Как померить датчик температуры мультиметром
Перейти к содержимому

Как померить датчик температуры мультиметром

  • автор:

Как померить датчик температуры мультиметром

Датчик температуры окружающей жидкости (ДТОЖ) – важнейший элемент автомобиля, своевременно предупреждающий о перегреве мотора. Выступает частью системы управления двигателем. В зависимости от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, частота вращения коленчатого вала, процентное соотношение топлива в рабочей смеси и многое другое.

Его устройство довольно простое. Это термистор, расположенный в корпусе. Термистор — это тот же резистор, с той лишь разницей, что сопротивление снижается с повышением температуры. Если датчик температуры выйдет из строя, это может привести к перегреву двигателя. Необходимо следить за его состоянием и при необходимости иметь возможность его оперативно заменить.

Что указывает на неисправность датчика?

Чаще он выходит из строя из-за повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если же у датчика треснул корпус, он приходит в негодность. Может выйти из строя сам термистор, расположенный в корпусе, и на его неисправность указывают следующие факторы:

  1. Загорается контрольная лампа, сигнализирующая о перегреве двигателя
  2. Увеличивается расход бензина
  3. Возникают сложности с запуском мотора, может произойти самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов
  4. На приборной панели появляются сигналы об ошибках.

Если есть признаки поломки датчика температуры, необходимо оперативно провести замену. Его стоимость невысока.

Причины неисправности датчика температуры

Благодаря простоте конструкции, поломки случаются редко. Но тем не менее необходимо знать основные причины выхода датчика из строя, так как это важный элемент и необходимо периодически проводить профилактику.

Причины неисправности датчика температуры могут быть следующими:

    Низкое качество антифриза.

Использование плохого антифриза или отечественного «Тосола» может привести к тому, что поверхность датчика разъедается или покрывается кристаллическим осадком. Температурное воздействие на датчик меняется, и он показывает неверные данные, чаще всего, в сторону занижения температуры.

К сожалению, на рынке встречается много подделок и часто распространены датчики от «безымянных» производителей. Или же датчик может иметь незначительные повреждения и в результате выходить из строя.

В результате изменяются его показатели. Такое встречается при нарушении целостности резьбы, если датчик устанавливался с чрезмерным усилием на затяг или наблюдается износ прокладки-вкладыша.

Это самая распространенная причина выхода из строя датчика. Может быть вызвано целым рядом причин: резким скачком напряжения в электросистеме автомобиля или из-за обычной коррозии контактов.

Как проверить датчик температуры?

Сначала убедитесь в отсутствии неисправности в проводке автомобиля. На ДТОЖ должно постоянно подаваться напряжение в 5 Вольт. Далее проверьте датчик на правильность определения сопротивления. Для этого потребуются: мультиметр, термометр, электрический чайник (или устройство, способное подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Способ 1. Проверка датчика в электрочайнике

Для этого вам потребуется:

  1. Поместить электронный термометр в электрочайник. Он должен выдерживать высокие температуры.
  2. Присоединить к датчику мультиметр
  3. Поместить датчик в чайник
  4. Замерить и записать показания датчика
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика при достижении точек нагрева: +10 С, +15 С, +20 С. Сравнить полученные результаты с таблицей.

Если значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и требует замены.

Способ 2. Проверка датчика без использования термометра

Это менее точный, но более простой способ. Его особенность заключается в том, что кипящая вода выше 100С подниматься не будет. Эту температуру можно взять за контрольное значение и провести измерение температуры датчика при данной температуре. Поместите датчик в кипящую воду и замерьте сопротивления при помощи мультиметра. При температуре в 100 С датчик должен показывать 177 Ом. Учитывая все погрешности (снижение температуры воды до 95-97С), сопротивление может достигать 210-190 Ом.

Датчик температуры охлаждающей жидкости: неисправности, проверка, замена

proverka-datchika-ohlazhdayushhey-zhidkosti_proverka

Датчик температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) является важнейшим элементом машины, от которого зависит своевременное уведомление водителя о перегреве мотора. Как можно догадаться из его названия, его предназначением является измерение температуры охлаждающей жидкости. Он является частью системы управления двигателем, и от его показаний регулируются различные параметры работы мотора: угол опережения зажигания, процентное соотношение топлива в рабочей смеси, частота вращения коленчатого вала и многие другие.

Устройство датчика температуры охлаждающей жидкости довольно банальное. Он представляет собой термистор, размещенный в корпусе. Термистор является резистором, с отличительной особенностью в том, что его сопротивление понижается с повышением температуры.

Выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости может привести к перегреву двигателя и другим проблемам. Важно следить за его состоянием, а в случае возникновения симптомов неисправности проверить датчик температуры охлаждающей жидкости и при необходимости его заменить на новый.

Что указывает на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

proverka-datchika-ohlazhdayushhey-zhidkosti_proverka

Проще всего диагностировать наличие проблемы с датчиком температуры охлаждающей жидкости по его внешнему виду. В большинстве случаев он выходит из строя по причине повреждения, которое может быть механическим или коррозионным. Если у датчика треснул корпус, о его стабильной работе можно забыть. При этом выйти из строя может и сам термистор, размещенный в корпусе, и на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости в данном случае будет указывать:

  • Контрольная лампа, сигнализирующая водителю о перегреве двигателя;
  • Заметное повышение расхода бензина;
  • Проблемы с мотором: сложности с пуском, самопроизвольная остановка, нестабильность холостых оборотов и другие неисправности;
  • Ошибки на приборной панели, определенные электронным блоком управления (их номера варьируются, в зависимости от модели и производителя машины).

Если имеются симптомы, указывающие на неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости, можно сразу произвести его замену. Цена подобного устройства невелика, особенно для распространенных моделей автомобилей. При желании, можно провести его диагностику, чтобы удостовериться в том, что именно датчик является источник возникающих проблем.

Где находится датчик температуры охлаждающей жидкости

proverka-datchika-ohlazhdayushhey-zhidkosti_opt

Собой ДТОЖ представляет небольшое пластиковое устройство с металлической резьбой. С ее помощью он крепится к выпускному патрубку головки цилиндра, вкручиваясь в него. Датчик должен быть расположен так, чтобы иметь прямой контакт с охлаждающей жидкостью, исходя из чего, можно сделать вывод о его неточных показаниях при ее низком уровне.

Важно: На некоторых моделях автомобилей может быть установлено два датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае один из них фиксирует температуру на выходе из двигателя, а второй на выходе из радиатора.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

proverka-datchika-ohlazhdayushhey-zhidkosti_proverka

Перед тем как приступить к проверке непосредственно датчика, требуется убедиться, что нет неисправности в проводке автомобиля. Для корректной работы ДТОЖ, на него постоянно должно подаваться напряжение в 5 Вольт. Проверить это довольно просто, необходимо отсоединить от датчика температуры охлаждающей жидкости провода, и проверить с заведенным двигателем выводимое с них напряжение при помощи вольтметра (мультиметра). Если проблемы не обнаружены, и на датчик подается 5 Вольт, можно приступать к диагностике самого термистора.

Чтобы проверить датчик температуры охлаждающей жидкости на правильность определения сопротивления, потребуется: мультиметр, термометр, электрический чайник (или другое устройство, способное постоянно подогревать воду), ключ для демонтажа датчика.

Когда инструменты будут подготовлены, необходимо первым делом снять датчик с автомобиля. Далее можно действовать двумя способами.

Способ 1: Проверка ДТОЖ в электрочайнике

Первый способ диагностики датчика – это проверка его с использованием электрочайника. Для этого необходимо:

  1. Поместить термометр (желательно электронный, поскольку потребуется замерять высокие температуры) в чайник с прохладной водой;
  2. Далее подсоединить к датчику мультиметр (в положении для измерения сопротивления);
  3. Поместить датчик в чайник;
  4. Замерить показание датчика и записать его;
  5. Включить чайник и записывать показания сопротивления датчика по достижению ключевых точек нагрева — +10, +15, +20 градусов по Цельсию и так далее;
  6. Сравнить полученные результаты с таблицей, приведенной ниже.

Как проверить датчик температуры охлаждающей жидкости

Если полученные значения сильно отличаются от идеальных, значит, датчик температуры охлаждающей жидкости неисправен, и потребуется его заменить.

Способ 2: Проверка ДТОЖ без термометра

proverka-datchika-ohlazhdayushhey-zhidkosti_proverka

Менее точный, но более простой способ проверки датчика, – это без использования термометра. Суть его заключается в том, что вода при нагревании достигает 100 градусов по Цельсию, и выше ее температура подниматься не может. Соответственно, данную точку можно взять за контрольное значение, и замерить сопротивление датчика при данной температуре.

Поместите датчик температуры охлаждающей жидкости в кипящую воду и замерьте его сопротивление при помощи мультиметра. При температуре в 100 градусов датчик должен показывать значение около 177 Ом. Учитывая погрешность на снижение температуры в процессе кипения (примерно до 95-97 градусов по Цельсию), в момент измерения сопротивление датчика должно находиться на уровне около 210-190 Ом.

Как с помощью мультиметра определить, исправен датчик температуры или нет

В наши дни электрические водонагреватели вошли в семьи простых людей и стали одним из основных бытовых приборов. Датчик температуры водонагревателя является основным измерительным датчиком для получения нагреваемой среды воды. Если датчик температуры поврежден, температура, нагреваемая измеряемой средой, не может быть получена точно и вовремя, поэтому электрический водонагреватель не может точно контролировать температуру.

Датчики температуры, используемые в электрических водонагревателях, в основном включают термисторные датчики температуры и платиновые терморезистивные датчики температуры, которые выводят сигналы сопротивления на вторичный приборный термостат. Среди них термистор, обычно используемый в электрических водонагревателях, представляет собой термисторный датчик температуры с отрицательным температурным коэффициентом, и его выходное сопротивление становится меньше по мере увеличения температуры. Термическое сопротивление платины увеличивает ее выходное сопротивление при повышении температуры.

Мультиметр для измерения качества термистора NTC
Установите датчик температуры водонагревателя на нормальную температуру. Подсоедините два щупа цифрового мультиметра к двум контактам термистора, чтобы измерить его фактическое сопротивление. Затем сравните измеренное фактическое сопротивление с номинальным сопротивлением, если разница между фактическим сопротивлением и номинальным сопротивлением составляет ±2 Ом, это считается нормальным. Наоборот, характеристики термисторного датчика температуры ухудшаются или даже повреждаются. Также можно нагреть термистор и нагреть его зажигалкой. Значение сопротивления мультиметра уменьшается с повышением температуры, что указывает на то, что термисторный датчик температуры в норме, а значение сопротивления не изменяется, что указывает на повреждение термисторного датчика температуры.

Используйте мультиметр для измерения качества платинового терморезистивного датчика температуры.
Так как платиновый терморезистор имеет три вывода, выясните, какой из них другого цвета, и соедините его с одним из щупов мультиметра. Другой измерительный провод подключается к двум дополнительным проводам соответственно. Значения сопротивления измеряются отдельно, если значение сопротивления оказывается бесконечным или ниже 100 Ом после двух измерений, это означает, что тепловое сопротивление платины повреждено. Если значения сопротивления не совпадают после двух измерений, это означает, что есть проблема с компенсационной линией платинового термосопротивления или его выводной линией. В то же время вы можете вручную нагреть платиновое термосопротивление. Если значение сопротивления не меняется, это означает, что платиновое тепловое сопротивление повреждено. Если измеренное фактическое значение сопротивления сильно отличается от номинального значения сопротивления, это означает, что характеристики платинового термического сопротивления ухудшаются.

Поэтому, если электронагреватель хочет нормально контролировать температуру, его датчик температуры очень важен. Если датчик температуры выходит из строя, термостат электрического водонагревателя не может получить сигнал сопротивления, передаваемый датчиком температуры, поэтому система контроля температуры выходит из строя. Независимо от того, как установлена ​​уставка температуры, она не может играть контролирующую роль. Поскольку в закрытой системе управления есть четыре звена, повреждение датчика температуры связано с обнаружением и передачей, поэтому в этом звене возникает проблема с прибором обнаружения, и регулятор температуры не может играть контролирующую роль.

Датчик температуры представляет собой переменный резистор, управляемый температурой. Его можно измерить с диапазоном сопротивления 100K. Если это датчик с отрицательным температурным коэффициентом, сопротивление будет уменьшаться при нагреве датчика. Если он полностью открыт, нет необходимости его измерять. сломан. Если температура термочувствительной части датчика меняется, а сопротивление датчика не меняется, проблема в нем!

Используйте мультиметр с сопротивлением 1 кОм, чтобы измерить значение сопротивления двух ножек (обратите внимание, что руки не касаются трубки сопротивления), а затем сожмите рукой сам корпус сопротивления, чтобы увидеть, увеличивается ли значение сопротивления медленно. Если она увеличивается медленно, это хорошо. Если короткое замыкание, обрыв цепи или постоянное значение сопротивления — это плохо. Значение удельного сопротивления связано с тем, что значение термистора, выбранное производителем, не обязательно совпадает, и фактические измерения должны преобладать.

Используйте положение мультиметра в омах для измерения датчика температуры, а затем прогрейте его вручную. Если сопротивление меняется, это хорошо. Если значение сопротивления не меняется или значение сопротивления отсутствует, это плохо.

Как проверить температуру охлаждающей жидкости

Специалисты расскажут, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Инструкция по проверке и устранению неисправностей пошагово.

Тепловые зазоры деталей бензиновых и дизельных моторов рассчитываются инженерами и конструкторами с учетом прогрева до определенной рабочей температуры. Поэтому силовой агрегат автомобиля реализует заложенные мощностные и динамические характеристики в определенном температурном диапазоне. Пагубно влияют на непрогретый мотор высокие обороты сразу после его пуска, но еще большую опасность вызывает перегрев. Водитель авто должен постоянно контролировать степень нагрева силового агрегата. Для этого нужно знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости и каким способом контролировать ее во время поездки.

Температурный датчик: назначение и неисправности

  • регулировка подачи топлива в цилиндры силового агрегата;
  • коррекция угла опережения зажигания;
  • включение или выключение вентилятора радиатора охлаждения.

Датчик представляет собой термистор, сопротивление которого уменьшается при нагреве. Он помещен в специальный корпус, контактирующий с охлаждающей жидкостью, циркулирующей в системе. При неправильном измерении датчиком температуры ОЖ и передаче в ЭБУ заниженных или завышенных значений возможны следующие негативные моменты:

  • рывки при наборе скорости автомобилем;
  • увеличенный расход топлива;
  • плавающие обороты холостого хода;
  • затруднительный пуск мотора;
  • перегрев двигателя и полная остановка;
  • отсутствие сигналов на включение вентилятора;
  • детонация в цилиндрах.

Как водитель контролирует нагрев ОЖ

Для определения температурного режима работы силового агрегата на приборной панели предусмотрен индикатор со шкалой, показывающий фактический нагрев теплоносителя в системе. Шкала содержит цифровые значения градусов, а также цветовые элементы для акцентирования внимания водителя на граничных значениях нагрева охлаждающей жидкости. По прибору удобно контролировать:

  • процесс прогрева силового агрегата;
  • достижение мотором рабочего температурного режима;
  • нагрев системы до критического значения.

Исправно работающая система охлаждения позволяет поддерживать оптимальный режим работы силового агрегата в диапазоне +80‒90 °С, несмотря на то что при сгорании горючей смеси температура в цилиндре составляет более +2 000 °С. Данное температурное значение считается оптимальным для работы силового агрегата. Благодаря индикатору водитель своевременно определит возможное закипание ОЖ, успеет остановить машину и заглушить мотор для устранения неисправностей.

Измерение температуры теплоносителя

При выходе из строя температурного датчика существует альтернативный способ, как проверить температуру охлаждающей жидкости. Для этой процедуры можно воспользоваться мультиметром (тестером) с функцией измерения температуры. Подойдет обычный бытовой прибор. Мультиметры с функцией измерения степени нагрева комплектуются специальной термопарой. Процесс определения нагрева проводится в следующей последовательности.

  • Прикрепить датчик мультиметра к датчику охлаждающей жидкости, установленному на блоке цилиндров.
  • Для прочной фиксации воспользоваться силиконом.
  • Через определенное время (несколько минут) на дисплее прибора считать значение температуры охлаждающей жидкости.

Также полученное значение позволяет сделать вывод о температурном режиме силового агрегата. Нагрев непосредственно антифриза можно измерить аналогичным способом, зафиксировав датчик мультиметра силиконом на патрубке. При использовании термопары для проведения измерений необходимо обеспечить надежный контакт с поверхностью. Приборы способны измерять значения в широком диапазоне, поэтому подходят для водителей, которые решают, как проверить температуру охлаждающей жидкости при неисправности датчика.

Опасность перегрева двигателя

Если не осуществляется контроль над температурой ОЖ, то при неисправности системы водитель не сможет своевременно принять меры для недопущения повышения нагрева до критического значения. В результате:

  • антифриз начинает кипеть и усиленно испаряться;
  • от двигателя не отводится излишек тепловой энергии;
  • детали цилиндропоршневой группы перегреваются;
  • деформируются элементы контура;
  • тепловые зазоры сокращаются до критического значения, и происходит заклинивание поршней.

Для восстановления двигателя после такой неисправности потребуется проведение дорогостоящего капитального ремонта. При использовании в системе охлаждения дистиллированной воды температура кипения составляет +100 °С, поэтому использование специального состава с температурой кипения не менее +110 °С намного эффективнее и безопаснее для мотора.

Восстановление температурного режима

При загорании сигнального индикатора (лампочки) на панели приборов или, когда стрелка указателя температуры показывает критические значения, а также после появления других признаков перегрева охлаждающей жидкости водитель должен сразу заглушить мотор и принять меры для устранения проблемы. Необходимо выполнить:

  • диагностику (визуальный осмотр) контура перед заливанием охлаждающей жидкости на отсутствие протечки;
  • тестирование радиатора на целостность (герметичность);
  • проверку уровня антифриза в расширительном бачке;
  • при пониженном уровне долить требуемый объем жидкости.

Для недопущения перегрева необходимо проверять исправность электронного датчика. Современные модели автомобилей имеют встроенную систему диагностики, поэтому нужно обращать внимание на исправность контрольной лампочки на приборной панели. Визуальный контроль уровня охлаждающей жидкости в расширительном бачке должен осуществляться водителем систематически.

Каждый водитель должен знать, как проверить температуру охлаждающей жидкости, чтобы обеспечить безопасную работу двигателя в любых условиях эксплуатации. Работа силового агрегата эффективна при оптимальном нагреве антифриза. Автопроизводители рекомендуют начинать движение сразу после пуска мотора, не раскручивая силовой агрегат до высоких оборотов. В таком режиме температура охлаждающей жидкости поднимется до рабочего показания значительно быстрее.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *