Раф микроавтобус где выпускали
Перейти к содержимому

Раф микроавтобус где выпускали

  • автор:

Модификации РАФ-2203

Autowp

Модификации РАФ-2203 было очень много и у каждого модификации была своя функция. Рижская автомобильная фабрика не переставала экспериментировать над РАФом 2203 до 1992 года.

  • 1 Семейство 2203Х (1975-97)
  • 2 Семейство 29ХХ (1979-94)
  • 3 Прочие
  • 3.1 LABBE-РАФ-2203

Семейство 2203Х (1975-97) [ ]

Базовая модель семейства 2203. Микроавтобусы использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи, а также в роли служебного транспорта. Кроме стандартного 11-местного варианта, выпускался 8-местный вариант "люкс". Иногда такие автомобили передавались в личное пользование многодетным семьям.

Raf 22031 latviya medpomoshch 1

В конструкции РАФ 2203 широко применялись агрегаты от ГАЗ 24. Ежегодно выпускалось более 10 000 РАФ 2203, а сам завод был рассчитан на производство 17 000 автомобилей в год. Эта машина стала самым массовым советским микроавтобусом.

Версия скорой помощи по индексом 22031 была оснащен всеми медицинскими принадлежностями, которые должны были прилагаться в автомобили, что дало авто долго жить.

Версия такси по индексом 22032 тоже была слегка изменена от базовой модели. Места были вдоль кабины.

Autowp

Оперативный автомобиль ГАИ — РАФ-22033 — имел соответствующую окраску: желтый автомобиль с синими полосами, надписями «ГАИ» и «Милиция» и гербом СССР на боковинах кузова. Автомобиль оборудовался соответствующими средствами связи, поворотными прожекторами и синими проблесковыми маяками. Внутри автомобиля были созданы условия для работы оперативной бригады на месте ДТП. Но самое интересное, что эти автомобили были оснащены специальной фотостереосистемой для фиксации места ДТП на пленку в стереоизображении. Такая система позволяла составлять схему ДТП без обязательного в таких случаях замера расстояний между объектами. Для установки этой системы в рабочее положение на крыше микроавтобуса предусматривался сдвижной люк.

RAF-22033 4

Служебный автомобиль для пожарный под индексом 22034, способный перевозить до 5 человек вместе с оборудованием. Но все закончилось опытными образцами. Модель была нерентабельна.

A999664s-960

РАФ-22035 для центролизованной перевозки крови, грузовое помещение отделено от кабины водителя перегородкой; на перегородке имеется окно со сдвижным стеклом.Внутренняя отделка обеспечивает мойку и дезинфекцию автомобиля.

RAF-22035 2

Оборудование грузового отделения: стеллажи; два, расположены у перегородки; один у задней двери и один средний стеллаж над осью задних колес. Термоизоляционные контейнеры ТКМ-7 — 7 шт. ; ТКМ-3,5 — 16 шт. Наибольший объем перевозимой крови (физиологических жидкостей) 82,5 л. Число мест (включая место водителя) 2

-22036 1

РАФ-22036 — это очередная модификация автомобилей линейки РАФ-2203. Особых отличий от РАФ-2203 нет. Незначительные изменения только в конструкции кузова и внутреннего обустройства для нужд ГАИ.

Основное предназначение РАФ-22036 — это патрулирование на дорогах вдали отнаселенных пунктов. Автомобиль был оснащен всем необходимым для работы на месте ДТП и оказания доврачебной медицинской помощи. Специальное оборудование включало в себя выдвиижную каретку для установки носилок с пострадавшим. Помимо этого, в кузове распологался набор специального травмотологического и реанимационного оборудования.

Autowp

Т.е. можно сказать, что РАФ-22036 одновременно являлся и санитарным и патрульным автомобилем. В состав экипажа обязательно входил фельдшер или сотрудник ГАИ, прошедший специальную медицинскую подготовку. Еще из отличий этой модели — обязательная установка УКВ — радиостанции для связи с диспетчерской скорой медицинской помощи.

Модернизированный вариант микроавтобуса 2203 имел индекс 2203-01. Подобно предшественнику, модель использовала агрегаты от автомобиля Волга, но более современной ГАЗ 24-10.

RAF-22039 1

Внешне РАФ 22038 отличался от прародителя облицовкой передней части со скошенной назад фальшрадиаторной решёткой, иными бамперами, ручками дверей и зеркалами.

РАФ-22039 — версия такси на базе 22038, которая продолжала традиции модели 22032

Семейство 29ХХ (1979-94) [ ]

Raf 2907 1

В преддверии Олимпиады-80 Рижскому заводу было поручено подготовить несколько специальных модификаций микроавтобусов для обслуживания Олимпиады. Всего с 1979 г. по январь 1980 г. было изготовлено около 300 олимпийских автомобилей семи различных модификаций. Все они были разработаны рижскими конструкторами и изготовлены в цехе мелких серий на старой территории. Известно, что Олимпиада начинается с традиции зажигать олимпийский огонь в Олимпии. Почётную миссию обеспечить сохранность огня на всём пути следования в 1980 году возложили на специальные автомобили сопровождения олимпийского огня — РАФ 2907. На эту машину установили радиаторы большого объема и электрические вентиляторы системы охлаждения для того, чтобы машина не перегревалась, т.к. она двигалась в сопровождении факелоносца и должна была двигаться с его скоростью. В задней части микроавтобуса располагался отсек для хранения шести олимпийских факелов. Доступ к факелам осуществлялся как изнутри кабины, так и снаружи, через заднюю подъемную дверь. В факельном отсеке, помимо газовых баллонов, питающих запасной огонь, имелись средства пожаротушения и принудительная вентиляция.

Raf 2908 1

В хорошо оборудованном салоне микроавтобуса со всеми удобствами работали два водителя и наблюдатель за огнём. В их распоряжении были два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер.

РАФ 2908 — оперативный автобус для сотрудников оргкомитета Олимпиады-80 и представителей международных спортивных федераций. Имел 5-местный салон с двумя рабочими столами, отделенный от кабины сплошной перегородкой со сдвижным стеклом. В состав оборудования машины входили радиостанция 40 РТМ-А2М "Алтай", холодильник ХАТЭ-12, магнитофон "Весна 403", цветной телевизор, портативная пишущая машинка "Эврика".

Autowp

Для технической поддержки спортсменов-велосипедистов непосредственно во время соревнований небольшой партией был изготовлен цельнометаллический пикап РАФ 2909 с грузовой платформой и двойной кабиной на пять человек. В кузове размещались запасные велосипедные колеса и необходимый инструмент для ремонта двухколесных машин, а на заднем борту на специальных кронштейнах навешивались ещё и четыре запасных велосипеда. При необходимости ремонт велосипедов мог производиться прямо во время движения, на платформе было достаточно для этого места. Причём из салона на платформу можно было попасть, не выходя из машины, через внутреннюю двустворчатую складную дверь. В случае дождливой погоды кузов пикапа закрывался специальным тентом. Эти автомобили были окрашены на заводе в зелёный цвет с белыми полосами. После Олимпиады автомобили несколько лет успешно эксплуатировались Спорткомитетом СССР в различных городах страны.

RAF Olimpiada sud 4-600x336

РАФ-2910 – судейский автомобиль, созданный специально для проведения Олимпиады – 80. Машина должна была обслуживать соревнования по марафонскому бегу и спортивной ходьбе, а потому быть бесшумной и желательно без отравляющего выхлопа. Для этих целей конструкторами рижского завода был разработан электромобиль, оснащенный дверями с обеих сторон, поворотным сиденьем, откидными столом и креслом, холодильником в салоне. В задней части кузова имелся герметичный отсек для аккумуляторных батарей, на крыше устанавливалось (не на все машины) массивное информационное поворотное табло, которое управлялось из салона.

RAF Olimpiada sud 1-536x440

РАФ 2911 — обычная судейская машина — РАФик с табло на крыше. В салоне этой машины был установлен стол с магнитофоном и секундомерами, пульт управления табло. Табло показывало время старта, результат лидера и точное время.

РАФ-2912 – очередная модификация РАФ-2203. Разработан как криминалистическая лаборатория на колесах для служебных нужд милиции. Предназначалась для выезда на места происшествий экспертов-криминалистов, обнаружения, фиксации, изъятия и исследования следов преступления и вещественных доказательств.

То же самое касается и других модификаций известной модели РАФ-2203, все они имели разные индексы – для скорой помощи, для пожарной службы, для маршрутных такси и т.д.

P195 0 01 02

В салоне автомобиля-лаборатории установлены: рабочий стол криминалиста (в передней части салона, за кабиной водителя), 2 одноместных сиденья (поворотное – за столом и откидное – у входной двери), шкафы со спецоборудованием (вдоль бортов), умывальник и холодильник (в задней части). На крыше кузова установлена площадка для осмотра и фотографирования места происшествия, электрический вентилятор салона, сигнально-громкоговорящая установка, три фары прожектор-искатель (в передней части крыши). Вход на площадку осуществляется с помощью съемной лестницы, которая в транспортном положении размещается в задней части салона спецавтомобиля. Отопление салона осуществляется отопителем с отбором тепла от системы охлаждения двигателя. Общее количество мест для сидения — 4.

0 1428b7 ba5f9682 orig

Специально для проведения Московской Олимпиады-80 на Рижской автобусной фабирике была разработана специальная модификация микроавтобуса, получившая индекс РАФ-2913. Это был специальный автомобиль для медицинского обследования спортсменов и для контроля за их подготовленностью к соревнованиям. В салоне этих автомобилей предусматривалось два рабочих места для медицинских работников и разнообразное дополнительное оборудование: от тестирующей медицинской аппаратуры до мини-телевизора с видеомагнитофоном.

Raf 2914 latviya 1

Первый собственный реанимобиль завода по типу РАФ-TAMRO. По сравнению с линейной машиной РАФ 2915, у РАФ 2914 прежде всего повысили уровень крыши на 400 мм — это позволило медикам работать в салоне, стоя в полный рост. В комплектацию реанимационного автомобиля для оказания экстренной помощи входили вакуумные шины, ковшовые носилки, дополнительные складные носилки и баллоны для кислорода и закиси азота. В салоне машины устанавливалась специальная гидросистема, которая помогала поднимать носилки с больным на требуемый уровень, изменять угол их продольного наклона и перемещать их в поперечном направлении. Одновременно гидросистема выполняла роль дополнительных амортизаторов.

Autowp

С 1989 года, после запуска в производство новой базовой модели РАФ 22038, на заводе были обновлены и различные выпускаемые модификации микроавтобуса. Как и раньше, наиболее массовой модификацией оставалась санитарная машина, только теперь она стала называться РАФ 2915.

РАФ 2917 — автомобиль уникальный. Созданный для спортивного комитета гребного канала в г. Москва. Всего было выпущено 5 экземпляров. Внутри стол и стулья, которые разбираются в спальные места.

Autowp

В опытном порядке на заводе создали социальный микроавтобус РАФ 2921 для инвалидов с увеличенной не только высотой салона, но и высотой дверного проема и остекления, а так же лифтом для колясок. В результате получился микроавтобус, который оказался выше стандартной модели почти в полтора раза. И таком увеличении высоты машины ее пропорции остались приятными для восприятия. И все же изготовление таких социальным машин дело хлопотное и дорогостоящие, поэтому дальнейшего распространения эта тема на заводе не получила.

Autowp

Автомобиль РАФ-2925 в полицейском исполнении. Такие автомобили выпускались серийно прежде всего для Прибалтики, но партию из 50 машин приобрела Украина. Помимо специальной окраски и оборудования, автомобиль имел в салоне два металлических «пенала» на двух задержанных каждый с решеточными металлическим дверьми. Перед ними в средней части салона стояло сидение на трех полицейских, которые располагались спиной к движению. Со стороны задней двери был доступ к небольшому отсеку, где могла находиться собака.

Отдел учета и анализа смертности и перевозки тел умерших службы Станции скорой и неотложной помощи г.Москвы был создан по решению Департамента здравоохранения Москвы был создан в 1995 году "с целью улучшения санитарного состояния Москвы и упорядочения перевозки тел умерших и погибших граждан в морги и трупохранилища города". В 1996 году для отдела был изготовлен 21 специальный автомобиль РАФ 2926. Автомобиль представляет собой шасси автомобиля РАФ 3311 с двухрядной пятиместной кабиной и изолированным грузовым отсеком в виде изотермического фургона. В фургоне размещены четыре пластиковых корыта для трупов.

OcKJeSzJPyE

По признанию медиков, эксплуатирующих эти машины, они оказались очень неудачными. По специфике работы автомобилю часто приходится заезжать в лесопосадки и на пустыри, а с тяжелым фургоном РАФ-2926 терял способность самостоятельно передвигаться вне асфальтовых дорог. Из-за больших размеров фургон сильно выступал за габариты кабины, что не способствовало его экономичной эксплуатации. Были и другие нарекания на этот автомобиль. В результате эти машины очень быстро сняли с эксплуатации. Последние машины данного типа перестали встречаться в Москве в 2000-2001 году. Рафовский катафалк по иронии судьбы стал последним автомобилем завода, произведенным для экспорта в Россию.

Прочие [ ]

LABBE-РАФ-2203 [ ]

Raflabbeslide020 (1)

В конце 1980-х годов в СССР возникает неожиданные проект, связанный с микроавтобусами РАФ и зарубежными производителями. После вспышки преступности на волне «Перестройки», в Советском Союзе задумались о бронированном инкассаторском автомобиле. После неудачных попыток создать такую машину собственными силами начались активные поиски зарубежных партнеров.

Шести зарубежным фирмам («Лаббе», «Манюфруа», «Тиле», «Аккерман», «Фрюхов», «Бедвас» и «Фонтауто») для бронирования было предложено шасси РАФ. Условие – три человека экипажа и 300 кг перевозимого груза. Через некоторое время все шесть фирм представили свои варианты бронированных РАФиков. По итогам конкурса неожиданно был выбран автомобиль французской компании «Лаббе» (LABBE).

Дело в том, что этот автомобиль проигрывал своим конкурентам по многим основным показателям, и все-таки выбрали его. Почему? Официально Лаббе-РАФ победил соперников по полной массе, набрав 2950 кг при трех тоннах с лишним у всех остальных машин. По неофициальной версии, это был политический ход, связанный с приездом премьера Франции Ж. Ширака в Москву.

Autowp

Как бы там ни было, компания «Лаббе» изготовила и поставила в СССР большую партию бронеавтомобилей на шасси РАФ (62 экземпляра).

Эти машины работали в Москве и других крупных городах страны в службе инкассации Госбанка. Это был первый массовый пример использования бронированных автомобилей в этих целях на территории СССР! Поэтому сам факт эксплуатации этих автомобилей получил большой резонанс в прессе и у населения. Не заметить на улице эти крепости на колесах было невозможно, автомобиль имел непривычные рубленные очертания кузова, и внешне с РАФ-2203 его роднили только фары головного света. Автомобиль получился на редкость неудачным. Слабое шасси, даже с замененным передним мостом от Mercedes 408, было не способно выдержать тяжелый бронированный корпус, к тому же на броневике остались стандартные тормоза, и нормально остановить претяжеленный автомобиль они были просто не в состоянии. Нонсенс, но на этом бронированном автомобиле пол оставался таким же, как и на базовой модели — из толстой фанеры! Из-за конструктивных недостатков эти машины очень быстро сошли со сцены, в 1993 году в Москве находились в эксплуатации уже только 12 автомобилей. Последние машины были списаны в 1997 году.

РАФ 2203

РАФ-2203

РАФ-2203 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся рижской автобусной фабрикой в 1976—1993 годах. Микроавтобусы этого типа использовались как маршрутные такси, автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта, были постепенно вытеснены «газелями».

История

Создание

Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели РАФ-977) началось в 1965 году. Разработку нового перспективного автомобиля вело две группы из четырёх конструкторов, одна — под руководством Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.

В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.

Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.

25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.

Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначения получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.

Производство

Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тыс. РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальш-радиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (тринадцать человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства. РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом.

Производство РАФов было остановлено в начале 1993 года из-за сворачивания их закупок Россией.

Эксплуатация

Маршрутное такси

Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений.

Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, и, следовательно, снижением безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до сих пор используется как маршрутное такси чаще чем «Газель».

Скорая помощь

Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит например тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.

Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшиеся более высокой крышей.

Другие области

РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий и т. д. Под обслуживание соревнований московской Олимпиады-80 на РАФе был создан целый ряд специальных модификаций модели 2203, включая электромобили.

В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.

С 1990-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на них возили почту. На базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 и РАФ-33111 (с двойной кабиной), поставлявшиеся также и в Россию.

Конструкция

РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.

Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева (для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).

На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался от ГАЗ-24, в то время как передняя подвеска и рулевое управление было оригинальным,но в конструкции использовались детали и элементы подвески ГАЗ-24 и ГАЗ-21.

Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.

Технические характеристики

  • Длина: 4980 мм
  • Ширина: 2035 мм
  • Высота: 1970 мм
  • База: 2630
  • Колея:
  • передних колёс: 1474 мм
  • задних колёс: 1420 мм
  • Мощность: 95 л. с.
  • Момент при 2400 об/мин: 19 кгс*м

Модификации

(в скобках указаны годы выпуска)

  • 2203 — базовая модель (1976—1987): *
  • 22031 — автомобиль скорой помощи, отличался наличием внутри медицинского оборудования *
  • 22032 — автомобиль для работы в качестве маршрутного такси, сиденья в пассажирском салоне были вдоль бортов *
  • 22033 — служебный автомобиль для милиции. В специально оборудованном салоне был пенал на 2 задержанных, место для собаки, 3 сиденья и пирамидка для оружия *
  • 22034 — служебный автомобиль для пожарных. Предназначен для перевозки 5 пожарных, а так же 5 комплектов снаряжения(каски, костюмы, брандспойты)*
  • 22035 — специальный автомобиль для перевозки донорской крови*
  • ТАМРО-РАФ — реанимационный автомобиль, с оборудованием финской фирмы ТАМRO. Имел высокую крышу и ярко жёлтый цвет с оранжевыми полосками *
  • 2203-01 — переходная модель от 2203 к 22038 (1987—1990): *
  • 22031-01 — автомобиль скорой помощи *
  • 22032-01 — автомобиль для работы в качестве маршрутного такси *
  • 22033-01 — служебный автомобиль для милиции *
  • 22034-01 — служебный автомобиль для пожарных *
  • 22038 — новая модель, отличалась абсолютно другой решёткой радиатора, отсутствием форточек, и усовремененными агрегатами(1990—1996) *
  • 22039 — автомобиль для работы в качестве маршрутного такси (1990—1995)*
  • 2915 — скорая помощь по типу 22031 (1994—1996)*
  • 2914 — реанимобиль по типу ТАМРО-РАФа (1989—1994)*
  • 33111 — бортовой минигрузовик с однорядной кабиной (1992—1995) *
  • 3311 — бортовой минигрузовик с двурядной кабиной (1992—1995) *

Оценка проекта

Достоинства

По сравнению с предшествующей моделью РАФа (РАФ-977), РАФ-2203 был просторным микроавтобусом. Это повышало уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение для использования РАФ-2203 в качестве автомбиля скорой помощи: в кузове РАФ-2203 было достаточно пространства для важнейшего медицинского оборудования.

Недостатки

Слишком тяжёлый двигатель, размещенный над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55 % массы приходилось на передний мост), что вело к повышенному износу и даже повреждению переднего моста, а также плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге. Кузов отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами. Днище было выполнено фанерным (кроме последней версии маршрутного такси 22039), что также усугубляло проблемы эксплуатации.

Источники

  • РАФ-2203 на сайте «Автомодельное бюро»
  • РАФ-2203 на сайте «Харьков транспортный»
  • РАФ-2203 на сайте «Автобусы Киева»
  • Ю. Шребов. РАФ: Комфорт и скорость // «Моделись-конструктор» 1977, № 8 текст
  • Сергей Канунников. Просто «Рафики» // «За рулём», № 4 2005 текст
  • Технические характеристики модели РАФ-2203-01 в каталоге «Автоинф»

Wikimedia Foundation . 2010 .

РАФ-2203

Автобус РАФ-2203-01 Латвия

Автобус особо малого класса общего назначения, выпускается заводом Микроавтобусов "РАФ" с 1987 г. Кузов — цельнометаллический, несущий вагонного типа, 4-дверный (две двери в переднем отделении, одна боковая для входа в салон и одна сзади). Расположение двигателя переднее. Сиденье водителя регулируется по длине и наклону спинки. Система отопления — жидкостная, использующая тепло системы охлаждения двигателя. Ранее выпускался автобус РАФ-2203 (1976-1987 гг.), отличавшийся применением Двигателя мод. ЗМЗ-24Д меньшей мощности и некоторыми отдельными элементами кузова (бамперы, стекла дверей, зеркала).

Модификации:
РАФ-22031-01 — линейный автомобиль скорой медицинской помощи;
РАФ-2203-02 — работающее на сжиженном газе.

Двигатель.

Мод. ЗМЗ-402.10, бензиновый, рядный, 4-цил., 92×92 мм, 2,445 л, степень сжатия 8,2, порядок работы 1-2-4-3, мощность 72,1 кВт (98 л.с.) при 4500 об/мин, крутящий момент 180,4 Н-м (18,4 кгс-м) при 2400-2600 об/мин; карбюратор К-126ГМ; воздушный фильтр — инерционно- масляный.

Трансмиссия.

Сцепление — однодисковое, привод выключения — гидравлический. Коробка передач 4-ступ., передат. числа: I-3,50; II-2,26; III-1,4 5; IV-1,00; ЗХ-3,54; синхронизаторы на всех передачах переднего хода. Карданная передача состоит из двух валов с промежуточной опорой. Главная передача — одинарная, гипоидная, передат. число 3,9.

Колеса и шины.

Колеса — дисковые, ободья 5К-15 или 5 1/2J-15, крепление на 5 шпильках. Шины 185/82Р15 мод. Я-288, рисунок протектора — дорожный, давление в шинах передних колес 3,2-3,3, задних — 3,7-3,8 кгс/см. кв. Число колес 4+1.

Подвеска.

Передняя — независимая, пружинная, с поперечными рычагами, два амортизатора, задняя подвеска — зависимая, на полуэллиптических рессорах, два амортизатора.

Тормоза.

Рабочая тормозная система — двух контурная, с гидравлическим приводом с двумя вакуумными усилителями, барабанными механизмами (диаметр 280 мм, ширина колодок 50 мм), разжим кулачковый. Стояночный тормоз — на тормоза задних колес, с механическим приводом.

Рулевое управление.

Рулевой механизм — глобоидальный червяк и трехгребневый ролик, передат. число 19.1.

Электрооборудование.

Напряжение 12 В, ак. батарея 6СТ-60ЭМ, генератор Г16.3701 с регулятором напряжения 13.3702, стартер СТ230-Б1, датчик-распределитель 19.3706, катушка зажигания Б116, свечи А14-В.

Заправочные объемы и рекомендуемые эксплуатационные материалы.

Топливный бак — 55л, бензин АИ-93;
система охлаждения — 13л, вода или тосол А-40;
система смазки — 6л, всесезонно М-6/10Г, летом M-12Г, зимой М-8Г;
картер рулевого механизма — 0,40 л, ТАП-15В или ТАД-17 И;
коробка передач — 0,95 л, ТАД-17 И или ТАП-15В;
картер ведущего моста — 1,20 л, ТАД-17И или ТСп-гип;
гидропривод тормозов и сцепления — 0,95 л, тормозная жидкость БСК;

амортизаторы:
передние — 2×0,14,
задние — 2×0,2 1 л, масло веретенное АУ;

бачок омывателя ветрового стекла — 2 л, вода или жидкость НИИСС-4 в смеси с водой.

Масса агрегатов (в кг).

двигатель с оборудованием и сцеплением — 185,
коробка передач — 26,5;
карданный вал — 12;
задний мост — 85,5;
кузов — 890;
колесо в сборе с шиной — 25;
радиатор — 12,6.

ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Вместимость:
число мест для сиденья 11
общее число мест 11
число служебных мест 1
Снаряженная масса 1815 кг.
В том числе:
на переднюю ось 980 кг.
на заднюю ось 835 кг.
Полная масса 2710 кг.
В том числе:
на переднюю ось 1275 кг.
на заднюю ось 1435 кг.
Макс.скорость 125 км/ч
Время разгона до 60 км/ч 14 с.
Макс. преодол. подъем 25 %
Выбег с 60 км/ч 600 м.
Тормозной путь с 50 км/ч 32 м.
Контрольный расход топлива при 60 км/ч, л/100 км 11,8 л.
Радиус поворота:
по внешнему колесу 5,5 м.
габаритный 6,2 м.

РАФ-2203

Raf 22031 latviya medpomoshch 1

РАФ-2203 «Латвия» — микроавтобус, выпускавшийся Рижской автобусной фабрикой в 1976—1997 годах. Микроавтобусы этого типа широко использовались как маршрутные такси,автомобили скорой помощи и в роли служебного транспорта вплоть до середины 90-х годов, затем в России были постепенно вытеснены «ГАЗелями», а в Латвии — микроавтобусами «Мерседес» и другими иномарками.

История создания [ ]

См. [ ]

Autowp

Создание нового РАФовского микроавтобуса (взамен модели

РАФ 2203 самых ранних выпусков (1972)

Мейзиса, другая — под руководством Эйсерта. Фактически, разработка велась в режиме конкурса-соревнования между двумя группами инженеров. Группы работали полностью независимо друг от друга. Проектируемый микроавтобус должен был удовлетворять двум требованиям: он должен был быть двенадцатиместным и должен был базироваться на агрегатах автомобиля ГАЗ-21.

В итоге было создано два автомобиля прототипа: РАФ-982-I группы Мейзиса и РАФ-982-II группы Эйсерта. Первый микроавтобус имел полукапотную компоновку, этот автомобиль назвали «Циклоном». Второй перспективный автомобиль имел вагонную компоновку.

Оба автомобиля были отправлены в Москву для прохождения межведомственной комиссии. В итоге комиссия сочла лучшим РАФ-982-I. Однако директор РАФа, Илья Позняк, был недоволен решением министерства. Он считал футуристичный (вагонная компоновка автобусов тогда была в новинку) РАФ-982-II более перспективной моделью. Прототипы РАФов вновь были отправлены в Москву. После «второго тура» испытаний было принято решение о будущем производстве РАФ-982-II.

Raf 2203 latviya 1

25 июля 1969 года в Елгаве началось строительство нового завода РАФа. После вступления в строй новый завод должен был приступить к выпуску новых микроавтобусов. Доводка прототипа РАФ-982-II проводилась во время строительства завода.

Новый завод начал работу в феврале 1976 года. С его конвейера начали сходить микроавтобусы РАФ-2203 «Латвия». Такое официальное обозначение получил новый микроавтобус, созданный в ходе доводки прототипа РАФ-982-II. В отличие от прототипа, серийный РАФ-2203 использовал агрегаты от более новой «Волги» — ГАЗ-24.

Производство [ ]

Рижская автомобильная фабрика ежегодно выпускала более пятнадцати тысяч РАФ-2203 (завод был рассчитан на производство 17 тыс. микроавтобусов в год и с 1987 по 1990 год превышал этот объём). В 1987 году начался выпуск переходного варианта от РАФ-2203 к РАФ-22038-02 модель РАФ-2203-01. В1988 году начал выпускаться модернизированный вариант микроавтобуса, получивший обозначение РАФ-22038-02. Этот микроавтобус использовал агрегаты от автомобиля ГАЗ-24-10. Внешне РАФ-22038 отличался облицовкой передней части с новой фальшрадиаторной решёткой и алюминиевыми бамперами с пластиковыми боковыми секциями, а также отсутствием фирменной эмблемы РАФа. На прототипе 22038, демонстрировавшемся на выставке «Автопрому СССР 60 лет» в 1984 году в задней части боковин размещались узкие поворотные форточки, но на серийной модели был фактически сохранён кузов типа 2203. С 1993 года выпускался РАФ-22039. Эта модификация отличалась повышенной пассажировместимостью (13 человек). Это было достигнуто за счёт сокращения до минимума багажного пространства.

Raf2203slide001

РАФ-2203 был самым массовым советским микроавтобусом и фактически единственным отечественным, не считая импортных «Nysa» и «Żuk», а также полноприводного УАЗ-452В который выпускался на Ульяновском автозаводе в относительно небольшом количество и в основном поставлялся на экспорт.

Производство РАФов было остановлено в начале 1997 года из-за потери основного рынка сбыта в странах СНГ, где появился более современный аналог — «ГАЗель» Горьковского автозавода.

Эксплуатация [ ]

Такси [ ]

Использование в качестве маршрутного такси было одной из основных областей применения РАФ-2203. У заводской модификации микроавтобуса, предназначенной для работы в режиме маршрутного такси, сидения располагались по бокам салона, в то время как в модификации, предназначенной для работы в качестве служебного транспорта сидения располагались поперечно. Однако позднее (в девяностых годах) многие служебные микроавтобусы также стали использоваться в роли маршрутного такси, поэтому на городских маршрутах работали машины с разной компоновкой пассажирских сидений. Также как маршрутное такси использовалась мелкосерийная модификация с высокой крышей РАФ-2921.

Autowp

Маршрутные такси — РАФы были очень распространены в первой половине 90-х годов, позднее их начали заменять микроавтобусы «Газель», «Бычок» и другие. В начале XXI века маршрутные такси РАФ-2203 выводятся из эксплуатации в связи с моральным и техническим устареванием, то есть, в первую очередь, по требованиям безопасности. В некоторых городах использование РАФ-2203 в качестве маршрутного такси теперь вообще запрещено законодательно. В регионах с низким уровнем жизни РАФ ещё популярен, в Абхазии и Южной Осетии, например, он до 2011 года использовался как маршрутное такси чаще, чем «Газель»,пока все микроавтобусы РАФ не были заменены на «Газели» или «Мерседесы».

Скорая помощь [ ]

Ещё во время создания автобуса планировалось его использование в качестве автомобиля скорой помощи. Об этом говорит, например, тот факт, что в принимающую межведомственную комиссию входили медики. Медицинская модификация РАФ-2203 обозначалась как РАФ-22031. Реанимобили с высокой крышей на базе РАФ-2203 выпускала финская фирма TAMPO в 1981—1994 годах.

Автомобиль скорой помощи на базе РАФ-22038 получил обозначение РАФ-2915. Выпускался также реанимобиль РАФ-2914, отличавшийся более высокой крышей.

Прочие [ ]

РАФ-2203 использовались в самых разных областях. Базовые микроавтобусы — в качестве служебного транспорта (в том числе, в милиции, армии), а также в качестве автолабораторий, кино-/теле-съёмочные, ралли-сервиса и т. д.

Autowp

Пассажирские безоконные одно- и двухсекционные автопоезда из прицепных вагончиков и седельного тягачаРАФ-3407 работали на экскурсионном маршруте внутри территории московской ВДНХ, а также в Олимпийской деревне во время московской Олимпиады-80.

Также для обслуживания соревнований Олимпиады-80 на РАФе было создан целый ряд специальных модификаций РАФ-2907/2911, включая электромобили РАФ-2910, а также пикапы-веловозы РАФ-2909.

В конце 1980-х под «горбачёвскую» программу поддержки многодетных семей, Рижская фабрика выпускала мелкой серией 8-местный вариант микроавтобуса с отделкой «люкс», управлять которым можно было с правами категории «В». Эту модификацию продавали частным владельцам.

С 1980-х РАФы начали использовать и для перевозки грузов. Например, на мелкосерийном безоконном фургоне РАФ-2916 возили почту, промтовары, а также покойников.

В 1990-х на базе РАФ-22038 на территории старого РАФа в Риге мелкосерийно выпускали однотонные грузовики РАФ-3311 (бортовой или кунг, напр., РАФ-2920) и РАФ-33111 (с двойной кабиной бортовой или кунг, напр., аварийная РАФ-33114 и катафалк РАФ-2926), поставлявшиеся также и в Россию. Также существовало мелкосерийное производство бронированных инкассаторских фургонов РАФ-LABBE, кемперов и прочих машин на базе РАФов.

О конструкции [ ]

РАФ-2203 — микроавтобус вагонной компоновки. Салон микроавтобуса состоит из двух отделений. В переднем расположено место водителя и одно пассажирское сидение, в заднем — десять пассажирских сидений. За пассажирскими сидениями расположено багажное пространство.

Raf 2203 1987

Кузов — несущий, цельнометаллический. Микроавтобус имеет четыре одностворчатые двери: две справа (для посадки пассажиров), одна слева (для посадки водителя) и задняя (для доступа к багажному пространству).

На РАФ-2203 использовался двигатель от ГАЗ-24. Двигатель располагался спереди, он приводил в действие задние колёса. Задний мост тоже брался отГАЗ-24, в то время как передняя подвеска и рулевое управление было оригинальным, но в конструкции использовались детали и элементы подвески ГАЗ-24 и ГАЗ-21.

Первоначально все тормоза были барабанными, но на автобусах модификации 22038 на передних колёсах были установлены дисковые тормоза.

На РАФ-2203 устанавливались дверные ручки от автомобилей «Москвич» третьего поколения.

Модификации [ ]

  • 2203 — Базовая модель. Использовалась как служебный транспорт (1976-97)
  • 22031 — Версия скорой помощии. Оснащен всеми медициескими принадлежностями (1976-97)
  • 22032 — Версия такси. Место были вдоль кабины (1976-90)
  • 22033 — Служебный автомобиль для правоохранительных органов. Спецально оборудован пеналом на 2 заключенный. Местом для собаки и пирамидкой для оружия
  • 22034 — Служебный автомобиль для пожарный, способный перевозить до 5 человек вместе с оборудованием. Но все закончилось опытными образцами. Модель была нерентабельна
  • 22035 — Специальная модель для перевоза донорской крови (1977-93)
  • 22036 — Универсальная модель, которая соединала скорую помощь и милицейский фургон. Был выпущен один образец.
  • 2909 — Олимпийская версия. Пикап с двумя тентами
  • 2911 — Олимпийская версия. Версия с судейным табло
  • 2910 — Олимпийская версия. Судейский электромобиль
  • 2907 — Олимпийская версия. Создана для сопровождения бегуна, держащий олимпийский огонь. Использовала систему охлаждения для спортсмена.
  • 3407 — Мелкосерийная версия, использована как автопоезд для перевоза нескольких вагончиков
  • РАФ-TAMRO — Версия скорой помощи с оборудованием TAMRO. Отличался внешне от обычной при помощи огромной крыши. (1979-89)
  • 2203-01 — Переходная модель от 2203 до 22038 (1987-90)
  • 22031-01 — Переходная модель скорой помощи (1987-90)
  • 2921 — Мелкосерийная версия для инвалидов. Отличалась высокой крышей
  • 22038 — Обновленная версия. С новой подвеской и внешними отличиями
  • 2915 — Версия скорой помощи на базе 22038
  • 22039 — Версия такси на базе 22038
  • 2914 — Реанимобиль на базе 22038 по версии TAMRO-РАФ
  • 2916 и 2924-ТАМРО — Мелкосерийная версия безоконных фургоном. От фургона до катафалка
  • 33113 — Пикап с двурядной кабиной и тентом
  • 33111 — Бортовой грузовик с однорядной кабиной
  • 2920 — Минигрузовик-фургон с однорядной кабиной и кунгом
  • 3311 — Бортовой грузовик с однорядной кабиной
  • 33114 — Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и кунгом
  • 2926 — Минигрузовик-фургон с двурядной кабиной и изотермический кунгом

Оценка [ ]

Достоинства

По сравнению с предшествующей моделью РАФа (РАФ-977), РАФ-2203 был просторным микроавтобусом. Это повышало уровень комфорта пассажиров и имело первостепенное значение для использования РАФ-2203 в качестве автомобиля скорой помощи: в кузове РАФ-2203 было достаточно пространства для важнейшего медицинского оборудования. Кроме того, РАФ-2203 имел мягкий плавный ход.

Слишком тяжёлый двигатель, размещённый над передним мостом, создавал плохую развесовку (свыше 55 % массы приходилось на передний мост), что вело к повышенному износу и даже повреждению переднего моста, а также плохой управляемости незагруженного микроавтобуса на скользкой дороге и значительно ухудшало проходимость (из-за этого заднюю часть микроавтобуса иногда нагружали балластом). Кузов отличался не слишком высоким качеством сварных швов и окраски, а также плохими антикоррозионными свойствами. Днище было выполнено фанерным (кроме последней версии маршрутного такси 22039), что также усугубляло проблемы эксплуатации. Значительные проблемы были и с качеством агрегатной базы от автомобиля ГАЗ-24 «Волга». Из-за особенностей расположения водителя и КПП переключение передач было неудобным.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *