Сколько вольт должно подаваться на аккумулятор при зарядке
Перейти к содержимому

Сколько вольт должно подаваться на аккумулятор при зарядке

  • автор:

Правильный и безопасный заряд аккумулятора — как и чем заряжать?

Правильный и безопасный заряд аккумулятора - как и чем заряжать?

Сразу оговоримся — настоящая статья предназначена для неподготовленных людей, аккумуляторщики и опытные пользователи вряд ли почерпнут для себя что-то новое.

Не отвлекаясь на второстепенные моменты, мы постараемся донести до читателей статьи базовые основы заряда аккумулятора и поможем выбрать правильное зарядное устройство.

Какие существуют методы заряда.
1. Заряд постоянным током.

Заряд производится при установленном значении зарядного тока (измеряется в Ампер) без ограничения напряжения (измеряется в Вольт). Пример устройства, обеспечивающего данный способ заряда – классический тяжелый трансформаторный зарядник – выпрямитель. Величина зарядного тока и длительность заряда определяются исходя из значения емкости, технологии изготовления и состояния аккумулятора. Ограничить напряжение при таком способе заряда возможно только вручную, уменьшением значения тока. Данный способ используется как правило профессиональными аккумуляторщиками и рекомендуется только для опытных пользователей.

2. Заряд при постоянном напряжении.

Заряд производится при заданном постоянном значении напряжения. Ток может быть ограничен возможностями и настройками зарядного устройства (пользователем). Пример устройства, обеспечивающего данный способ заряда – автомобильный реле-регулятор. Современные продвинутые реле-регуляторы при участии ЭБУ способны менять напряжение заряда по алгоритмам, установленным автопроизводителями, но суть от этого не меняется – заряд все равно происходит при постоянном напряжении. Данный метод не обеспечивает полного заряда аккумулятора и предназначен в первую очередь для восполнения недавно утраченного заряда, не более!

3. Заряд смешанным методом.

Первый этап заряда производится методом постоянного тока установленным (ограниченным) значением тока до достижения заданного значения напряжения (предустановлено в зарядном устройстве или ограничено пользователем). Второй этап начинается по достижении заданного напряжения, зарядный ток стабилизируется и его значение начинает падать, по сути на данном этапе заряд уже идет при постоянном напряжении. Правильный заряд этим так называемым смешанным методом могут обеспечить современные импульсные зарядные устройства, но только те, которые имеют функцию ограничения напряжения значением, подходящим для технологии изготовления и состояния конкретно взятого аккумулятора. Данный способ (метод) и подходит больше всего обычному, неопытному пользователю, которому надо при проведении заряда учесть состояние своего аккумулятора и технологию его изготовления, а также уяснить ряд нехитрых правил проведения заряда. Ну и, конечно, надо иметь правильное зарядное устройство.

Необходимо уяснить, что ресурс батареи снижают три основных явления:

– Оплывание (осыпание) активной массы с решеток (электродов), которое происходит при перезаряде либо в процессе естественного механического износа, застарелый сульфат в активной массе также способствует ее быстрому осыпанию. Данное явление носит необратимый характер, лечению не подлежит, при критическом уровне данного процесса батарея подлежит замене.

— Сульфатация, т.е. образование кристаллов сульфата свинца на пластинах в процессе разряда АКБ. Сульфат всегда присутствует в любой батарее, его образование и растворение – это естественный рабочий процесс, происходящий при разряде-заряде батареи. Кристаллы сульфата могут быть небольшими и легко растворимыми, при хроническом недозаряде они становятся крупными и тяжело растворимыми. Данное явление до определенных пределов носит обратимый характер, но чем старее в батарее сульфат, чем глубже он проник в поры активной массы, тем тяжелее его растворить, тем больше усилий придется для этого приложить и больше действий совершить.

— Расслоение электролита (кислотная стратификация). Электролит состоит из воды и серной кислоты, причем кислота физически тяжелее воды. В процессе заряда сульфат растворяется и кислота снова попадает в электролит, причем стремится стечь по пластинам в нижнюю часть корпуса АКБ. Данное явление наиболее усиливается в разряженных батареях и наименее характерно для тех АКБ, в которых разряд незначительный и своевременно восполняется. Устраняется расслоение электролита путем доведения заряженной батареи до состояния, при котором происходит ее интенсивное «кипение», т.е. электролиз, разложение воды на кислород и водород.

Вышеперечисленные явления как правило идут рука об руку, и эксплуатация АКБ с застарелым сульфатом приводит к ускоренному осыпанию активной массы (нерабочая осыпающаяся активная масса называется шламом) и повышенному расходу воды из АКБ, все это сопровождается расслоением электролита. Это происходит потому, что крупные кристаллы сульфата уменьшают площадь пластин, на которой происходит химическая реакция, оставшаяся рабочая активная масса подвергается более высокой нагрузке, все больше зарядного тока бесполезно тратится впустую на электролиз – разложение воды на кислород и водород. Соответственно, чем больше в АКБ застарелого сульфата, тем быстрее происходят описанные негативные процессы и все ближе утилизация АКБ.

Правильный и полноценный заряд проводится при температуре АКБ, сопоставимой с комнатной. Но начинать заряд вполне можно при любой температуре АКБ, если батарея очень холодная, заряд просто нужно начинать малым током.

Если нам нужно зарядить исправный аккумулятор, который имеет свежий незначительный разряд, скажем, не более 50 % от емкости, достаточно будет ограничить напряжение окончания заряда 14,8 – 15 Вольт, зарядный ток ограничиваем значением, не превышающем 10 % от реальной емкости аккумулятора (учитывайте, что за время эксплуатации емкость может значительно уменьшиться относительно исходной). Свидетельством окончания заряда будет служить падение зарядного тока до значения 0,5 – 1 Ампер. Наличие пробок на аккумуляторе позволит окончательно убедиться в окончании заряда путем измерения контроля уровня электролита и его плотности, которая должна достичь заводской – 1,27 – 1,31 г/см3 (крайне желательно знать исходную плотность).

Если требуется зарядить аккумулятор с почти полностью разряженного состояния, либо есть сомнения относительно его исправности или есть необходимость в сезонном профилактическом заряде, целесообразно применить несколько иной алгоритм заряда, разделив заряд на два этапа.

На первом этапе, не нагружая активную массу на пластинах, проводим заряд током, не превышающем 10 % реальной емкости АКБ, ограничив напряжение безопасным значением, не более 14,4 – 14,8 Вольт. Перед зарядом необходимо убедиться, что уровень электролита достаточен, чтобы были закрыты пластины, при необходимости немного долить дистиллированную воду. Доводить уровень до исходного на первом этапе не нужно, так как в процессе заряда он может подняться и есть риск получить избыточный уровень электролита. Если батарея была глубоко разряжена или долго эксплуатировалась в состоянии хронического недозаряда, лучше значение тока выставить как можно меньше, вплоть до 1 % от емкости. Чем меньше значение зарядного тока, тем качественнее и полнее происходит заряд, только дольше по времени. На первом этапе задача состоит в том, чтобы максимально полно восполнить емкость батареи без избыточной нагрузки на активную массу на решетках. Индикатор окончания первого этапа заряда – падение зарядного тока до значения менее 0,5 — 1 Ампер, чем меньше, тем лучше.

На втором, самом важном этапе заряда, нужно решить две основные задачи – растворить застарелый сульфат и устранить расслоение электролита. При наличии неравномерного и/или недостаточного уровня электролита также добавляется задача выровнять уровень и плотность электролита во всех банках. В таком случае второй этап заряда также называется уравновешивающим, или выравнивающим зарядом.

Необходимо тщательно выровнять уровень электролита дистиллированной водой. И довести его до уровня заводского, который в разных АКБ составляет от 1,5 до 3 см. Проще, если в АКБ есть какие-либо физические индикаторы в виде, например, пластиковых лапок-ограничителей. Если нет, нужно найти информацию в руководстве или на сайте завода-производителя.

Устанавливаем такие параметры заряда, которые обеспечат интенсивное газовыделение из электролита, т.е «кипение». Напряжение, при котором будет интенсивно кипеть АКБ по технологии Са/Са, составляет примерно 16 — 16,3 Вольт, гибридная Sb/Ca – примерно 15,2 – 15,8 Вольт, для сурьмянистых должно хватить 14,6 — 15 Вольт. Величину зарядного тока лучше ограничить 1 – 5 % от емкости АКБ, причем чем более «запущена» батарея, тем меньше зарядный ток есть смысл выставить, заданное напряжение при этом будет достигаться конечно же дольше.

Положительный результат можно будет считать достигнутым, если зарядный ток после достижения заданного напряжения упал до 0,5 — 1 Ампер и ниже, плотность электролита достигла исходного значения 1,27 – 1,31 г/см3 (необходимо знать заводские параметры плотности), стала равномерной во всех банках, и значение плотности не меняется на протяжении двух – трех часов. Даже если за короткое время зарядный ток упал до низкого значения (0,5 Ампер), заряд все равно целесообразно продолжить на протяжении нескольких часов для устранения кислотной стратификации. Если положительный результат не достигается на протяжении многих часов, если по плотности «отстают» некоторые банки, можно поднять напряжение заряда на 0,1 – 0,3 Вольт. Иногда можно и даже нужно поднять ток и напряжение заряда и выше, или вообще снять ограничение по напряжению, но, повторяемся, наша статья для неопытных пользователей, данные действия Вы будете осуществлять на свой страх и риск.

Если описанные действия не привели к нужному результату, отдайте АКБ в квалифицированный сервис или замените на новую. Либо выжмите из нее оставшийся ресурс и потом замените.

Если у Вас АКБ с лабиринтной крышкой без пробок, отрегулировать уровень электролита без «колхозинга» не получится, поэтому нужно хотя бы попытаться убедиться, что он есть, путем просвечивания АКБ мощным источником света. Такие батареи, несмотря на то, что маркетологи назвали их "необслуживаемыми", как раз таки очень нуждаются в своевременной правильной дозарядке, потому что полностью заряженная исправная кальциевая АКБ практически не расходует воду, и уровень электролита в ней долгое время остается ровным и стабильным.

Особенности заряда батарей по технологии Са/Са EFB.

Заряд аккумуляторов EFB производится так же, как и обычных кальциевых. Нужно только учесть одну особенность — в правильных EFB пластины толще и скомпонованы плотнее, расстояние между ними меньше, по этой причине электролит в них перемешать тяжелее, плотность в верхних слоях батареи может подниматься дольше. Будьте готовы к тому, что второй этап заряда на повышенном напряжении возможно придется производить дольше, напряжение поднимать выше.

Особенности заряда батарей по технологии AGM, GEL.

А вот AGM и GEL технологии заряжать с применением высоких значений напряжения крайне нежелательно. Ввиду того, что в них отсутствует электролит в жидком виде, кислотная стратификация как таковая отсутствует, перемешивать электролит не нужно, и избыточное напряжение приведет к безвозвратной утрате воды. Поэтому заряжать их следует в один этап с ограничением напряжения 14,3 — 14,4 Вольт. Если результат не достигнут, можно попробовать поднять напряжение заряда до 15 Вольт, но долго скорей всего такая батарея уже не прослужит. Глубокий разряд такие батареи переносят хуже классических, и вероятность их восстановления после глубокого разряда ниже. Их "конек" — цикличность, т.е. работа в режиме многократного частичного разряда-заряда. Но никак не глубокого разряда. Поэтому задача пользователя при эксплуатации таких батарей — не допускать их разряда и своевременно его восполнять.

Ну и собственно, какое зарядное устройство выбрать?

Полноценное зарядное устройство, которое позволит правильно зарядить аккумулятор, изготовленный по любой технологии, должно иметь регулировку не только зарядного тока, но и, что самое важное, напряжения заряда. Причем крайне желательно, чтобы регулировка была плавной (особенно для зарядного тока) и как можно более широкими диапазонами. Допустима ступенчатая регулировка напряжения заряда, лишь бы этого самого напряжения хватало для правильного заряда. Также важно, чтобы зарядное устройство без "разрешения" пользователя не переходило по окончании заряда в так называемый буферный режим (хранение аккумулятора при пониженном напряжении с компенсацией саморазряда), это препятствует полноценному окончанию заряда и "добивке" емкости до 100%.

Примером полноценного импульсного зарядного устройства, которое способно полностью заменить старый трансформаторник — выпрямитель, является "Вымпел-57" производства ООО "НПП "ОРИОН", либо более продвинутая "интеллектуальная" его версия — "Вымпел-55".

Ну и конечно, старое доброе трансформаторное зарядное устройство — выпрямитель, способное заряжать методом постоянного тока без ограничения напряжения, но, повторимся, на наш взгляд, это инструмент для опытного и умелого пользователя. При работе с таким зарядным устройством необходимо контролировать напряжение заряда мультиметром.

Помните, что своевременный и правильный профилактический заряд как минимум в два – три раза продлит ресурс Вашего аккумулятора!

Как следует заряжать автомобильный аккумулятор?

Как правильно заряжать автомобильный аккумулятор

Автомобильная аккумуляторная кислотная батарея (АКБ) выполняет роль дополнительного источника электрического питания в любом автомобиле. Запуск двигателя и работа электроприборов при не запущенном моторе осуществляется именно благодаря работоспособному аккумулятору. Во время работы двигателя питание электросистемы производится от генератора, в это же самое время аккумулятор восполняет свой заряд. Со временем из-за изменений погодных условий или тяжелых режимов эксплуатации ресурс батарей истощается. Способность держать и восполнять энергию снижается, проще говоря — аккумулятор быстро разряжается и тяжело заряжается. В этой статье мы разберем основные способы восстановления эффективного заряда автомобильных аккумуляторов.

Устройство автомобильного аккумулятора

Устройство автомобильного аккумулятора

Отметим, что большинство современных автомобилей оснащены свинцово-кислотными аккумуляторами с номинальным напряжением 12 В. Они представляют из себя емкость, в которой заключены пластины с положительным и отрицательными зарядами, помещенные в раствор из электролитов серной кислоты и воды. Химическая реакция, спровоцированная окислением свинца на аноде, воспроизводит энергию и происходит восстановление диоксида свинца на катоде во время разряда. При заряде внутри аккумуляторного блока осуществляется обратная реакция химических процессов — начинается электролиз воды, при этом на аноде (положительном электроде) выделяется кислород, а на катоде — водород.

Проверка состояния АКБ

Срок службы автомобильных аккумуляторных батарей безусловно зависит от условий эксплуатации и частоты обслуживания АКБ. Чтоб жизненный цикл батареи был максимально продлен, необходимо знать, как следить за состоянием аккумулятора и выполнять зарядку правильно, в зависимости от “самочувствия” батарей. Узнавать, в каком состоянии находится аккумулятор не сложно. Визуально оцените компенсацию жидкостей, то есть, плотность электролита и уровень погружения пластин в него. Если если необходимость, недостаток можно восполнить добавкой дистиллированной воды и электролита. Учитывайте при этом плотность жидкостей: средний показатель в условиях нормальных температур составляет 1,28 г/см3, измеряется ареометром при комнатной температуре.

Степень заряда аккумулятора

Таблица напряжения АКБ при соответствующем уровне заряда

После наблюдения за уровнем жидкостей проверяется степень заряда аккумулятора. Для этого потребуется воспользоваться вольтметром и определить по исходному напряжению в какой степени аккумулятор заряжен/разряжен. Полностью заряженный аккумулятор выдает напряжение с показателем выше 12 вольт. Таблица напряжения АКБ при соответствующем уровне заряда поможет Вам определить степень заряженности аккумуляторной батареи. С помощью вольтметра также проверяется способность генератора заряжать аккумуляторную батарею автомобиля. Для этого при работающем двигателе и отключенных электроприборах измеряют напряжение на клеммах генератора. Ему положено выдавать приблизительно 14 вольт, при неисправностях сервисного ремня и генератора, показатели выдаваемого тока могут снизится.

Подготовка АКБ к зарядке и меры безопасности

  1. Газы, выделяемые при активном заряде аккумулятора довольно активные, поэтому нужно всегда выкручивать пробки вентиляции.
  2. Заряжать аккумулятор не рекомендуют в местах с плохой вентиляцией или жилых помещениях.
  3. Особое внимание уделяется пожарной безопасности. При наполнении банок электричеством выделяются кислород и водород, а это как известно взрывоопасные компоненты. Не допускайте искрообразований рядом с заряжающимся устройством.
  4. Важно не перепутать полярность (плюс и минус) при подключении зарядного устройства при посадке крокодилов на клеммы. Один промах может вывести из строя как зарядное устройства, так и батареи.

Правильная зарядка автомобильного АКБ

Как долго заряжать аккумулятор автомобиля

Существует два метода зарядки автомобильного аккумулятора, способом подачи энергии от зарядного устройства при постоянном напряжении и при постоянной силе тока. Зарядка АКБ постоянным напряжением предельно простой процесс: нужно поставить и ждать. При этом напряжение подается в стабильном диапазоне 14,4–15,5 вольт и позволяет зарядить батарею до 80-90% емкости. Зарядить АКБ до 100% ее емкости возможно при помощи зарядных устройств со способностью работать при постоянной силе тока. При зарядке АКБ с постоянным током одним из популярнейших способов считается двухфазный режим. Первая — заряд осуществляется током, равным 0,1С20, пока напряжение на заряженном аккумуляторе не станет 14,4 Вольт. После сила тока вдвое уменьшается до уровня в 0,05С20. Зарядка производится до того момента, пока постоянное напряжение и плотность электролита не становятся постоянными.

Как быстро зарядить аккумулятор?

Когда аккумулятор совсем потух, а времени на нормальную зарядку нет, можно попробовать воспользоваться быстрым способ. Зарядить АКБ полноценно хоть и не получится, но когда нужно помочь двигателю быстро запуститься, такой способ может выручить каждого. Для быстрой зарядки вам нужно выключить зажигание, отсоединить клеммы и подключить провода зарядки к аккумулятору. Удобно использовать пусковое зарядное устройство, которые Вы может выбрать и приобрести в нашем интернет-магазине. От сети в 220 Вольт ЗУ выдаст максимальную силу тока. В таком режиме за 20-30 минут, можно зарядить АКБ до того уровня, которого будет достаточно для старта двигателя. К такому же методу относится экстренное "прикуривание" от другого автомобиля, особенно в зимний период. При использовании такого рода подпитки АКБ, общий срок эксплуатации аккумулятора сокращается, поэтому рекомендуем использовать их лишь в крайних случаях.

Сколько времени уходит на нормальную зарядку АКБ?

Если Вы выбираете метод зарядки постоянным напряжением, срок максимальной наполненности батарей может занять от 12 до 24 часов, при том достигнуть заряда только до 80-90% емкости. При методе зарядки на постоянной силе, время будет зависеть от силы тока. Чем меньше установлена подача силы тока (как правило выставляют 1/10 от общей емкости батарей), тем дольше Вы будете ждать полного восстановления заряда. То есть в таком случае может потребоваться около 10 часов заряда. Увеличение силы тока может сократить время заряда, но в то же негативно сказаться на сроке эксплуатации АКБ. Выбирайте зарядные устройства для АКБ, так сказать, "с мозгами". С помощью программной регулировки силы тока такие зарядные устройства помогут осуществлять правильную зарядку, максимально в щадящем для батарей режимах.

Какое должно быть напряжение автомобильного аккумулятора?

Какое должно быть напряжение автомобильного аккумулятора?

Наряду с емкостью и пусковым током, напряжение является одним из ключевых параметров автомобильного АКБ, который необходимо контролировать. Как само напряжение, так и динамика его изменения говорят о текущем состоянии аккумулятора. Любой водитель должен уметь замерять напряжение, чтобы определять, находится ли оно в пределах допустимых значений. Ниже мы расскажем о том, каким должно быть напряжение АКБ, как замерять его значение, что делать в случае отклонений от нормы.

Нормальное напряжение АКБ

Полностью заряженный автомобильный аккумулятор должен иметь напряжение 12,7 В. Производители устанавливают допустимые отклонения от номинального значения. Крайне важно, чтобы вы не выходили за эти установленные рамки. В некоторых случаях допускает отклонение в большую сторону на 0,3-05 В, если АКБ был приобретен сравнительно недавно. Более того, некоторые производители заявляют напряжение в 13-13,2 В нормальным значением.

Совет: чтобы узнать реальное значение напряжения, никогда не замеряйте этот параметр сразу после зарядки. Измерительный прибор покажет реальное значение только спустя 1-2 часа.

Напряжение в 12,1 В и ниже считается нежелательным для АКБ. Если оно снизилось до указанного критического значения, необходимо срочно зарядить аккумулятор. Эксплуатация АКБ с низким напряжением чревата негативными процессами, такими как сульфатация пластин. Поскольку многие модели дешевых АКБ не подлежат ремонту, придется купить новое изделие.

Как замеряют напряжение

Получить довольно точное значение напряжения можно с помощью обычного вольтметра или мультиметра, установленного в режим замера напряжения. У опытных автомобилистов есть так называемая нагрузочная вилка, с помощью которой можно контролировать этот важный параметр как без нагрузки, так и путем воссоздания условий активного использования АКБ. Перед применением необходимо внимательно прочитать инструкцию к прибору. Сильная просадка напряжения под нагрузкой может свидетельствовать о резком уменьшении реальной емкости батареи, даже если без нагрузки прибор показывает напряжение, близкое к нормальному значению (12,7 В).

Критическое значение

Если напряжение на клеммах АКБ упало ниже 11,6 В, вы вряд ли сможете запустить двигатель, так как мощности тока недостаточно для корректной работы стартера. Критическим значением для свинцово-кислотных АКБ является значение 8 В. Такое низкое напряжение свидетельствует о невозвратимом заряде, то есть, зарядить их до номинального значения не получится. Аккумуляторы с жидким электролитом также «не любят» глубоких разрядов. При этом и сильные перезаряды плохо влияют на их «здоровье».

Советы и рекомендации по обслуживанию

  • Проверяйте состояние генератора, чтобы он обеспечивал нормальную зарядку АКБ при работающем двигателе.
  • Время от времени замеряйте напряжение на клеммах аккумулятора, чтобы не допускать сильного разряда, так как при этом плотность электролита снижается, сульфат свинца, содержащийся на пластинах, опадает в токопроводящую жидкость. Как результат, эксплуатационные параметры батареи резко ухудшаются.
  • Вовремя заряжайте аккумулятор. Если вы допустите чрезмерное падение напряжения, скорее всего АКБ уже не подлежит восстановлению.
  • Не допускайте сильного перезаряда. Хотя при зарядке АКБ руководствуются принципом «больше – лучше», чрезмерный заряд может привести к закипанию электролита и даже взрыву изделия.

Контроль напряжения под нагрузкой

  • Необходимо аккуратно извлечь аккумулятор из авто, соблюдая все меры безопасности.
  • Используя нагрузочную вилку подать нагрузку, превышающую емкость АКБ в 2 раза. Например, если емкость вашего аккумулятора составляет 50 Ам/ч, необходимо подать нагрузку в 100 А.
  • Отслеживайте показатели вольтметра, подавая нагрузку на протяжении 3-5 с.
  • Если напряжение не опустится ниже 9 В, значит батарея находится в исправном состоянии и заряжена нормально.
  • Если напряжение упало до 5-6 В, значит нужно зарядить аккумулятор.
  • При падении напряжения ниже 5 В требуется замена АКБ.

Напряжение АКБ в холодное время года

Низкая температура окружающей среды зимой негативно влияет на плотность токопроводящей жидкости внутри АКБ. Заряженная батарея «отреагирует» на снижение температуры повышением напряжения. Если аккумулятор разряжен, плотность электролита снизится. Как результат, у вас будут сложности с запуском двигателя автомобиля. Из-за низкой температуры зимой скорость химических процессов замедляется, поэтому контролировать основные параметры, такие как напряжение, следует чаще.

Если вы упустили момент и допустили сильный разряд АКБ, можно заказать новую батарею на сайте AkbMagaz.ru. Специалисты АкбМагаз подберут оптимальный аккумулятор по соотношению «цена/качество» для вашей модели автомобиля, проконсультируют вас по любым вопросам, касающимся подбора и эксплуатации АКБ.

Каталог АКБ
  • Клеммы аккумулятора
  • Нагрузочнные вилки
  • Смазка для клемм

Сколько должен выдавать генератор на аккумулятор

Автомобильный генератор – это устройство, которое превращает механическую энергию двигателя в электрическую. Он необходим для зарядки автомобильного аккумулятора и обеспечения работы всех электрических потребителей в машине.

Генератор – описание и схема работы
Причины поломки генератора и способы решения проблемы
Другие причины низкого напряжения
Проверка и диагностика генератора

В этой статье мы расскажем, как работает генератор, сколько ампер он должен выдавать на аккумулятор, какие причины и симптомы поломки генератора, как проверить и диагностировать его состояние и ответим на часто задаваемые вопросы по этой теме.

Генератор – описание и схема работы

Генератор состоит из двух основных частей: ротора и статора. Ротор – это вращающийся элемент, который имеет обмотку возбуждения и контактные кольца. Обмотка возбуждения создает магнитное поле при подаче тока от регулятора напряжения. Контактные кольца служат для передачи тока от щеток к обмотке возбуждения. Ротор приводится в движение от двигателя с помощью ремня.

Статор – это неподвижный элемент, который имеет сердечник из металлических пластин и якорные обмотки. Якорные обмотки индуцируют ток под действием магнитного поля ротора. Типовой генератор современного легкового автомобиля – трехфазный синхронный переменного тока. В его статоре три обмотки, соединенные схемой «звезда».

Для преобразования переменного тока в постоянный используется диодный мост, который состоит из набора силовых диодов. Постоянный ток подается на аккумулятор и бортовую сеть автомобиля. Для регулирования напряжения генератора используется регулятор напряжения, который может быть встроен в щеточный узел или выпрямительный блок генератора. Регулятор напряжения изменяет ток возбуждения в зависимости от нагрузки и скорости вращения генератора.

Схема работы генератора можно представить следующим образом:

Амперы – это единица измерения силы тока, которая показывает, сколько электричества проходит через проводник за единицу времени. Чем больше ампер выдает генератор на аккумулятор, тем быстрее он заряжается и тем больше потребителей можно подключить к бортовой сети.

Сколько ампер должен выдавать генератор на аккумулятор, зависит от мощности генератора, емкости аккумулятора и нагрузки на бортовую сеть.

Мощность генератора обычно указывается в ваттах или киловаттах и зависит от типа и размера двигателя, а также от оснащения автомобиля электрическими устройствами. Емкость аккумулятора обычно указывается в ампер-часах и показывает, сколько энергии он может накопить и отдать. Нагрузка на бортовую сеть зависит от количества и мощности включенных электрических потребителей, таких как фары, печка, кондиционер, аудиосистема и т.д.

Для того, чтобы определить, сколько ампер необходимо выдавать автомобильному генератору на аккумулятор, можно использовать следующую формулу:

где Ig – ток генератора на аккумулятор, Pg – мощность генератора, Ug – напряжение генератора, In – ток нагрузки на бортовую сеть.

Однако, эта формула дает только приблизительный результат, так как в реальных условиях мощность и напряжение генератора могут меняться в зависимости от скорости вращения двигателя, температуры окружающей среды и других факторов. Кроме того, не все потребители работают постоянно и с одинаковой мощностью.

Поэтому для более точного определения тока генератора на аккумулятор необходимо использовать специальные приборы, такие как амперметр или мультиметр.

Причины поломки генератора и способы решения проблемы

Средняя работоспособность генератора составляет около 150-200 тысяч километров пробега. Однако, в зависимости от качества изготовления, условий эксплуатации и обслуживания, он может выйти из строя раньше или позже.

Генератор может сломаться по разным причинам, но чаще всего это происходит из-за:

  • Износа или обрыва щеток, которые обеспечивают контакт с ротором и подачу тока на возбуждение. При этом генератор не выдает ток на аккумулятор и бортовую сеть, напряжение падает, индикатор зарядки загорается, электрические потребители работают слабо. Решение – замена щеточного узла или щеток.
  • Повреждения диодного моста, который состоит из диодов, преобразующих переменный ток в постоянный. При этом генератор выдает низкое или нестабильное напряжение, а также может подавать переменный ток на бортовую сеть, что повреждает электрические устройства. Симптомы – шум или свист в генераторе, перегрев, разрядка аккумулятора, повышенный расход топлива. Решение – замена выпрямительного блока или диодов.
  • Неисправности регулятора напряжения, который контролирует ток возбуждения и поддерживает напряжение генератора в пределах 13.5-14.5 В. При этом генератор выдает слишком высокое или слишком низкое напряжение, что приводит к перезарядке или разрядке аккумулятора и повреждению электрических устройств. Симптомы – колебание напряжения генератора, загорание индикатора зарядки, выход из строя лампочек, предохранителей, реле и т.д. Решение – замена или ремонт регулятора напряжения.
  • Повреждения обмоток ротора или статора, которые состоят из медных проводов и создают магнитное поле и индуцируют ток в генераторе. При этом генератор теряет мощность и эффективность, а также может выдавать низкое или нестабильное напряжение. Симптомы – падение напряжения генератора, загорание индикатора зарядки, слабая работа электрических потребителей, перегрев генератора. Решение – замена или переборка генератора.
  • Износа или порыва ремня привода генератора, который соединяет шкив генератора с шкивом коленчатого вала двигателя и передает крутящий момент для вращения ротора генератора. При этом генератор не вращается и не выдает ток на аккумулятор и бортовую сеть. Симптомы – свист или скрип в области генератора, загорание индикатора зарядки, разрядка аккумулятора, остановка двигателя. Решение – замена или натяжение ремня привода генератора.

Другие причины низкого напряжения

Низкое напряжение в бортовой сети автомобиля может быть вызвано не только поломкой генератора, но и другими факторами, такими как:

  • Разрядка или неисправность аккумулятора, которая приводит к слабой работе электрических потребителей и трудностям с запуском двигателя. Решение – замена или зарядка АКБ.
  • Плохой контакт или окисление клемм и проводов, которые увеличивают сопротивление в цепи и снижают напряжение и энергию. Решение – очистка, затяжка или замена клемм и проводов.
  • Неправильная регулировка угла опережения зажигания, которая влияет на мощность и эффективность двигателя, расход топлива и выбросы, а также на напряжение генератора. Решение – проверка и корректировка угла опережения зажигания.

Проверка и диагностика генератора

Важно знать, сколько вольт должен выдавать генератор на аккумулятор и другие потребители электроэнергии для нормальной работы генератора. Для проверки и диагностики генератора нужны специальные приборы, которые измеряют его параметры в разных режимах. Также можно проверить щетки, диоды, регулятор напряжения и обмотки генератора.

Для безопасности нужно отключить аккумулятор, изолировать клеммы АКБ и провода и предотвратить запуск двигателя.

Для проверки генератора нужно:

  1. Остановить двигатель и осмотреть ремень привода генератора на износ, трещины, растяжение или порыв. Проверить натяжение ремня пальцем. Ремень должен прогибаться на 10-15 мм при усилии 10 кг. Заменить или натянуть ремень при необходимости.
  2. Отключить аккумулятор и осмотреть клеммы и провода генератора на окисление, коррозию, обгорание, плавление или повреждение изоляции. Проверить затяжку клемм и контакт проводов. Очистить, затянуть или заменить клеммы и провода при необходимости.
  3. Подключить вольтметр или мультиметр к клеммам аккумулятора и запустить двигатель. Напряжение на аккумуляторе должно быть 13.5-14.5 В. Столько вольт выдает автомобильный аккумулятор при 2000 об/мин и выключенных потребителях. Если напряжение вне этого диапазона, это может быть неисправность генератора или регулятора. Для точной проверки напряжения можно использовать осциллограф или тестер генератора.
  4. Подключить амперметр или мультиметр к одному из проводов генератора и запустить двигатель. Ток генератора должен зависеть от нагрузки и скорости двигателя. Обычно ток генератора от 10 до 100 А. Если ток слишком низкий или высокий, это может быть неисправность генератора, регулятора, аккумулятора или сети.
  5. Демонтировать генератор и разобрать его. Осмотреть и измерить щетки, колец, диоды, регулятор, обмотки ротора и статора. Для этого можно использовать мультиметр, осциллограф или тестер генератора. Заменить или отремонтировать элементы при необходимости.

FAQ

В этом разделе мы ответим на часто задаваемые вопросы по теме.

Как проверить заряд аккумулятора?

Для проверки заряда аккумулятора можно использовать вольтметр или мультиметр, подключив его к клеммам аккумулятора при выключенном двигателе. Напряжение на аккумуляторе должно быть в пределах 12.4-12.8 В при полном заряде и не ниже 11.8 В при минимальном заряде. Если напряжение ниже этого диапазона, аккумулятор нуждается в зарядке или замене.

Как проверить работу индикатора зарядки?

Для проверки работы индикатора зарядки можно выполнить следующие действия:

  • Включить зажигание, не запуская двигатель. Индикатор зарядки должен загореться на приборной панели, что означает, что он исправен и получает ток от регулятора напряжения.
  • Запустить двигатель и увеличить скорость вращения до 2000 об/мин. Индикатор зарядки должен погаснуть, что означает, что генератор выдает достаточное напряжение для зарядки аккумулятора и бортовой сети.
  • Включить все электрические потребители, такие как фары, печка, кондиционер и т.д. Индикатор зарядки не должен загораться или мигать, что означает, что генератор выдает достаточный ток для работы всех потребителей.
  • Если индикатор зарядки не работает по этой схеме, это может указывать на неисправность индикатора, генератора, регулятора напряжения или проводки.

Как выбрать генератор для автомобиля?

Для выбора генератора для автомобиля необходимо учитывать следующие параметры:

  • Мощность генератора. Она должна соответствовать мощности двигателя и количеству электрических потребителей в автомобиле. Обычно мощность генератора составляет от 0.5 до 1.5 кВт в зависимости от типа и размера двигателя, а также от оснащения автомобиля электрическими устройствами.
  • Напряжение генератора. Оно должно соответствовать напряжению бортовой сети автомобиля. Обычно напряжение генератора составляет 12 или 24 В в зависимости от типа и размера аккумулятора и бортовой сети.
  • Тип генератора. Он может быть однофазным или трехфазным, синхронным или асинхронным, постоянного или переменного тока. Обычно тип генератора определяется типом и размером двигателя, а также требованиями бортовой сети. Типовой генератор современного легкового автомобиля – трехфазный синхронный переменного тока.
  • Размер и форма генератора. Они должны подходить к месту установки генератора на автомобиле и не мешать другим элементам двигателя или кузова. Обычно размер и форма генератора определяются типом и размером двигателя, а также конструкцией автомобиля.
  • При выборе генератора для автомобиля необходимо также учитывать качество изготовления, надежность работы, срок службы и цену генератора.

Вывод

В этой статье мы рассказали о том, что такое генератор, как он работает, сколько ампер он должен выдавать на аккумулятор, какие причины и симптомы поломки генератора, как проверить и диагностировать его состояние и ответили на часто задаваемые вопросы по этой теме. Надеемся, что эта информация была полезна и интересна для вас. Если у вас есть вопросы или комментарии, пожалуйста, напишите их в комментариях к статье. Мы будем рады получить ваш отзыв и помочь вам разобраться в этой сложной, но важной теме. Спасибо за внимание и до новых встреч!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *