозможно, поэтому люди активно скупали билеты «Спортлото», где частенько разыгрывали автомобили. Везло единицам, но ведь везло ж!

…Честно говоря, мы можем долго ностальгировать по советскому прошлому, но чисто с автомобильной точки зрения я бы предпочел нынешние времена. Пусть с возможными санкциями, пусть с российской сборкой, пусть с чем угодно, главное — с доступностью почти любой машины, которую хочется.

Почему в СССР купить машину было сложно и другие проблемы советских водителей, которые сегодня кажутся абсурдом

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Отписаться можно в любой момент.

Времена СССР многие люди сегодня вспоминают с теплотой. Да, нельзя отрицать, что в этот период было немало хорошего. Но существовали проблемы, которые действительно приносили людям головную боль, и немалую. Например, достаточно вспомнить, как жилось советским автомобилистам. В настоящее время это покажется абсурдом, но так ведь так было на самом деле! Читайте в материале, с какими трудностями стакивались водители и как их решали.

Машина – сначала попробуй ее купи

Купить машину в СССР было непросто, особенно «Волгу». /Фото: perunica.ru

Купить машину в СССР было непросто, особенно «Волгу». /Фото: perunica.ru

Сегодня с покупкой автомобиля люди е испытывают особых проблем. Главное, чтобы на это были деньги, а уж какой посетить автосалон — дело вкуса. Во времена СССР любителям личного автотранспорта приходилось довольствоваться ограниченным модельным рядом: ЗАЗ, «Москвич», ВАЗ. И хотя в СМИ распространялась информация, что машин выпускается достаточно по статистике в 1985 году личный автомобиль, имели всего лишь 45 граждан из тысячи. Чтобы купить машину, следовало записаться на нее. Процесс мог затянуться на годы. При этом быстро попасть в списки желающих могли только номенклатурные работники, передовики производства и иные подробные личности. Можно было купить авто по блату. Но это стоило очень дорого, да и нужные знакомства были не у всех. Например, популярную «Волгу» обычный гражданин видел лишь в своих мечтах. Они распространялись среди особо «выдающихся» людей, и надо было иметь нужные знакомства.

И дело было даже не в том, что купить автомобиль было сложно. Машины стоили очень дорого и относились к разряду дефицита. Если средняя зарплата советского человека плавала в рамках 100-200 рублей, то за не слишком удобный и часто ломающийся «Запорожец» надо было заплатить 3 500 рублей, за «Жигули» «единичку» — 5 500 рублей, за модель третьего выпуска еще больше — 7 500 рублей. Не слишком почитаемый в народе «Москвич» стоил около 7 600 рублей, а уж волга имела комическую цену — почти 10 000 рублей. Конечно, эту проблему решали: покупали подержанную машину, в основном через сеть комиссионных магазинов. Смешно, но «бэушные» авто стоили еще дороже, чем новые. Это объяснялось тем, что их не надо было ждать. Приходи, плати, уезжай. Речи о выборе цвета, комплектации и прочих важных вещей просто не шло.

Где хранить авто, и фильм «Гараж» как отражение жизни автомобилистов

Гаражи в СССР были настоящей проблемой. /Фото: i.pinimg.com

Гаражи в СССР были настоящей проблемой. /Фото: i.pinimg.com

Итак, советские граждане решали проблемы с покупкой автомобиля. Многим везло, и они становились владельцами вожделенной машины. И тут возникала следующая проблема: где хранить свое железное детище? Под окном — опасно. Ведь, во-первых, соседи наверняка позавидуют, а то и сглазят. В во-вторых, криминальные элементы не упускали возможность снять с «ласточки» зеркала, дворники, колеса и даже аккумулятор.

Приобрести гараж многим удавалось по записи, но это было дело долгое, и оно не всегда заканчивалось положительным результатом. Были, конечно, государственные охраняемые стоянки, но купить на них место удавалось не всем. Существовал и такой вариант: вступить в гаражный кооператив, достать где –то стройматериалы и построить гараж собственными руками. И неважно что кооператив предлагал домики для машины в противоположном конце города. Главное — получить! Гаражная проблема ярко и талантливо показана в знаменитом фильме Эльдара Рязанова «Гараж». Можно посмотреть, на что готовы были люди, чтобы получить заветное место для строительства личного гаража.

Дешевый, но дефицитный бензин, а также ведро и тряпка вместо автомойки

Бензин стоил недорого, но иногда его было не купить. /Фото: 24warez.ru

Бензин стоил недорого, но иногда его было не купить. /Фото: 24warez.ru

В советские времена в основном использовали 76-й бензин и АИ-93. Да, стоимость топлива была небольшая: литр бензина можно было купить дешевле, чем литр молока. Вопрос не в этом. А в том, чтобы купить! Сеть АЗС была весьма скудной, да к тому же существовали перебои с поставками.
Чтобы не попасть в сложную ситуацию, советские водители практически всегда возили с собой в багажнике канистру с бензином. В начале девяностых стали появляться первые частные заправки. Что касается привычного сегодня дизельного топлива, то его частным лицам не продавали. Но это никого не расстраивало так как легковых автомобилей на «дизеле» в СССР не выпускали.

Сегодня редко кто моет машину самостоятельно. Как говорится, для этого существуют специально обученные люди. В советские времена каждый владелец четырехколесного коня мыл свою машинку самостоятельно. Тряпку в руки, воду в ведро — и вперед.
Очень часто такие манипуляции проводили на берегах озер и рек, что, несомненно, не очень хорошо.

Сам себе мастер: ремонт своими руками

Автовладельцы ремонтировали машины самостоятельно. /Фото: kolesa-uploads.ru

Автовладельцы ремонтировали машины самостоятельно. /Фото: kolesa-uploads.ru

Советские автомобили очень часто ломались. Ремонтировали машины в основном своими руками, рассчитывая на небольшой набор инструментов (ключи, напильники, зубила). О качественных болгарках, аппаратах для сварки и различных специальных приспособлениях никто и мечтать не смел. Запасные части были дефицитом, а очередь на ремонтную базу могла тянуться бесконечно.

Автовладельцы использовали подержанные детали, например, восстановленные узлы, самодельные тормозные цилиндры. Люди могли прокипятить резинки от дворников, чтобы возродить их эластичность. Разбитое стекло могло быть заменено плексигласом. Нужные прокладки делали из плотного картона или паронита. Хитрости по ремонту авто можно перечислять бесконечно! К счастью, сегодня они практически никому не нужны.

Реанимация шин и лечение аккумулятора аспирином

Отечественные автомобили часто ломались.

Отечественные автомобили часто ломались.

Зимних шин просто не было, ездили круглогодично на одном комплекте. При гололеде и на бездорожье использовали цепи из металла. Все водители умели перебортировать покрышки, используя монтировку м лопатку. Колеса накачивали насосом, ручным или же ножным. Не было привычных сегодня шиномонтажей, и станков для балансировки. Старые шины латали при помощи клея и сырой резины, «убитые» покрышки наваривали в специализированных мастерских. При этом в технический паспорт ставили спецметку, чтобы 3 года автовладелец не мог купить новый комплект шин.

Существовали нелегальные рынки, где спекулянты продавали все, что могло понадобиться автомобилистам. Такие рынки были стихийными и постоянно меняли дислокацию. Нередко за теми, кто приобрел дорогой товар, следили, и ночью могли «раздеть» машину, а украденное отправить снова на продажу.

Покупка аккумулятора также была проблемой. Новая деталь продавалась только при предъявлении справки об утилизации старой. Аккумуляторы отечественного производства приходилось обслуживать: периодически заряжать, проверять плотность электролита при помощи ареометра, доливать дистиллированную воду. Если аккумулятор умирал, его могли спасти при помощи обычного аспирина: в ячейки бросали по таблетке, предварительно перетерев ее в порошок.

Во время Второй мировой войны многие люди, совершенно не жалея себя, помогали выжить другим. Прочтите в другой нашей статье о том, как учительница организовала дерзкий побег от нацистов целой школы: подвиг Анны Эссингер.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *