Как заправить поршень с кольцами в цилиндр
Перейти к содержимому

Как заправить поршень с кольцами в цилиндр

  • автор:

Как правильно поставить кольца на поршень

Для начала, давайте немного разберемся, что же из-себя представляет стандартный набор поршневых колец четырехтактного двигателя скутера. Стандартный комплект состоит из: двух компрессионных колец (верхнего и нижнего) и одного маслосъемного, которое в нашем случае имеет разборную конструкцию.

Как правильно поставить кольца на поршень

Тщательно отмываем кольца и поршень, при установке новых колец на поршень бывший в работе не забывайте чистить его канавки от нагара, иначе новые кольца в цилиндр не зайдут. Готовим чистое рабочее место и производим установку.

Как правильно ставить кольца на поршень

Берем из комплекта экспандер маслосъемного кольца и ставим его в самую нижнею канавку поршня.

Точно также, устанавливаем экспандер из комплекта для двухтактного двигателя (если есть), с той лишь разницей, что замок экспандера должен располагаться в зоне стопорного штифта канавки поршня.

Ищем на кольцах метки, прикладываем к поршню заранее приготовленные полоски, очень аккуратно и не спеша как бы натягиваем кольца по нашим полоскам на поршень, в таком порядке: сначала одеваем маслосъемное кольцо, потом одеваем второе маслосъемное кольцо, далее одеваем нижнее компрессионное кольцо (темное) и только потом одеваем верхнее компрессионное кольцо (светлое). Метки на кольцах после установки должны располагаться вверх к ГБЦ.

Расправляем кольца так, чтобы они встали строго напротив своих канавок и не торопясь вытягиваем из-под них наши полоски. Теперь главное: после того как вы вытянули полоски и кольца легли в свои канавки в обязательном порядке — проверьте каждое кольцо на подвижность. Кольца в канавках поршня должны свободно вращаться в разные стороны.

Оправка поршневых колец: установка поршней — быстро и просто

При ремонте поршневой группы двигателя возникают сложности с установкой поршней — выступающие из канавок кольца не позволяют поршню свободно войти в блок. Для решения этой проблемы используются оправки поршневых колец — о данных приспособлениях, их типах, конструкции и применении узнайте из статьи.

Назначение оправки поршневых колец

Оправка поршневых колец (обжимка) — приспособление в виде ленты с зажимом, предназначенное для утопления поршневых колец в проточках поршня при его монтаже в блок двигателя.

Ремонт поршневой группы двигателя редко обходится без извлечения поршней из его блока. Последующий монтаж поршней в цилиндры блока зачастую доставляет проблемы: установленные в проточках кольца выступают за пределы поршня и мешают ему войти в свою гильзу. Для решения этой проблемы при ремонте двигателя применяются специальные приспособления — оправки или обжимки поршневых колец.

Оправка поршневых колец имеет одну главную функцию: с ее помощью производится обжимка колец и их утопление в проточках поршня так, чтобы вся эта система свободно вошла в цилиндр блока. Также оправка выступает в роли направляющей при установке поршня, предотвращая его перекос, а также, не допуская повреждения колец и зеркала цилиндра.

Оправка поршневых колец — простое, но крайне важное приспособление, без которого невозможно провести ремонт поршневой группы и других систем двигателя. Но прежде, чем идти в магазин за оправкой, следует разобраться в существующих типах этих приспособлений, их конструкции и особенностях.

Типы, конструкция и принцип работы оправки поршневых колец

Существующие сегодня обжимки можно разделить на две больших группы по принципу действия:

  • Трещоточные (с храповыми механизмами);
  • Рычажные.

Они имеют существенные конструктивные отличия и разный принцип работы.

Трещоточные оправки поршневых колец

Оправка поршневых колец с ключом (воротком)

Данные приспособления бывают двух основных видов:

  • С храповым механизмом с приводом от ключа (воротка);
  • С храповым механизмом, встроенным в рукоятку с рычажным приводом.

Наиболее широкое применение имеют обжимки первого типа. Они состоят из двух основных частей: обжимной стальной ленты и храпового механизма (трещотки). Основу приспособления составляет лента шириной от нескольких десятков миллиметров до 100 мм и более. Лента изготавливается из стали, для повышения прочности может проходить термическую обработку, она свернута в кольцо. Поверх ленты располагается храповой механизм с двумя узкими лентами. На оси механизма располагаются барабаны для намотки лент и зубчатое колесо с подпружиненной собачкой. Собачка выполнена в виде небольшого рычага, при нажатии на который происходит освобождение храпового механизма и ослабление ленты. В одном из барабанов ленты выполнено осевое отверстие квадратного сечения, в которое устанавливается Г-образный ключ (вороток) для затяжки ленты.

Существует разновидность храповых ленточных оправок для работы с поршнями большой высоты — они комплектуются сдвоенным храповым механизмом (но, как правило, только с одним зубчатым колесом и собачкой) с приводом от одного воротка. Высота такого приспособления может достигать 150 мм и более.

В любом случае оправки данного типа за счет своей конструкции являются универсальными, многие из них позволяют работать с поршнями диаметром от 50 до 175 мм, находят применение и оправки увеличенного диаметра.

Работает храповая оправка поршневых колец просто: при проворачивании оси храпового механизма воротком происходит проворачивание зубчатого колеса, по которому свободно проскакивает собачка. При остановке воротка собачка упирается в зуб колеса и предотвращает его обратное движение — так обеспечивается фиксация оправки и, соответственно, обжим колец в своих проточках.

Обжимки с рукояткой, в которую встроен храповой механизм, имеют похожее устройство, однако в них отсутствует вороток — его роль играет встроенный рычаг. Обычно такие приспособления имеют узкую ленту, они предназначены для работы с мотоциклетными и иными малообъемными силовыми агрегатами.

Рычажные оправки поршневых колец

Оправка поршневых колец рычажная

К данной группе относится несколько разновидностей обжимок различной конструкции:

  • Ленты с обжимом пассатижами или иным инструментом;
  • Ленты с обжимом специальным инструментом — клещами, в том числе и храповыми;
  • Ленты с обжимом встроенным рычагом с замковым механизмом и возможностью подстройки под диаметр поршня.

Наиболее просто устроены обжимки первого типа: обычно это незамкнутые кольца из относительно толстого металла с двумя бортами или петлями на двух концах, которые сводятся вместе с помощью пассатижей или клещей. Такие оправки нерегулируемые, они могут использоваться только с поршнями одного диаметра, а кроме того, они не слишком удобны в работе, так как требуют постоянного удерживания пассатижей или клещей вплоть до полной установки поршня в гильзу.

Оправки второго типа более совершенны, они также выполнены в виде незамкнутых колец, однако для их стяжки используются специальные клещи с возможностью фиксации в каком-либо определенном положении. Такие обжимки не требуют постоянного приложения усилий к клещам, поэтому более удобны и просты в работе. Обычно приспособления данного типа предлагаются в виде комплектов с несколькими оправками разного диаметра.

Оправки третьего типа представляют собой свернутую в кольцо ленту или две ленты, соединяемых друг с другом с помощью простейшего замка, который позволяет регулировать диаметр кольца. На одном конце ленты располагается рычаг, а на другом — шарнирно соединенная с рычагом скоба, при прижиме рычага к ленте происходит стягивание и фиксация кольца. Зачастую лента в таких приспособлениях выполняется рифленой, что обеспечивает возможность некоторой подстройки всей оправки под поршни разного диаметра.

Правильный подбор и применение оправки поршневых колец

Выбор оправки поршневых колец необходимо делать, исходя из особенностей поршней и работ, которые приходится выполнять. Если производится ремонт только одного автомобиля, то имеет смысл выбрать простую обжимку с храповым механизмом или даже с зажимом пассатижами. Если же установка поршней производится регулярно (например, в автомастерской), то лучше отдать предпочтение тем же универсальным ленточным оправкам с храповым механизмом или набору оправок различного диаметра. При этом следует понимать, что для больших автомобильных поршней лучше использовать широкие оправки, а для мотоциклетных — узкие.

Набор оправок поршневых колец

Для покупки с целью профессионального применения интересным вариантом могут стать полные наборы инструментов для ремонта поршневых групп. Такие наборы могут содержать различные оправки для поршневых колец (как ленточные, так и с храповыми клещами), съемники колец и другие приспособления.

Работа с оправкой поршневых колец в общем случае проста, она сводится к нескольким операциям:

  • Для удобства установить поршень в тиски, хорошо смазать его проточки с кольцами и юбку маслом;
  • Расположить кольца в проточках в соответствии с рекомендациями — так, чтобы их замковые части располагались на расстоянии 120 градусов друг от друга;
  • Смазать внутреннюю поверхность оправки маслом;
  • Установить оправку на поршень;
  • С помощью воротка, рычага или клещей (в зависимости от типа приспособления) произвести затяжку оправки на поршне;
  • Поршень вместе с оправкой установить в цилиндр блока, с помощью киянки или молотка через прокладку аккуратно выбить поршень из оправки в цилиндр;
  • После того, как поршень полностью войдет в цилиндр, убрать и ослабить оправку.

При работе с оправкой необходимо продуманно выполнять затяжку: при слишком слабом обжиме кольца не полностью войдут в проточки и будут мешать установке поршня в гильзу; при чрезмерном обжиме поршень будет сложно выбить из оправки, также в этом случае возможна поломка механизма приспособления.

При верном подборе и использовании оправки поршневых колец сборка двигателя после ремонта поршневой группы потребует минимальных затрат времени и сил.

Не могу засунуть поршень с кольцами в блок.

Подскажите может есть какое приспособление для того чтобы засунуть поршень с обетыми на него кольцами в блок.
Я вчера мучился, сломал одно кольцо.
двигатель Ваз 21083 1,5 карб.
Первый ремонт поршней, поршня нормальные решил оставить их, просто решил сменить кольца.

Влад Владислав
Тема закрыта Тема в горячих Тема скрыта
Жалоба принята. Спасибо!
Ошибка отправки
Одноклассники
Комментарии Комментарии Пока ни одного комментария, будьте первым!
Георгий Лаук 15 декабря 2011 13:43
купи спец оправку
Ссылка Пожаловаться
Michael 15 декабря 2011 13:56
))) Даже обыкновенная жесть помогает от консервной банки. А уж иструмента — море!
Ссылка Пожаловаться
Влад Владислав В ответ на Michael 15 декабря 2011 14:00
Michael 15 декабря 2011 13:56
))) Даже обыкновенная жесть помогает от консервной банки. А уж иструмента — море!
Ссылка Пожаловаться
Так и знал что что-то я не купил для того что бы засунуть кольца.
Спасибо
Ссылка Пожаловаться
forum forum В ответ на Влад Владислав 15 декабря 2011 14:03
Влад Владислав 15 декабря 2011 14:00
Так и знал что что-то я не купил для того что бы засунуть кольца.
Спасибо
Ссылка Пожаловаться
История переписки 2
из обыкновенного кровельного железа вырежи по размеру да и все))
Ссылка Пожаловаться
юрий буланый 15 декабря 2011 14:05
оправка под свой размер
можно аккуратно-отвертками сгонять-вдвоем-аккуратно равномерно
Ссылка Пожаловаться
Влад Владислав В ответ на юрий буланый 15 декабря 2011 14:08
юрий буланый 15 декабря 2011 14:05
оправка под свой размер
можно аккуратно-отвертками сгонять-вдвоем-аккуратно равномерно
Ссылка Пожаловаться
я один делаю по вечерам, после работы.
проблематично кого-то найти в это время.
Легче с оправкой.
Ссылка Пожаловаться
Алексей Тумаев 15 декабря 2011 14:13

Оправку конечно лучше если есть. Простой способ установки поршня. Одеваем кольца. Берём 1-1.5 мм проволоку (ровную) , поршень вставляем в цилиндр до момента когда кольцо почти (0.5 мм) касается блока,одеваем на поршень , точнее на кольцо виток проволоки и затягивая его сжимаем кольцо. Лёгкими ударами по поршню рукояткой молотка осаживаем поршень с кольцом в блок. Затем проделываем тоже с остальными кольцами. Удобнее всё делать вдвоем. При навыке все получается быстро и качественно. Главное, не спешить и не осаживать поршень так, что кольцо упирается в блок. Удачи!

Ссылка Пожаловаться
Леонид Рожков В ответ на Алексей Тумаев 15 декабря 2011 16:51
Алексей Тумаев 15 декабря 2011 14:13

Оправку конечно лучше если есть. Простой способ установки поршня. Одеваем кольца. Берём 1-1.5 мм проволоку (ровную) , поршень вставляем в цилиндр до момента когда кольцо почти (0.5 мм) касается блока,одеваем на поршень , точнее на кольцо виток проволоки и затягивая его сжимаем кольцо. Лёгкими ударами по поршню рукояткой молотка осаживаем поршень с кольцом в блок. Затем проделываем тоже с остальными кольцами. Удобнее всё делать вдвоем. При навыке все получается быстро и качественно. Главное, не спешить и не осаживать поршень так, что кольцо упирается в блок. Удачи!

Ссылка Пожаловаться

Алексей,после такой посадки опять в магазин не бегал? Тогда у тебя ещё не всё потеряно. Ха,с проволочкой.

Монтаж и демонтаж поршневых колец

3472

Можно ли устанавливать поршневые кольца вручную? Что может произойти? Почему при устранении масляного нагара всегда следует избегать повреждения боковой поверхности канавки? О том, как и в какой последовательности следует устанавливать поршневые кольца, вы узнаете здесь.

3473

  • Тщательно очистите бывшие в употреблении поршни от загрязнений. Обратите особое внимание на то, чтобы масляный нагар и загрязнения были удалены из кольцевых канавок. При необходимости очистите также отверстия для отвода масла сверлом или другим подходящим инструментом.
  • При удалении масляного нагара не повредите поверхности боковых сторон кольцевых канавок. Нижняя сторона канавки представляет собой уплотнительную поверхность. Её повреждение царапинами может вызвать при работе двигателя повышенный расход масла или повышенный прорыв газов.
  • Обязательно используйте для монтажа и демонтажа поршневых колец специальные щипцы для их установки. Использование других вспомогательные средств, например, проволочных петель или отвертки, может привести к повреждению поршневых колец или поршня.
  • Ни в коем случае не устанавливайте кольца вручную (исключение: маслосъемные поршневые кольца со стальными пластинками). При этом возникает не только риск поломки, деформации и перерастяжения кольца, но и опасность травмирования сломанным кольцом или его острыми краями.

ВНИМАНИЕ!

Быстрая установка поршневого кольца вручную, выполненная без его поломки, хотя и подтверждает ловкость рук механика, но при этом часто приводит к повреждению кольца в момент монтажа.
  • Ни в коем случае не устанавливайте кольцо на поршень таким образом, как показано на рисунке. Деформированное кольцо больше не лежит ровно в канавке, не вращается в ней, неравномерно изнашивается и больше не обеспечивает надлежащего уплотнения. Однако, дело обстоит еще хуже,
    когда у кольца с молибденовым покрытием происходит отслаивание или повреждение молибденового слоя. При этом нарушение антифрикционного слоя возникает если не при монтаже, то в процессе работы двигателя. Антифрикционное покрытие отслаивается, повреждает цилиндр и поршень, на котором появляются задиры, вызванные прорывом горячих отработанных газов между поршнем и стенкой цилиндра. Отделившиеся фрагменты покрытия приводят к повреждению поршня и рабочей поверхности цилиндра.
  • Не снимайте и не устанавливайте поршневые кольца без необходимости. Каждый раз, при снятии или установке, кольца деформируются. Не снимайте кольца с предварительно собранных поршней, чтобы, например, проверить их размеры.
  • Соблюдайте последовательность установки поршневых колец: сначала установите маслосъемное кольцо, затем второе компрессионное кольцо, и в заключение первое компрессионное кольцо.

3474

3475

Руководствуйтесь установочными маркировками. «Top» означает, что эта сторона кольца должна находиться сверху и быть направлена к камере сгорания. В случае сомнения или отсутствия маркировки «Top», установите кольцо надписью вверх.

3476

Проверьте, свободно ли кольца проворачиваются (вращаются) в кольцевых канавках.

Последовательными нажатиями по всей окружности проверьте, утапливается ли кольцо полностью в кольцевую канавку, т. е. в месте утапливания pабочая поверхность кольца не должна выступать за край юбки поршня. Это важно, так как при отсутствии достаточного зазора до дна канавки (из-за использования неподходящего кольца или образования нагара на дне канавки) надлежащее функционирование колец не гарантируется.

3477

3478

3479

При монтаже маслосъемных поршневых колец, состоящих из 2-х частей, всегда соблюдайте правильное положение пружинных расширителей. Концы пружинного расширителя всегда должны располагаться на противоположной стороне от замка поршневого кольца.

У колец, состоящих из 3-х частей, соблюдение правильного положения пружины-расширителя является необходимым условием для обеспечения функции съема масла. Даже в случае установки в цилиндр поршня с предварительно смонтированными кольцами, обязательно проверьте правильность положения пружины-расширителя. Во время транспортировки таких поршней, концы пружины находятся в ненапряженном состоянии, из-за чего возможно их наложение друг на друга. Обе цветные маркировки на концах пружины должны быть видны. Если любая из них не видна, то концы пружины соединены внахлестку, и кольцо функционировать не будет. Все замки состоящего из 3-х частей маслосъемного поршневого кольца (обе стальные пластинки и пружина-расширитель) должны быть установлены под углом 120° относительно друг друга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *