Что такое гальваническая оцинковка кузова
Перейти к содержимому

Что такое гальваническая оцинковка кузова

  • автор:

Покрытие кузова машины цинком в домашних условиях. Гальванический метод

Надежность и срок службы любого автомобиля на 90 процентов зависит от качественного кузова. Поэтому при покупке авто эта характеристика может оказаться решающей, да и все знающие люди сразу смотрят на нее.

Но в ситуации, когда приобретается машина уже побывавшая в чьих-то руках или эконом-вариант?

Не стоит отчаиваться, потому что вполне можно покрыть кузов цинком и дома, своими руками. Для этого потребуются прямые руки, некоторый багаж знаний и инструментов, и желание придать своей машине дополнительную прочность.

Зачем нужен оцинкованный корпус?

Оцинковка проводится для того чтобы защитить кузов автомобиля от коррозии и воздействия различных химических соединений, в избытке находящихся на дорожном покрытии. Гораздо проще один раз провести эту операцию чем постоянно латать корпус.

оцинковка кузова на заводе

Производители автомобилей обычно проводят эту процедуру только с нижней частью корпуса (чаще всего ограничиваются только днищем), как с наиболее уязвимым местом машины. Для этого наносят анодную защиту – то есть металл, который имеет меньший электрохимический потенциал по сравнению с основным металлом корпуса.

Наибольшей популярностью пользуется цинк благодаря своей дешевизне и высоким химико-физическим свойствам.

Каким бывает цинкование?

Используют три основных вида:

  1. Термическое – готовый корпус опускается в цинковый расплав. Иногда на готовый лист металла наносится тот же самый расплав и направляется на прокатку. Подобную обработку проходят автомобили марок Ford, Volvo, Porsche и GM. Довольно эффективный способ, надежно защищает даже после его дальнейшей обработки.
  2. Холодное – мелкодисперсный цинк по типу краски наносится на корпус авто. Не очень надежен, однако, значительно дешевле остальных видов, часто применяется при цинковании бюджетных авто.
  3. Гальваническое – готовую деталь выдерживают в емкости, заполненной цинковым электролитом. Под воздействием тока, цинк намертво прилипает к металлу кузова. Эта технология получила распространение среди крупных европейских и японских автопроизводителей.

В домашних условиях первый вариант вряд ли получится провести, а последние два стоят внимания.

Холодная оцинковка

Тут все просто кузов очищается от ржавчины и грязи, а потом по нему распыляется мелкодисперсный цинк, в общем, процесс очень похож на покраску баллончиками автомобиля своими руками.

Посмотрите полезное видео, тест цинка спрея Zinc Spray BOLL:

Гальваническое цинкование своими руками

Простой способ цинкования отдельных деталей выглядит примерно так:

  1. Берется раствор цинка, хлорид или сульфат цинка. В случае если его не удалось приобрести, вполне можно приготовить его самостоятельно, для этого нужно лишь растворить металл в серной или соляной кислоте. Ингредиенты для этого вполне можно найти в магазинах, торгующих радиодеталями, хлорид цинка используется как паяльная кислота. А в магазинах с автозапчастями можно купить серную кислоту, она часто применяется как электролит в кислотных аккумуляторах.
  2. Для приготовления раствора нужна кислостойкая емкость. В ней сперва кладется цинк, потом все аккуратно и не спеша заливается кислотой. Примерное содержание цинка получается 400 г на 1 литр кислоты. Важно выполнять это действие на открытом воздухе и вдалеке от всевозможных очагов возгорания, так при реакции выделяется водород, который неплохо горит и еще лучше взрывается. Простой способ понять, что кислота полностью выработалась, это кинуть еще немного цинка, если от него не пойдет пузырьков водорода значит, реакция успешно завершилась.
  3. Нужно отделить прозрачный раствор от жидкого осадка.
  4. Теперь нужно взять деталь, подготовленную для цинкования и подключить на нее минусовой провод от источника тока.
  5. Плюс нужно подключить к кусочку цинка.
  6. Теперь и деталь, и цинк помещаем в получившийся раствор, а затем включаем напряжение. Вполне достаточно будет обычных 12 вольт от аккумулятора и зарядного устройства. Ток заставит осесть растворенный цинк на детали, а кусочек металла будет обогащать раствор.
    Важно соблюдать правило: провод к которому подключен цинк ни в коем случае не должен контактировать с раствором. Может произойти реакция, и тогда весь процесс пойдет насмарку.
  7. При правильном протекании процесса на детали появиться равномерный слой серого цвета. Главное, чтобы процесс протекал не слишком быстро, иначе металл может потемнеть или стать рыхлым. Чтобы этого избежать ток должен быть не выше 1 Ампера.
  8. После окончания процесса деталь следует промыть в растворе пищевой соды или на крайний случай воды. Это нужно чтобы нейтрализовать остатки кислоты.

Некоторые автолюбители с хорошим воображением, прочитав инструкцию выше, представили, как они будут погружать корпус машины целиком в раствор. Этого не потребуется!

Для гальванической оцинковки своими руками вовсе необязательно купать кузов в электролите. Этот метод предназначен для оцинковки только отдельных деталей автомобиля.

Для этого она подготавливается, счищается вся грязь и ржавчина, причем в этом деле нельзя применять уничтожитель ржавчины или ортофосфорную кислоту.

Потом нужно обернуть кусочек цинка в ткань, желательно несколько раз. Добыть цинк легко, например, можно разобрать круглую батарейку, в которых стаканчик изготовляется из необходимого нам материала. К добытому стаканчику подключается плюс от аккумулятора, а минус остается на массе автомобиля.

Для соединения проводов идеально подходят зажимы для прикуривания, главное смотреть чтобы ткань не касалась их.

как подключать

Схема подключения при цинковании

Далее, смочить обернутый бинтом стаканчик цинка паяльной кислотой или хлористым цинком, и аккуратно начать водить по детали, которую надумали подвергнуть цинкованию (посмотрите видеоинструкцию ниже).

Металл будет потихоньку осаживаться на поверхности. В конце процедуры требуется промыть оцинкованное место раствором пищевой соды или просто, водой.

Посмотрите видео по теме, как сделать самому оцинковку в гараже:

Интересное видео, защита металла от коррозии с помощью цинка (как приготовить материалы и выполнить оцинкование):

Заключение

Нужно быть аккуратным и соблюдать технику безопасности при работе с электричеством и химическими растворами. И вы сможете оцинковать кузов своего автомобиля, при этом значительно сэкономив.

  1. Эффективное средство от ржавчины Цинкор-авто. Отзывы
  2. Какой преобразователь ржавчины самый лучший для машины
  3. Чем убрать ржавчину и жучки с кузова авто? Средства и способы борьбы с коррозией
  4. Ремонт кузова автомобиля своими руками. Восстановление кузова с помощью покраски
  5. Что такое покрытие Раптор для автомобилей? Технология покраски кузова

Виды оцинковки кузова и чьи машины не ржавеют

Виды оцинковки кузова и чьи машины не ржавеют

Для многих автомобилистов оцинкованный кузов является одним из главных факторов при покупке машины. Наличие оцинковки говорит о долговечности кузовной части и защите от ржавчины на ближайшие годы использования. Но является ли она панацеей, и машины каких автопроизводителей меньше всего поддаются коррозии?

Что такое оцинкованный кузов?

Прежде чем говорить об автопроизводителях, нужно разобраться в следующем моменте. Оцинковка – это процесс покрытия деталей кузова цинком, что в конечном итоге позволяет защитить металл от коррозии. При этом оцинкование бывает как частичным, так и полным. В первом случае, процессу подвергаются определенные наиболее уязвимые части кузова, в частности, бампера, капот и крылья. Во втором случае, кузов будущего автомобиля полностью покрывают цинком, причем делают это различными способами.

Какие виды оцинковки бывают?

Насчитывается несколько способов, среди которых выделяют цинкрометалл, холодную, гальваническую и горячую оцинковку. Первые два вида не отличаются хорошими защитными свойствами, так как в них используются специальная краска и цинкосодержащая грунтовка соответственно, призванные защитить металл от ржавчины. У цинкрометалла слабые защитные свойства при влажных условиях, а холодная оцинковка до боли боится малейших сколов.

Гальванический способ на данный момент является одним из самых распространенных в виду своей дешевизны и доступности. На производстве будущий кузов автомобиля опускают в специальный электролит, содержащий цинк, и пропускают через него ток. На металле кузова образуется защитная пленка, которая позволяет производителю гарантировать защиту от коррозии в районе 10-12 лет.

Но самым качественным способом является горячая оцинковка, при которой кузов может быть защищен от сквозной коррозии на протяжении более 15 лет. Этот вид схож с предыдущим, вот только вместо электролита используется жидкий цинк, разогретый до температуры в 4000 градусов. После такой горячей ванны на кузове остается слой защитного металла толщиной в 10−15 мкм.

Чьи машины лучше защищены от коррозии?

Издание Inc-News и его эксперты провели исследование и назвали четыре бренда, автомобили которых практически не ржавеют. На четвертом месте расположилась немецкая компания Porsche, а третья строчка досталась шведской Volvo, автомобили которой не раз признавались самыми надежными в мире. На данный момент, второе и третье место в европейских тестах NCAP принадлежит моделям XC90 и XC60, а сдвинула их с пьедестала почета новенькая Mazda CX-30. К слову, обе эти компании используют горячую оцинковку.

На второй строчке надежности находится компания BMW, применяющая гальваническую обработку для всех своих автомобилей. На первом же месте находится Honda со своим легендарным нержавеющим CR-V. Как и баварцы, Хонда в данной модели использует гальванический двухсторонний способ оцинковки кузова. Правда, до 1998 года наносили лишь обычный антикоррозионный слой.

Оцинковка кузова не является панацеей от ржавчины. Да, она способна уберечь кузов от приближающейся беды в виде коррозии на ближайшие годы. Но лишь адекватная эксплуатация автомобиля, своевременное обслуживание и бережный уход за ним станут главным вашим оружием в борьбе с «рыжей бестией».

«Нержавеющие» автомобили: Типы оцинковки кузова

Можно ли верить маркетологам, что машина не подвержена коррозии

Кузов автомобиля делается в основном из стали. А сталь — это такая штука, которая довольно быстро ржавеет. Чтобы замедлить этот процесс, кузов красят и покрывают лаком. Но краска — вещь ненадежная: мелкая авария, сухие ветки кустов или скол, и вот уже краски нет, а кузов ничем не защищен. Поэтому придумали оцинковку.

Панацея тонким слоем

Оцинковка — это когда сталь покрывают тонким слоем цинка. Делать это можно разными способами. Одни способы лучше, другие хуже — об этом через пару абзацев.

Надо понимать, что оцинковка не гарантирует того, что кузов не будет ржаветь. Есть такие типы оцинковки, которые являются оцинковкой только на словах, так сказать, для рекламы и в маркетинговых целях. Но даже хорошая качественная оцинковка не спасет от коррозии, она лишь отсрочит момент начала ржавления стали.

Дело в том, что, когда кузов остается без краски и лака (например, в месте скола), коррозия начинает разрушать цинк, а не сталь, ржавчина не появляется. Но это только до поры до времени, потому что когда цинк разрушается — а рано или поздно он разрушится, — коррозия приступает уже к разрушению стали.

То, как долго скол будет без ржавчины, зависит от многих факторов, а не только от качества и толщины цинкового слоя. Например, от влажности и температуры. В среднем скорость разрушения активного цинкового слоя составляет от 1 до 6 мкм в год, а толщина цинкового покрытия на разных машинах колеблется от 2 до 15 мкм. Быстрее коррозия происходит там, где влажно. Или, например, под налипшей грязью.

Читайте также

Горячая оцинковка

Теперь о типах антикоррозийной обработки. Самая лучшая оцинковка — это горячая оцинковка. При таком способе кузов опускают в ванную с горячим (от 500 до 4000 градусов по Цельсию) цинком. Слой цинка обычно получается около 10−15 мкм. Так оцинковывают в основном дорогие машины и то не все, потому что это достаточно сложный и дорогой процесс. Гарантия на кузова, оцинкованные таким способом, составляет обычно от 15 лет. А раз только гарантия такая, кузов можно считать почти вечным. Примеры машин с горячей оцинковкой: большинство современных моделей Porsche, Audi, Ford, Volvo.

Гальваническая оцинковка

Второй способ оцинковки — это гальваническая оцинковка. Она дешевле и распространеннее. Большинство оцинкованных машин оцинкованы именно таким способом. Кузов опускается в цинкосодержащий электролит, через который пропускают ток. В результате получается очень равномерная оцинковка слоем от 2 до 10 мкм. Гарантия от коррозии на такой кузов обычно в районе 10−12 лет. Таким способом оцинковки пользуются почти все производители не бюджетных машин: Opel, Toyota, Mazda, Volkswagen, Mitsubishi, Chevrolet, Nissan*

Холодная оцинковка

Такой вид оцинковки получил широкое распространение не так уж и давно. Примерно в тот же период, когда балом стали править не инженеры, а маркетологи.

Технология заключается в подмешивании в грунт высокодисперсного цинкового порошка. Оцинкованным кузов в данном случае можно считать лишь формально, потому что цинк, по сути, не на кузове, а в грунте. Нет грунта (если царапина до металла) — нет защиты. Антикоррозийная защита такой «оцинковки» очень небольшая. Большой гарантии на кузов производитель в данном случае не дает, ограничивается обычно общей гарантией ЛКП. Таким способом оцинковываются по большей части бюджетные автомобили: Renault Logan, Lifan, Chery, Great Wall, Hyundai, Renault Logan, УАЗ, ВАЗ.

Цинкрометалл

Данный вид оцинковки встречается редко и только среди небольшого числа недорогих моделей. Суть метода заключается в том, что цинковым грунтом покрывается сталь на стадии проката. Защитные свойства такого способа оцинковки нельзя назвать выдающимися. Особенно плохая защита будет в местах, где влажно и после аварий и повреждений. Таким способом оцинкованы в основном машины марки Kia, Renault.

Важно и то, какая обработка была у кузова: полная, частичная или только узловых соединений. Естественно, что лучше всего, когда оцинкован весь кузов целиком. Но для производителя бюджетных автомобилей и моделей это дорого, поэтому их часто цинкуют частично. Например, только крылья, пороги.

Совсем уж экономичные автопроизводители, которые кроят каждую копеечку, цинкуют только узловые соединения (сварочные швы и крепления, например).

Как видите, оцинковка оцинковке рознь, и по каждой конкретной модели требует уточнения. В интернете можно найти информацию о том, как и в какие годы выпуска цинковалась так или иная модель (и цинковалась ли вообще). Иногда, например, в случае с «Логаном», в первые годы оцинковка была частичной, а потом полной.

В общем, из всего этого следует сделать два вывода. Первый — ржавеют даже оцинкованные машины. Причем ржавеют с разной скоростью в зависимости от погоды, заботливости владельца, температуры, внешних воздействий типа реагентов и грязи и так далее.

Второй вывод — не надо верить заявлением маркетологов о том, что кузов оцинкован. Оцинкован он может быть чисто формально, и надо смотреть на факты — на способ оцинковки и на гарантию производителя на кузов. Чем больше гарантия, тем лучше, вероятно, оцинкован кузов.

*Информация собрана из открытых источников и может содержать неточности. Способ оцинковки может меняться от года к году, от завода к заводу, от модели к модели. Для получения точной информации нужно искать информацию по конкретной модели, году выпуска и заводу.

Читайте новости «Свободной Прессы» в Google.News и Яндекс.Новостях, а так же подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Telegram и MediaMetrics.

Оцинковка кузова

Оцинковка кузова автомобиля — хороший способ продлить срок службы автотехники, путем повышения стойкости металлических частей к воздействию влаги и других агрессивных факторов. Обработка поверхностей машины цинком позволяет продлить ресурс деталей из стали, обеспечив хорошую защиту от коррозии не на один год. В зависимости от используемой технологии и толщины покрытия, цинкование способно защитить металл от ржавчины более 5–50 лет. Модели с кузовом, обработанным таким методом, более популярны среди автовладельцев, поэтому стоят дороже.

Оцинковка стали: суть метода, особенности

Оцинковка стали — разновидность металлообработки, предполагающая нанесение защитного слоя цинка на металлическую поверхность. В итоге образуется оксидная пленка повышенной прочности. Предотвращая контакт железа с кислородом, покрытие исключает окисление. В обычных условиях в результате такой химической реакции верхний слой стали становится рыхлым, превращаясь в ржавчину.

Производители автомобилей используют различные технологии, чтобы увеличить долговечность кузова. Применяемые методы обеспечивают формирование либо тонкого покрытия на поверхности или проникновение молекул цинка в структуру металла путем диффузного насыщения. Полный список общих характеристик, по которым различаются используемые виды защиты кузова от коррозии этим методом, выглядит так:

  • Толщина покрытия. Очевидно, что чем больше сечение защитного слоя, тем он эффективней, надежней и долговечней. В то же время, для мелких деталей такая технология не подойдет.
  • Равномерность(однородность). Для малогабаритных частей кузова более важным является небольшая толщина и однородность защитного слоя.
  • Адгезия. Долговечность защиты зависит от способности удержания покрытия на обработанной поверхности. В идеале, следует оцинковывать металл так, чтобы создать связь на молекулярном уровне с проникновением в структуру.
  • Эстетичность. Обработка не должна ухудшать внешний вид изделия и авто. В зависимости от технологии поверхность покрытия может быть матовой, глянцевой с широкой палитрой цветов — от бледно-синего до темно-серого оттенка.
  • Прочность. Важным параметром защитного слоя является стойкость к ударам, царапинам, другим механическим воздействиям.
  • Самовосстановление. Способность самостоятельно восстанавливаться определяется не только используемой технологией цинкования, толщиной и другими параметрами самого покрытия, но и условиями эксплуатации автомобиля.
  • Стойкость к коррозии. Это наиболее важное из общих свойств доступных методов защиты кузова.
  • Тип обработки. Цинкование может полным, локальным или частичным. В первом случае обрабатываются все поверхности без исключения. Во втором — только отдельные части, а в третьем — лишь сварочные и узловые соединения.

Виды оцинковки кузова: технологии, особенности

Производители «Рено», «Ауди», «Вольво» и других популярных марок для защиты своих авто от коррозии используют различные разновидности цинкования кузова:

Горячее

Среди других типов этот способ является наиболее долговечным, эффективным и надежным. Он обеспечивает повышенную защиту от коррозии более 15–20 лет. Технология предполагает погружение предварительного разогретого кузова в печь-емкость, заполненную жидким цинком, нагретым до температуры 500–4000 0 С. Расплав заполняет малейшие микротрещины.

В процессе горячей обработки формируется защитное покрытие толщиной от 10–15 микрон в зависимости от времени выдержки. Технология довольно сложная и дорогостоящая. В то же время гарантия на такой кузов превышает 15 лет. Однако, горячая оцинковка не позволяет наносить равномерно тонкий слой с привлекательным видом. Наружная поверхность имеет матовый, темно-серый оттенок. Этот метод защиты кузова чаще используется при производстве дорогих моделей Audi, Buick, Opel, Cadilak и других марок.

Гальваническое

Электролитический метод более простой и дешевый. Поэтому большинство производителей чаще используют именно гальваническое цинкование. Обработка осуществляется путем погружения кузова в специальный резервуар, заполненный электролитом с большой долей цинка. При протекании тока частички цинка становятся анодам и оседают на поверхности металла, выступающего в качестве катода.

Помимо простоты, дополнительное преимущество такого способа в возможности обрабатывать даже неметаллические детали и поразительной равномерности (однородности) защитного слоя независимо от конфигурации изделия. Толщина покрытия 2–20 мкм в зависимости от времени выдержки. Гарантия такой оцинковки в пределах 10–12 лет. Этот метод защиты применяется для выпуска серийных моделей бизнес-класса BMW, Lexus, Mercedes, Mitsubishi, Honda и других.

Холодное

Наиболее простая и дешевая технология, которую используют производители бюджетных моделей. В их числе «Рено Логан», «Хендай», «Чери», УАЗ, ВАЗ и другие. Суть метода заключается в нанесении на кузов специальной грунтовки с содержанием высокодисперсной крошки цинка — более 80–93%. Обработку можно выполнять даже в кустарных условиях, используя кисти, валики, другие, всевозможные инструменты или оборудование.

Недостаток такого способа в том, что при разрушении или повреждении грунта защита от коррозии сразу исчезает. Гарантия на такое покрытие обычно не превышает 2–3 года. Плюс к этому, сложно обеспечить равномерность (однородность) покрытия, как и высокую адгезию с основанием.

Цинкометалл

Сущность этой технологии заключается в формировании защитного покрытия в процессе изготовления металлопроката, когда поверхности полуфабрикатов покрываются грунтом с добавлением цинка. Защитная способность такого слоя довольно низкая, как и стоимость. Чаще этот метод используют при сборке недорогих моделей КИА, «Рено», других марок. Ключевой недостаток цинкометалла в полном разрушении защиты при ударах или других повреждениях.

Заключение

Несмотря на дополнительные расходы, покупка автомобиля с оцинкованным кузовом вполне оправдана. По сравнению с моделями без дополнительной защиты от коррозии срок их службы будет больше чем на 5–10 лет в зависимости от качества обработки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *