Сколько палладия в катализаторе автомобиля в граммах
Перейти к содержимому

Сколько палладия в катализаторе автомобиля в граммах

  • автор:

Сколько в катализаторах драгметаллов и можно ли на них заработать

Одним из самых дорогих компонентов современного автомобиля является каталитический нейтрализатор. Компактный блок с сотовой структурой весом в несколько килограммов содержит небольшое количество драгоценных металлов. Поверьте, они стоят денег, и немалых!

Globalnews.ca

В автомобильных каталитических нейтрализаторах содержатся палладий, платина и родий. Экологические нормы требуют от автопроизводителей выпускать всё более «чистые» автомобили с низкими уровнями вредных выбросов. И палладий в этом деле играет ключевую роль. Палладий, как и платина с родием, обладает поглощающими свойствами. Он способен нейтрализовать выхлопы, превышающие его собственную массу в 900 раз. Высокий спрос на редкий металл породил бурный рост рыночной цены.

С октября 2019 года цена палладия взлетела на 25% и преодолела 2 100 долларов за унцию. На этом фоне Европу и США захлестнула волна краж. Организованные группировки, вооружённые электрическими пилами, варварски вырезают катализаторы с автомобилей. Опытные воры знают и производителей, и даже модели, в катализаторах которых содержится наибольшее количество драгоценных металлов. К примеру, в дизельных автомобилях используется платина, в бензиновых – палладий. В гибридных автомобилях содержание палладия выше, чем в обычных.

© mysamocvet.ru

Это связано с тем, что у гибридов нет времени на прогрев катализатора для повышения его эффективности, поэтому требуется больше драгоценного металла для поглощения большего количества вредных выхлопов. Toyota даже начала предлагать владельцам «Приусов» специальные устройства Catloc, которые усложняют процесс насильственного демонтажа катализатора. По сути это просто стальная пластина, посаженная на «секретки», закрывающая часть днища автомобиля.

© truckman.co.uk

Большинство воров просто сдают катализаторы на драгметаллы, а не продают их как запчасти. Масса палладия, содержащегося в «сотах» одного катализатора, может достигать 1,5–2 граммов. Если учесть, что в некоторых премиальных автомобилях применяются парные катализаторы, доход с одного автомобиля может достигать нескольких десятков тысяч рублей. К примеру, в составе катализатора массой 1 200 граммов одного известного немецкого производителя есть платина (0,12% массы), палладий (0,08% массы) и родий (0,008% массы).

Проблема заключается в том, что палладий из сплава ещё надо выделить. Способов существует несколько, и все они довольно затратны и сложны, поэтому нет никакого смысла работать с единичными катализаторами. Если же процесс поставлен на поток, можно получать достаточное количестве металла для дальнейшего его использования или продажи.

Крупнейшее месторождение палладия в мире находится в Норильске. Причём, по иронии, этот металл является лишь побочным продуктом добычи никеля. На данный момент крупнейшие автопроизводители стремятся запастись палладием впрок, так как цена на него, согласно прогнозам, будет только расти. Но этот рост не может быть бесконечным. Он продлится ровно до тех пор, пока выгоднее и эффективнее не станет использовать другой металл – платину.

Переход с одного металла на другой невозможен в короткий срок – перестроение производства может занять несколько лет и потребовать миллиардов евро. Именно поэтому одной из самых затратных статей в бюджете многих крупных автопроизводителей стал поиск замены палладию и платине.

Состав катализатора

В основном состав катализатора – керамические или металлические соты, с иридиево-платиновым напылением. При работе двигателя соты нагреваются и токсичные газы, проходящие сквозь них, догорают. Когда соты забиваются, двигателю тяжело “дышать”, в результате этого падает мощность. Сегодня на улицах можно увидеть невероятное количество машин, каждая из них имеет двигатель внутреннего сгорания и производит токсичные газы: оксид азота, моно оксид углеводорода и несгораемые компоненты топлива. Поэтому такое устройство как катализатор, подключенный к двигателю перед выхлопной трубой, необходим в автомобиле.

Состав катализатора автомобиля

Состав катализатора устроен таким образом, что этот элемент выпускной системы сокращает выбросы токсичных газов в атмосферу. Газы, которые производит двигатель, попадают в конвертер и выходят из него всего за одну десятую долю секунды. Здесь мы рассмотрим, из чего состоит катализатор. Под нержавеющей крышкой спрятаны два керамических блока, каждый из которых состоит из тысячи каналов. Если взглянуть на них в поперечном разрезе, они напоминают соты. С торцов блоки покрыты драгоценными металлами: платина и родий на первом блоке, платина и палладий на другом. Такие металлы очень дорогие, но они стоят этих денег. Ведь вместе они могут взаимодействовать с токсичными газами и производить вместо них безопасные для здоровья.
Все эти металлы не подвергаются коррозии.

Склад каталізатора

Хитрость этого устройства в том, чтобы максимально увеличить площадь контакта металлов с газами, для этого и нужны микро каналы. Реакция превращения происходит при достаточно высоких температурах – около 750 градусов за Цельсием. Токсичные газы сами способствуют разогреву покрытия, ведь выходят из двигателя при температуре около 500 градусов. Автомобилю нужно пройти немалый путь, прежде чем наберется нужная температура и произойдет преобразование. Но даже в этом случае, катализаторы сокращают выбросы, в 5 раз меньше их попадает в атмосферу.

Основные составляющие катализаторов

Катализатор – деталь, которая может послужить даже отработанной. Ведь драгоценные металлы, находящиеся внутри, можно сдать в наш сервис. Даже небольшое количество платины, палладия и родия в пересчете может составить хорошую компенсацию. Определить содержание поможет спектральный анализ, в среднем показатели следующие: катализатор содержит от 0,05 до 4,95 г палладия, и от 0,1 до 1 г платины.
Каталитические нейтрализаторы бывают керамическими и металлическими. Это определяет состав их внутренних ячеек, изготовленных из керамики или металла. Вид катализатора зависит от марки автомобиля, на котором Вы передвигаетесь.
От пробега автомобиля будет зависеть состояние катализатора, ведь он выходит из строя со временем, поэтому покрытие может вылетать вместе с материалом устройства. Вам как продавцу совсем не выгодно, ведь каждый миллиграмм палладия, родия или платины имеет большую ценность. Поэтому ездить со сломанным катализатором не выгодно ни водителю, ни автомобилю.
На нашем сервисе можно сделать проверку автомобиля. Первые сигналы о поломке Вы можете наблюдать самостоятельно, ведь нейтрализатор – это устройство, которое имеет лямбда-зонд. Он следит за уровнем кислорода, и в случае несоответствия показателей, передает сигнал на бортовой компьютер. Если Вы привезли только отработанный катализатор, его проверят на наличие драгоценных металлов. Даже если таковых не окажется, утилизировать катализатор правильно – обязанность каждого водителя, ведь он накапливает в себе несгоревшие токсические вещества, которые отравляют окружающую среду.

Принесите катализатор нам! Получайте честную компенсацию за биржевой стоимостью. Свяжитесь с нами и оцените качественное обслуживание!

Что находится в катализаторах, и зачем их скупают

Lorem ipsum – псевдо-латинский текст, который используется для веб дизайна, типографии, оборудования, и распечатки вместо английского текста для того, чтобы сделать ударение не на содержание, а на элементы дизайна. Такой текст также называется как заполнитель.

  • Главная
  • Справка
  • Что находится в катализаторах, и зачем их скупают

Из-за чего тема с автокатами набирает обороты, и зачем скупают катализаторы в специализированных пунктах скупки в любом состоянии — б/у, неисправные, битые, сломанные?

  • Что находится в автомобильном катализаторе
  • Наиболее ценная часть катализатора
  • Какие есть драгоценные металлы в катализаторе
  • Сколько в катализаторах ценных металлов по весу
  • Почему компании скупают б/у катализаторы
  • Что делают с катализаторами от автомобилей

Что находится в автомобильном катализаторе

Катализатор (каталитический конвертер, нейтрализатор, КН, а в обиходе — кат, автокат, каталик) является частью выхлопной системы автомобиля. Внешне выглядит как металлическая деталь цилиндрической формы. Закреплен за выхлопной трубой или во фланце выпускного коллектора. Установлен в количестве от 1 штуки на каждом современном авто, а на новых БМВ, Ауди и Мерседесах может стоять до 4 катов одновременно.

Конструктивно катализатор — это корпус из стального сплава с входным и выходным патрубками. Внутри корпуса закреплены:

  • каталитически активный ячеистый блок — главная рабочая часть;
  • датчик фиксации уровня загрязненности выхлопа, достигнутого после прохождения центрального рабочего блока;
  • защитный кожух — термостойкая прокладка, которая теплоизолирует и защищает содержимое ката от встряски, трения и ударов.

Главная функция каталитического нейтрализатора — очищение выхлопных газов с целью снижения уровня токсичных выбросов в атмосферу. Действующие компоненты, за счет которого происходит очищение выхлопа, начинают функционировать при работающем двигателе. Двигатель разогревает наполнитель ката до температуры в 300℃ и выше. Отработанные горячие газы попадают в корпус катализатора через входной патрубок. Далее газы рассеиваются по полым ячейкам, где активные элементы нейтрализуют опасные вещества. Очищенные выхлопные газы покидают устройство через выходной патрубок, переходя в выхлопную трубу и потом уходя в воздух.

Наиболее ценная часть автоката — носитель

То, что нас интересует в разрезе ценности — это содержимое корпуса, так называемый носитель. Носитель представляет собой керамическую или металлическую ячеистую вставку, напоминающую по структуре пчелиные соты. На стенки ячеек тончайшим слоем нанесено каталитически активное напыление, содержащее редкие и дорогие металлы платиновой группы. Именно дорогостоящий состав напыления делает автомобильный катализатор востребованным вторичным сырьем.

Какие есть драгоценные металлы в катализаторе

Ценными компонентами каталитического слоя являются платина, палладий и родий. Процентное соотношение химических элементов в сплаве варьируется от зависимости от происхождения катализатора:

  • Родий и палладий преобладают в напылении катов, снятых с авто с бензиновым типом двигателя.
  • Платины обычно больше в автокатализаторах, снимаемых с мощных дизельных двигателей иномарок.

Текущая цена палладия за грамм — $62.75, платины — $30.14, родия — $369.73. И хотя курсы валют и биржевые котировки на LBMA (Лондонский рынок драгоценных металлов), являющемся главным ориентиром расценок, постоянно меняются, все равно стоимость перечисленных драгметаллов в совокупности в десятки раз превышает стоимость золота.

Сколько в катах ценных металлов по весу

Катализатор — один из самых дорогих узлов автомобиля, хотя содержание ценных компонентов в напылении составляет всего 0,05-0,8% от массы самой детали. Если взять максимально усредненные значения, то получится, что в автомобильном катализаторе весом 1,2 кг на 1 килограмм веса автоката приходится:

  • платины — 1,5 г;
  • родия — 0,15 г;
  • палладия — 1,3-1,4 г.

Точные цифры назвать можно только после рентгенофлуоресцентного анализа. Производители могут ставить разные каты даже на пару аналогичных машин, оснащенных одинаковыми двигателями — выбор зависит от рынка сбыта. К примеру, автомобили, реализуемые в государствах ЕС (Австрия, Бельгия, Германия, Швеция и пр.), оборудуются по стандартам Евро-5 и Евро-6 — более мощными катализаторами с увеличенным количеством активных компонентов. В большей степени интерес представляют устройства на основе керамических носителей, особенно из импортной керамики, поскольку процент драгметаллов в них преимущественно выше. Металлические катализаторы по той же причине немного отстают и по цене, и по популярности на вторичном рынке.

Почему компании скупают б/у катализаторы

Ресурс автомобильного катализатора рассчитан на 100 000 — 120 000 км пробега, иногда деталь изнашивается и/или ломается раньше. После выхода из строя КН не подлежит ремонту, только замене в автосервисе. Старый кат после демонтажа обычно отдают владельцу, который может сдать деталь в пункт приема катализаторов и получить взамен определенную сумму.

Что делают с катализаторами от автомобилей

Cобранные катализаторы отправляют на заводы с целью вторичной переработки и утилизации.В процессе переработки из «начинки» отработанных деталей извлекают драгметаллы. К примеру, платину и родий отделяют выщелачиванием. Палладий извлекают гальваникой и электродуговым нагревом с поэтапным повышением температуры до 500℃, охлаждением до 100℃ и добавлением минеральной кислоты на финише. Как видим, технологии разнообразные, но неизменно сложные и трудозатратные. Чтобы их реализовать, необходимы навыки, профессиональное оборудование, специфические реактивы. В гаражных условиях добычей драгметаллов из отработанных автокатов заниматься нерентабельно, больше уйдет материалов, чем выйдет прибыли. Выгоднее сдать катализатор в компанию, которая перенаправит партию на завод, занимающийся переработкой б/у катализаторов в промышленных масштабах.

Как обманывают скупщики автомобильных катализаторов

Каталитический нейтрализатор является самым дорогим элементом выхлопной системы. Это объясняется тем, что для очистки выхлопных газов используются драгоценные металлы. По этой причине спрос на такие фильтры есть даже после того, как они выходят из строя. Сейчас есть много скупщиков катализаторов, однако не все из них ведут дела честно.

Какие факторы влияют на стоимость отработанного катализатора

Сдать отработанные катализаторы

Ценность каталитического конвертера определяется содержанием драгметаллов. Всего в производстве фильтров используют три таких элемента:

  • Платина – в среднем 1,5 г/кг;
  • Палладий – от 1,3 до 1,4 г/кг;
  • Родий – до 0,15 г/кг.

На концентрацию этих металлов в отдельно взятом катализаторе влияет множество факторов. Например, страна производства и класс машины. Самые обогащенные фильтры ставят в авто премиум-класса, особенно если страна производства Япония, Америка или Франция, где защите окружающей среды уделяют много внимания.

Еще одним фактором, влияющем на изначальное содержание драгметаллов, является тип двигателя. В дизельных моделях можно найти больше платины, в бензиновых же преобладают родий и палладий.

Стоит отметить, что со временем количество ценных металлов в фильтре уменьшается, особенно если двигатель часто работает на высоких оборотах. Также этому способствует регулярная заправка топливом низкого качества.

выкуп отработанных катализаторов

На корпусе конвертера обычно находится маркировка, по которой можно примерно определить ценность фильтра. Всего есть три варианта:

  • «Pt, Pd + Rh» – устаревший вид катализаторов. В среднем содержит 1470 ppm платины, 900 ppm палладия и 270 ppm родия;
  • «Pt + Rh» – такие нейтрализаторы можно встретить в дизельных авто, а также моделях премиум-класса. Здесь полностью отсутствует палладий, зато много платины (2500-3500 ppm);
  • «Pd + Rh» – фильтры без платины, но с повышенным содержанием палладия (3000-3500 ppm).

Стоимость конкретного металла может меняться в зависимости от ситуации на рынке. Заказать оценку и выгодно продать отработанный катализатор можно в автосервисе «Восток». Пункты работают в таких городах Украины как Одесса и Харьков.

Способы извлечения и оценки драгметаллов в пунктах приема

Для извлечения ценного сырья из конвертера предусмотрены механические и химические способы. Чаще всего используется механический подход, суть его заключается в следующем:

  1. Корпус нейтрализатора разрезается для извлечения керамических сот.
  2. С помощью XRF или другого типа анализа определяется содержание ценных металлов.
  3. Сортировка фильтров и помол сот до однородной массы.
  4. Анализ полученного материала и определение точного состава пробы.
  5. Извлечение ценных металлов и утилизация отходов.

Из химических методов самым популярным является выщелачивание. Для этого применяются специальные окисляющие вещества в жидком состоянии. Сложность способа заключается в необходимости многократного повторения процедуры, так как в фильтре присутствуют окиси алюминия, из-за чего тяжело извлекается платина.

К остальным химическим методам извлечения драгметаллов относятся обработка соляной кислотой, гальванический способ и электродуговое нагревание.

Как не нарваться на мошенников при сдаче отработанного катализатора

Современные методы анализа позволяют определить содержание драгметаллов с погрешностью в 3-10%. Недобросовестные скупщики могут занижать итоговые результаты на 20-40% с целью получения большей прибыли от последующей перепродажи.

выкуп сажевых фильтров

Надежные компании платят клиенту 75-80% от фактической стоимости металлов на рынке. В Украине выгодно продать отработанный нейтрализатор можно в СТО «Восток».

Понять, что на пункте приема вас пытаются обмануть, можно по следующим признакам:

  • Передвижной пункт приема. На первый взгляд такие пункты кажутся весьма удобными, однако там практически всегда занижают показатели конвертера;
  • Завышенные обещания. Обещать заплатить вдвое больше от реальной стоимости металлов могут только мошенники;
  • Махинации с оборудованием. Самым простым приемом является подкладывание пальцев под сверток с пробой. В таком случае создается пространство между материалом и оборудованием. Также бывают случаи, когда скупщики проводят анализ по измененной формуле, или вводят неправильные данные в анализатор;
  • Нарушение процедуры взятия пробы. Проба должна браться строго с трех мест фильтра – верха, низа и середины. Любой другой вариант является махинацией;
  • Закрытый процесс помола и анализа. За закрытыми дверьми легко можно заменить пробу на менее качественную;
  • Обнаружение вольфрама. Этот элемент содержится только в нейтрализаторах от больших грузовиков, а также специальных фильтрах оранжевого цвета. В легковой машине его быть не может.

Если у вас возникли сомнения по поводу порядочности скупщика, можно попросить предоставить пробу для независимой экспертизы.

Выводы

Отработанные катализаторы содержат драгоценные металлы, поэтому их можно выгодно сдать. Сейчас появилось много скупщиков такого профиля, и среди них нередко встречаются мошенники. Определить их можно по завышенным обещаниям, махинациям с оборудованием и пробами, а также закрытому процессу анализа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *